Глава 12. Структура «моноцелевых» занятий, формирующих навыки
Эта глава, как и две последующих, иллюстрирует взаимосвязь заданий в структуре занятия. Хотя каждый тип занятия, представленный здесь, преследует лишь одну основную цель, везде соблюдается принцип комплексности, т.е. навыки в других аспектах выступают как средство достижения коммуникативной цели и одновременно совершенствуются сами. Такой подход позволяет формировать произносительные навыки в качестве дополнительной цели, так как произношение, в отличие от интонации, само по себе не имеет коммуникативной функции. Что же касается навыков интонационного оформления высказывания, они, как правило, выходят на первый план в том случае, если предусмотрен этап ознакомления с особенностями интонационных структур и/или с их коммуникативными функциями. Данные критерии позволяют выделить пять типов «моноцелевых» занятий, формирующих следующие рецептивно-репродуктивные навыки: - интонационные (с этапом ознакомления); -лексические (с этапом ознакомления и без него); -грамматические (с этапом ознакомления и без него). Последний тип навыков здесь не рассматривается, так как пример занятия, формирующего грамматические навыки и не включающего этап ознакомления, приводился в главе 10 в ходе иллюстрации связей между заданиями. Итак, рассмотрим примеры занятий различных типов.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИНТОНАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (С ЭТАПОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ) Цель занятия - сформировать навык опознавания и употребления двух типов интонационной шкалы: нисходящей (= ступенчатой) и низкой. Одновременно упрочиваются навыки употребления шести ядерных тонов [45]. Поскольку интонация является одним из способов выражения модальности, интонационные навыки рассматриваются в тесной связи с лексическими и грамматическими, помогающими реализовать то же коммуникативное намерение и выразить то же отношение к ситуации. Основные операции: опознавание, анализ, структурирование (на интонационном и логико-смысловом уровнях). Занятие рассчитано на два часа на II курсе языкового вуза.
Структура занятия
Today you will learn to investigate intonation structures and to see how intonation patterns correspond to the speaker's mood. You will go on learning to characterize people and their actions.
1. Дифференциация на слух высказываний с нисходящей (descending) и низкой (low) шкалой на основе предварительного ознакомления с информацией о характеристиках каждой из них. All attitudes and emotions are expressed with the help of different tone groups. A tone group is a combination of a definite type of scale with a definite nuclear tone. As you know, there are six nuclear tones: Low Fall, High Fall, Low Rise, High Rise, Fall-Rise, and Rise-Fall. There are two main types of scale: the Stepping (= Descending) Scale and the Low Scale. Within the Stepping Scale every stressed syllable is pronounced on a lower pitch than the preceding one. Within the Low Scale all the stressed syllables (with the possible exception of the last one) are pronounced on the same low pitch. Listen to the following sentences and show your red cards for the Stepping Scale and the blue ones for the Low Scale. It &isn't &quite what I \want. It's |much too |late to have |any re|grets \ now. ||What's that ||got to udo with \you? ||Don't take any \notice of him., etc.
2. Чтение вслух ряда предложенийс нисходящей и низкой шкалой согласно заданной разметке. 3. Анализ предложений по компонентам интонационной шкалы. A tune can be divided for purposes of investigation into several elements. The Nucleus is the syllable within which the tone changes (rises or falls): “Don't I \know it?" The Head begins with the first stressed syllable and ends before the Nucleus: "\ What a Difference from |this time \last week!" The Pre-head consists of the unstressed syllables before the first stressed one (= before the Head): "But do you \ really under \stand it?" The Tail consists of the syllables coming after the Nucleus up to a pause: "But can I really be\lieve you when you say that?" The only indispensable element is the Nucleus. Any of the others - or even all the others - may be missing: "Go!" Analyse any three or fourutterances from Tasks 1 or 2 according to the above-given elements.
4. Условно-коммуникативный обмен репликами, развивающий, с одной стороны, навыки использования нисходящей и низкой шкалы, а с другой стороны, навыки соотнесения интонации в воспринимаемом высказывании с настроением собеседника. Предлагаются несколько микродиалогов, в которых первоначальная реплика воспроизводится дважды: с низкой и нисходящей шкалой, при соблюдении того же ядерного тона. Собеседник выбирает соответствующий по смыслу вариант ответной реплики.
Например: - What's that got to do with you? - But it is my business! You needn't be so (surprised, rude) about it. (К заданию 4 желательно дать краткую информацию о том, какие настроения чаще всего выражаются нисходящей и низкой шкалой.)
5. Чтение про себя диалога с заданной разметкой и описание отношения говорящих друг к другу и к данной коммуникативной ситуации.
6. Воспроизведение этого же диалога в парах согласно разметке. Например: - ||Five o'||clock al\ready!We |must get there by \/ dark. - ||How much ||farther\is it? - We |passed the |halfway \/ house | aboutan \ \ hour ago. -/Well, | we’ve |done the || worst part. -~0h \\no! | There's «worse ||still to \come. -I |don't think I can go |on | |very much |\/longer. -I |don't suppose we \ can reach the top. | \No! - |Had we |better | |turn /back? - \Yes. | I |think we'd better. - -Oh /well | we must |try again another \day. -\I am to /blame. | We \started |too |late. - And \/ I was too \slow. [53]
7. Интонирование готовой связной реплики и ее расширение согласно предполагаемому коммуникативному намерению. Reproduce the utterance giving the right intonation patterns according to the attitude of the speaker. Add a few sentences: Don't blame me. It was all your fault. You always say that youcanmanage alone. And what is the result, I wonder? We've lost our way!
8. Высказывание по поводу данной коммуникативной ситуации. (Инструкция косвенно направлена на тренировку в употреблении модальных глаголов с перфектным инфинитивом и таким образом увязывает занятия по выработке фонетических и грамматических навыков.) Should the characters from the dialogue have behaved the way they did? What should they have done, do you think?
9. Свободное комментирование высказываний, связанных с особенностями коммуникативной ситуации, представленной в диалоге. Comment on the following statements: 1) Blaming others is a sure sign of weekness. 2) Love the game more than the prize. 3) A man should make a fair trial of his abilities if the opportunity presents itself.
Данное занятие включает все три этапа: ознакомление, тренировку и речевую практику. При этом речевая практика (задания 8 и 9) направлена не столько на совершенствование самих интонационных навыков, сколько на осмысление коммуникативной ситуации, в которой они реализуются. В этом плане речевая практика близка к этапу ознакомления и составляет вместе с ним своеобразное обрамление занятия. Такое положение дел характерно для начала выработки интонационных навыков, когда коммуникативная ситуация и выбор соответствующей интонационной модели находятся на уровне актуального осознания. Комплексность занятия проявляется во взаимосвязи рецепции и репродукции на этапах ознакомления и тренировки и в привлечении лексических (задание 5) и грамматических (задание 7) навыков для решения общих коммуникативных задач.
Задание 6 кажется, на первый взгляд, проще задания 5. В структуре занятия по говорению они поменялись бы местами. На данном же занятии студенты сначала объясняют коммуникативную ситуацию и лишь затем воспроизводят диалог, потому что тогда им легче быстро переключаться с одного интонационного образца на другой. По своему месту в структуре занятия воспроизведение диалога напоминает трансформационную таблицу на занятии, формирующем грамматические навыки: оба типа задания не коммуникативны, но следуют за условно-коммуникативными, так как требуется использовать интерферирующие навыки и делать это быстро, без обдумывания.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|