Условно-демографическая часть
Группа_________________ Фамилия_______________ Время____________________________
XI. Какие предметы и в какой степени интересовали вас в школе?
Задание. Пронумеруйте перечисленные учебные предметы по степени вашего интереса. В случае их равноценности укажите одинаковый номер. Если в списке нет предметов, которые вас интересовали, добавьте их.
XII. Укажите, какие оценки были у вас в аттестате по перечисленным в таблице предметам? Задание. Поставьте свои оценки в соответствующих графах.
XIII. Каков ваш средний аттестационный балл? _________
XIV. Какие оценки вы получили на вступительных экзаменах? Поставьте свои оценки в соответствующих графах.
Сумма баллов_____________
Анкета обращена к личному опыту обучаемого, что создает мотивацию к ее заполнению. В ходе заполнения обучаемый осмысливает свой прошлый опыт, соотнося его с тем новым, что предлагается в анкете. При этом он выполняет такие интеллектуальные операции, как анализ, сопоставление, выбор, принятие решения и т.д. Анкетная форма с чередующимися в ней прямыми и косвенными вопросами обеспечивает возможность повторения объектов усвоения, находящихся в центре деятельности и постепенность перехода от известного к неизвестному. При проверке по ключу и обсуждении устанавливается обратная связь. Именно этим объясняется высокий процент усвоения информации, вводимой через анкету. Анкета экономична, поскольку время на ее заполнение составляет всего 5-7 минут, а на обсуждение результатов - 10-15 минут. Обучающая анкета создает естественные предпосылки для перехода к выполнению заданий, предусмотренных следующим этапом занятия. Все это позволяет рассматривать обучающую анкету как достаточно эффективный прием обучения.
Анкета оправдывает себя не только в обучающей функции, но и дает интересный диагностический материал. Так, например, ответы на первые вопросы, как правило, обнаруживают, что обучаемые (в нашем случае студенты I курса) недооценивают роль ПВМ как средства коммуникации, не осознают значения этого вида речевой деятельности как аспекта обучения, не понимают важности адресата как основного фактора, влияющего на эффективность высказывания. Кроме того, становится очевидным, что обучаемые не представляют себе в достаточной степени требований к таким видам письменных работ, как аннотация, резюме, реферат, рецензия. Поэтому ясно, что до перехода к этому этапу тренировки необходимо будет сформировать ориентировочную основу для тех видов работ, которые будут представлять трудность именно для данной группы обучаемых. Как средство обучения анкета эффективна тем, что в ней совмещены в сжатом виде основные типы учебных действий, свойственных этапу ознакомления. Кроме того, анкета дает необходимый материал для беседы. Обучающая анкета может быть наполнена материалом на иностранном языке и использоваться при подготовке к устному обсуждению, например, таких тем, как «Национальные стереотипы», «Образ среднего американца». Языковые и содержательные опоры могут быть введены в матрицу анкеты, которая превращается таким образом в своеобразное упражнение для активизации языкового материала и создания готовности к устному общению.
По аналогии с трансформацией традиционной анкеты в обучающую можно трансформировать задания прогностических тестов, используя их в двуединой функции диагностики и обучения. Можно также использовать возможности разных опросников, например опросника на выявление особенностей памяти. В этом случае опросник превращается в своеобразную психологическую игру-упражнение, состоящую из трех блоков. Первый блок ориентирован на выяснение общих особенностей памяти, второй -на особенности запоминания слов при работе над иностранным языком, третий - на проверку себя при работе над конкретными единицами словаря определенного учебника. Проиллюстрируем каждый из трех блоков фрагментами использовавшегося нами опросника «Как я лучше запоминаю?». Содержание блока I составляют вопросы, традиционно используемые в психологических экспериментах для изучения особенностей памяти. Обучаемому предлагается перечень вопросов с заданием - Нужное подчеркнуть. 1. Какой материал вы запоминаете лучше: внимательно прочитанный или прослушанный? 2. Как вы усваиваете материал: при многократном устном повторении или при письменном? 3. Какой материал вы легче запоминаете: конкретный или отвлеченный?
5. Как часто остаются в вашей памяти не обращенные к вам слова? (Часто; никогда; иногда и т.д.) На основании ответов на эти вопросы можно сделать предварительные выводы о превалировании того или иного вида памяти. Например, объект диагностики первого вопроса - это слуховая или зрительная память; второго - зрительная, слуховая, двигательная; третьего - словесно-логическая, наглядно-образная; пятого - произвольная, непроизвольная. Эти объекты должны осознаваться преподавателем, а затем и обучаемым для правильной совместной интерпретации результатов. Содержание блока II составляют вопросы, обращенные к индивидуальному опыту изучения иностранного языка. 1. Учитывая ваш опыт изучения иностранного языка (если он был), скажите, какое количество повторений вам необходимо, чтобы запомнить слово? (1, 5, 10, 15, 20, 30) 2. При каких условиях вы усваиваете иноязычныйматериаллучше:
а) при многократном устном повторении; б) при повторении, сопровождающемсяписьменными опорами. 4. Какими приемами запоминания вы пользуетесь: а) ассоциации (по контрасту, по сходству с русским словом или словами другого иностранного языка); б) группировка слов по теме, по частям речи, по стилистической окраске; в) использование слов в контексте (придумывание собственных предложений, высказываний, комментирование своих действий с помощью изученных слов) и т.д. При ответах на вопросы требуется подчеркнуть нужное и внести дополнения, если необходимо. Блок III (тестирующий) представляет собой опытную проверку ответов на вопросы первых двух блоков. В блок входят задания, направленные на те же объекты, что и в предыдущих блоках. 1. Преподаватель зачитывает 10 слов. Затем учащимся предлагается воспроизвести их письменно. Подсчитывается количество правильно написанных слов. 2. Зрительно предъявляются 10 слов. Задание то же, что в предыдущем случае. 3. Зрительно предъявляются 10 слов. Из них преподаватель зачитывает только те, которые описывают, например, внешность. Предлагается воспроизвести все остальные слова.
5. Предъявляются 10 слов на карточках с переводом. Предлагается сгруппировать их по любому признаку, который облегчит их запоминание (хронологический, пространственный, проблемный, по сходству, по контрасту и т.д.). 10. Предъявляются 10 слов на карточках с переводом. Предлагается составить рассказ, нарисовать схему или картинку для их запоминания. Проверяется воспроизведение. Для проверки запоминания предлагается воспроизвести все слова, которые запомнились из всех заданий. Результаты анализируются и обсуждаются. Отметим, что в процессе этого игрового эксперимента многое запоминается. В этом можно убедиться, если составить различные группы по 10 слов по таким темам, как «Дом, квартира», «Внешность», «Путешествие», и наполнить ими задание опросника. Кроме этого, в ходе самоанализа и самопроверки вырабатывается рациональная система работы над усвоением слова, которая в дальнейшем используется при работе с языковым материалом.
Обучающая анкета, опросник и другие методики, как правило, естественно включаются в канву занятия, т.е. план-конспект, поскольку последний также представляет собой определенную последовательность заданий с необходимой установочной информацией и соответствующими инструкциями по их выполнению. На различных этапах формирования речевой способности (совокупности умений и навыков) содержание диагностической деятельности различно. Так, на этапе ознакомления диагностические задания помогают обучаемому определить уровень своей компетентности, выявить свои сильные и слабые стороны; на этапе тренировки - оценить свою индивидуальную скорость продвижения; на этапе речевой практики - выяснить возможности своего совершенствования в усложняющихся условиях обучения. Ясно, что для достижения запланированного уровня развития речевой способности или ее компонента большое значение имеет путь ее достижения и те свойства личности, которые могут способствовать или препятствовать выработке способности или ходу учебного процесса. Поэтому преподаватель, разрабатывая учебно-диагностические задания, должен иметь в виду единство трех планов диагностики: уровень развития речевой способности, путь достижения цели и свойства личности обучаемого, что и будет показано в последующих главах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|