Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие графических навыков

Е. В. КОЛЕСНИКОВА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

СЛУХА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Сценарии 32 учебно-игровых занятий

Издание 2-е, дополненное и исправленное



Москва 2001


ББК 74.100.5 К 60

Колесникова Е.В.

К 60 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сцена­ рии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 96 с. (Опыт работы практического педагога).

ISBN 5-296-00250-4

Данное пособие является результатом практичес­кой работы автора по развитию фонематического слу­ха у детей 4-5 лет. Может быть использовано педаго­гами, работающими по программам «Развитие», «Ис­токи», «Детство», «Радуга». Оно состоит из 32 сце­нариев учебно-игровых занятий для педагогов и тет­ради для детей «От слова к звуку».

Пособие рекомендуется широкому кругу специа­листов, работающих в различных дошкольно - бразо-вательных учреждениях, педагогам классов коррекци-онно-развиваюшего обучения. Может быть использо­вано родителями при подготовке детей к школе.

ББК 74.100.5


ISBN 5-296-00250-4


© Колесникова Е. В., 1999 © Оформление. ООО «Изда­тельство ГНОМ и Д», 2001


Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается методическое пособие «Разви­тие фонематического слуха у детей 4 — 5 лет», которое является вто­рой книгой цикла по подготовка дошкольников к обучению гра­моте. Первая книга этого цикла «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет», третья книга - «Развитие звуко-буквенного ана­лиза у детей 5-6 лет», четвертая книга - «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».

В данном цикле реализуются основные идеи концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова развивающего обучения, целост­ной педагогической системе, в которой содержание, методы и фор­мы организации обучения непосредственно согласованы с законо­мерностями развития ребенка.

Это второе издание книги данного цикла доработано с учетом пожеланий слушателей курсов Московского института повышения квалификации работников образования и педагогов учебного цен­тра «Перспектива», работавших по предыдущим изданиям.

В книге 32 занятия, что обусловлено: во-первых, возросшей не­обходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольно-образовательных учреждениях; во-вторых, включением в занятия заданий по развитию графических навыков, развитию основных дви­жений и мелкой моторики (т.е. движения пальцев и кистей рук). На необходимость включения этих задач в занятия по развитию фоне­матического слуха указывают исследования в области речевого раз­вития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от со­стояния графических навыков и развития мелкой моторики. Кро­ме того, основным пожеланием педагогов, работавших по предыду­щим изданиям книги, дать в конспектах задания на закрепление пройденного материала, что нами и сделано.

В книге также представлен дополнительный материал для работы - это стихи, загадки, словесные игры, которые могут быть использованы на занятиях, если дети хорошо справляются с вы­полнением заданий, предложенных в конспектах. По содержанию дополнительный материал тесно связан с изучаемой темой, что по­зволит педагогу закрепить знания детей.

На данном этапе обучения нами выделены три задачи, кото­рые должны решать педагоги с целью подготовки детей к звуко-буквенному анализу.


1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

(Здесь за основу взята «Типовая программа воспитания и обу­чения в детском саду» /Под редакцией Р.А.Курбатовой, Н.Н.Под-дьякова. -М.: «Просвещение», 1984.)

Продолжается знакомство с терминами «слово» и «звук».

Детей учат употреблять эти слова при выполнении упражне­ний в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в опре­деленной последовательности.

Обращается внимание на длительность звучания слов.

Формируется умение различать на слух твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове: произносить его протяжно, громче, чем он произносится обычно, называть звук изолированно.

Дополнительно автором введено ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоуго­льника.

РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Дети учатся:

- рисовать вертикальные и горизонатльные линии;

—рисовать округлые линии;

—рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые ли-

нии;

- штриховать различные предметы.

Здесь за основу взята работа Т.Б. Филичевой «Развитие графи­ческих навыков». Но в данном пособии эти задачи решаются в иг­ровой форме. Например, вместо задания «нарисовать вертикаль­ные линии» предлагается «дорисовать иголки ежику», «струйки дождя» и т.д. Тем самым, дети незаметно для себя упражняются в написании элементов букв: ручка к зонтику - элемент буквы «У», цыпленок - буква «О» и т.д.

Первые задания дети должны выполнять фломастерами; пись­мо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчет­ливыми.

Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать карандашом или ручкой.

С целью постепенного перехода от простейших графических уп­ражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикаль­ные и горизонтальные линии, затем линии с закруглением, а затем


рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

К концу года даются задания на заштриховку, которые вызы­вают у детей определенные трудности, но по мере выполнения за­даний они устраняются.

3. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ (упражнения для рук, ног, туловища) И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (упражнения для пальцев и кистей рук)

Эти задачи решаются во время физкультминуток, на которых дети учатся выполнять различные упражнения для рук, ног, туло­вища, пальцев, кистей рук.

Для этого используются веселые стихи, связанные с темой за­нятия, требующие от детей выполнения различных движений со-отвественно тексту.

На первых занятиях необходимо выполнять задание вместе с детьми, чтобы они могли подражать движениям педагога.

Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, а педа­гог следит за правильностью позы ребенка и точностью переклю­чения одного движения на другое. Если у ребенка не получается, будьте терпеливы, обратитесь к родителям, чтобы они помогли детям научиться выполнять то или иное движение.

Затем дети самостоятельно выполняют движения по словес­ной инструкции.

Особое значение в усвоении детьми первой и второй задач име­ют тетради для выполнения заданий ребенком, которые являются приложением к конспектам.

Выполнение ребенком заданий в тетради позволяет:

1. Обеспечить минимальный уровень познавательных средств
(фонематических и графических), которые дают возможность пе­
рейти к следующему этапу обучения — звукобуквенному анализу.

2. Создать условия для ориентировочно-исследовательской де­
ятельности, что достигается через систему действий, включающих
не только словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком.

3. Развить различные стороны психической деятельности: вни­
мание, мышление, память, речь.

4. Закрепить имеющиеся представления о фонетической сто­
роне слова.

5. Развивать графические навыки.

6. Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее
самостоятельно.


7. Формировать навык самоконтроля и самооценки. А педагогу поможет:

- снять трудности подбора дидактического материала;

- контролировать уровень усвоения программы;

- наладить отношения с детьми и, что особенно важно, с ма-
л оконтактными.

Однако на сегодняшний день методических разработок, кото­рые бы комплексно решали эти задачи нет. Отдельные авторы де­лают попытки решить их, чаще всего они рассматриваются в отры­ве друг от друга или же решается только первая задача. Так проис­ходит и в самых популярных программах (Типовая программа вос­питания и обучения в детском саду. - М.: «Провещение», 1984; Истоки. -М.: Издательский дом «Карапуз», 1997; Развитие. -М.: «Новая школа», 1994), по которым работают многие дошкольно-образовательные учреждения.

Отметим, что в этих программах первая, выделенная нами за­дача формулируется иначе и называется: в «Типовой» и «Истоки» — «Развитие звуковой культуры речи», а в программе «Развитие» -«Подготовка к обучению грамоте», в программе «Детство» — «Обу­чение грамоте».

Программа «Золотой ключик» по данному разделу работает по «Типовой» программе воспитания в детском саду.

В разработке цикла «Подготовка к обучению грамоте» исполь­зуется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные дейст­вия ребенка со словом.

Для этого, начиная с четырех лет, его учат работе со схемами слов, что называется моделированием, так как ребенку 4 лет труд­но овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух.

Таким образом, в данной книге представлен комплексный под­ход к решению следующих, стоящих перед детьми этого возраста задач:

1) развитие фонематического слуха;

2) развитие графических навыков;

3) развитие основных движений и мелкой моторики.

Автор и издатель надеются, что работа по данной книге помо­жет Вам подготовить детей к следующему этапу обучения — звуко-буквенному анализу, развитию фонематического восприятия речи, а обучение покажется им веселым и радостным.


Занятие № 1

Занятие № 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...