Развитие графических навыков
Е. В. КОЛЕСНИКОВА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Сценарии 32 учебно-игровых занятий Издание 2-е, дополненное и исправленное Москва 2001 ББК 74.100.5 К 60 Колесникова Е.В. К 60 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сцена рии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 96 с. (Опыт работы практического педагога). ISBN 5-296-00250-4 Данное пособие является результатом практической работы автора по развитию фонематического слуха у детей 4-5 лет. Может быть использовано педагогами, работающими по программам «Развитие», «Истоки», «Детство», «Радуга». Оно состоит из 32 сценариев учебно-игровых занятий для педагогов и тетради для детей «От слова к звуку». Пособие рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в различных дошкольно - бразо-вательных учреждениях, педагогам классов коррекци-онно-развиваюшего обучения. Может быть использовано родителями при подготовке детей к школе. ББК 74.100.5 ISBN 5-296-00250-4 © Колесникова Е. В., 1999 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001 Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4 — 5 лет», которое является второй книгой цикла по подготовка дошкольников к обучению грамоте. Первая книга этого цикла «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет», третья книга - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», четвертая книга - «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». В данном цикле реализуются основные идеи концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова развивающего обучения, целостной педагогической системе, в которой содержание, методы и формы организации обучения непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
Это второе издание книги данного цикла доработано с учетом пожеланий слушателей курсов Московского института повышения квалификации работников образования и педагогов учебного центра «Перспектива», работавших по предыдущим изданиям. В книге 32 занятия, что обусловлено: во-первых, возросшей необходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольно-образовательных учреждениях; во-вторых, включением в занятия заданий по развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики (т.е. движения пальцев и кистей рук). На необходимость включения этих задач в занятия по развитию фонематического слуха указывают исследования в области речевого развития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от состояния графических навыков и развития мелкой моторики. Кроме того, основным пожеланием педагогов, работавших по предыдущим изданиям книги, дать в конспектах задания на закрепление пройденного материала, что нами и сделано. В книге также представлен дополнительный материал для работы - это стихи, загадки, словесные игры, которые могут быть использованы на занятиях, если дети хорошо справляются с выполнением заданий, предложенных в конспектах. По содержанию дополнительный материал тесно связан с изучаемой темой, что позволит педагогу закрепить знания детей. На данном этапе обучения нами выделены три задачи, которые должны решать педагоги с целью подготовки детей к звуко-буквенному анализу. 1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (Здесь за основу взята «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» /Под редакцией Р.А.Курбатовой, Н.Н.Под-дьякова. -М.: «Просвещение», 1984.) Продолжается знакомство с терминами «слово» и «звук». Детей учат употреблять эти слова при выполнении упражнений в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Обращается внимание на длительность звучания слов. Формируется умение различать на слух твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове: произносить его протяжно, громче, чем он произносится обычно, называть звук изолированно. Дополнительно автором введено ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника. РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Дети учатся: - рисовать вертикальные и горизонатльные линии; —рисовать округлые линии; —рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые ли- нии; - штриховать различные предметы. Здесь за основу взята работа Т.Б. Филичевой «Развитие графических навыков». Но в данном пособии эти задачи решаются в игровой форме. Например, вместо задания «нарисовать вертикальные линии» предлагается «дорисовать иголки ежику», «струйки дождя» и т.д. Тем самым, дети незаметно для себя упражняются в написании элементов букв: ручка к зонтику - элемент буквы «У», цыпленок - буква «О» и т.д. Первые задания дети должны выполнять фломастерами; письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми. Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать карандашом или ручкой. С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затем линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы. К концу года даются задания на заштриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий они устраняются. 3. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ (упражнения для рук, ног, туловища) И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (упражнения для пальцев и кистей рук) Эти задачи решаются во время физкультминуток, на которых дети учатся выполнять различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук.
Для этого используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений со-отвественно тексту. На первых занятиях необходимо выполнять задание вместе с детьми, чтобы они могли подражать движениям педагога. Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, а педагог следит за правильностью позы ребенка и точностью переключения одного движения на другое. Если у ребенка не получается, будьте терпеливы, обратитесь к родителям, чтобы они помогли детям научиться выполнять то или иное движение. Затем дети самостоятельно выполняют движения по словесной инструкции. Особое значение в усвоении детьми первой и второй задач имеют тетради для выполнения заданий ребенком, которые являются приложением к конспектам. Выполнение ребенком заданий в тетради позволяет: 1. Обеспечить минимальный уровень познавательных средств 2. Создать условия для ориентировочно-исследовательской де 3. Развить различные стороны психической деятельности: вни 4. Закрепить имеющиеся представления о фонетической сто 5. Развивать графические навыки. 6. Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее 7. Формировать навык самоконтроля и самооценки. А педагогу поможет: - снять трудности подбора дидактического материала; - контролировать уровень усвоения программы; - наладить отношения с детьми и, что особенно важно, с ма- Однако на сегодняшний день методических разработок, которые бы комплексно решали эти задачи нет. Отдельные авторы делают попытки решить их, чаще всего они рассматриваются в отрыве друг от друга или же решается только первая задача. Так происходит и в самых популярных программах (Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: «Провещение», 1984; Истоки. -М.: Издательский дом «Карапуз», 1997; Развитие. -М.: «Новая школа», 1994), по которым работают многие дошкольно-образовательные учреждения.
Отметим, что в этих программах первая, выделенная нами задача формулируется иначе и называется: в «Типовой» и «Истоки» — «Развитие звуковой культуры речи», а в программе «Развитие» -«Подготовка к обучению грамоте», в программе «Детство» — «Обучение грамоте». Программа «Золотой ключик» по данному разделу работает по «Типовой» программе воспитания в детском саду. В разработке цикла «Подготовка к обучению грамоте» используется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом. Для этого, начиная с четырех лет, его учат работе со схемами слов, что называется моделированием, так как ребенку 4 лет трудно овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух. Таким образом, в данной книге представлен комплексный подход к решению следующих, стоящих перед детьми этого возраста задач: 1) развитие фонематического слуха; 2) развитие графических навыков; 3) развитие основных движений и мелкой моторики. Автор и издатель надеются, что работа по данной книге поможет Вам подготовить детей к следующему этапу обучения — звуко-буквенному анализу, развитию фонематического восприятия речи, а обучение покажется им веселым и радостным. Занятие № 1 Занятие № 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|