Экономико-математические методы
Для использования экономико-математических методов в планировании экономический объект или процесс представляется в виде математических зависимостей, т.е. составляется математическая модель. Математическая модель – это система выражений, описывающих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними. Моделирование является логико-математическим отображением структуры и процесса функционирования планируемого объекта с целью проведения на данной модели эксперимента. 1) по форме представления модели делятся на следующие: графические, представляющие собой графическую имитацию планируемого объекта или процесса;– числовые, записанные в виде формул;– логические, записанные в виде логических выражений, например блок-схем; табличные, записанные в виде таблиц. 2) с точки зрения отражения временных интервалов модели делятся на: –– динамические, отражающие свойства объекта планирования изменять свои параметры во времени; статические, не отражающие свойства объекта изменять свои параметры во времени. Во внутрифирменном планировании применяются следующие экономико-математические методы: 1. Методы, основанные на использовании теории вероятности и математической статистики. К ним относятся: А) Методы теории анализа корреляций и регрессий, дисперсионного анализа применяются в планировании для анализа различных статистических связей и установления нормативов. Б) Методы теории массового обслуживания используются при планировании оптимальных соотношений между размерами основного и вспомогательного производства, а также другими структурными элементами предприятия, если процессы в них носят нерегулярный характер и могут быть представлены как процесс массового обслуживания.
В) Методы теории игр и теории статистических решений применяются при принятии и оптимизации решений по управлению процессами взаимоотношения с рынком, созданию сезонных запасов ресурсов и т.д 2. Методы математического программирования. Они позволяют определить оптимальное значение объекта планирования при ограничениях, определяемых условиями работы планируемого объекта. В зависимости от свойств функций, используемых в моделях математического программирования, модели разделяются на следующие классы:– модели линейного программирования, в которых применяются линейные зависимости между планируемыми параметрами; – модели нелинейного программирования; – модели целочисленного программирования, в которых переменные в уравнениях могут принимать лишь ограниченное число дискретных значений; – модели параметрического программирования, если исходные параметры при переменных в моделях могут изменяться в некоторых пределах; – модели стохастического программирования, с их помощью решаются в процессе планирования задачи экстремума при наличии случайных параметров в их условиях; – модели динамического программирования, позволяющие находить оптимальные решения по конечным результатам предыдущих решений; – модели блочного программирования, которые в процессе планирования позволяют точно или приблизительно получать оптимальные решения задач больших размеров по решениям ряда задач с меньшим числом переменных ограничен. 3. Методы имитации. В планировании под имитацией понимают создание модели реальной хозяйственной ситуации и манипулирование с этой моделью в целях обоснования планового решения. Имитационные модели широко применяются для решения следующих задач: – распределения капитальных вложений в условиях возможного риска;
– составление смет капитальных затрат, направленных на максимизацию прибыли предприятия; – планирования и контроля операций производственного цикла; – разработки политики кредитования банка путем моделирования использования займа различными клиентами; – установления зависимости между производством, запасами и сбытом готовой продукции. Как правило, имитационные модели применяются для определения: – характеристик тех или иных систем (например, системы управления запасами или финансами) Примеры: модель Джея Форрестера, модель Монте-Карло). Методы имитации имеют следующие недостатки: – сложность создания модели, написания программы на ЭВМ и правильного применения модели требуют больших затрат времени и квалифицированного персонала; – существует опасность неадекватности установленной связи между некоторыми параметрами модели и реальной ситуации. 4. Методы теории графов. Эти методы применяются в процессе оптимизации плановых решений. Частным видом таких моделей являются модели сетевого планирования. В зависимости от точности определения продолжительности работ модели сетевого планирования разделяются на: детерминированные; стохастические. Сетевой график может быть реализован в нескольких вариантах: 1) Оптимизация сетевого графика по времени: строится сетевой график; задаются временные оценки; определяются резервы времени и критический путь. 2) Оптимизация сетевого графика по затратам: определяется вид работ; строится сетевой график; устанавливается зависимость между продолжительностью работ и их стоимостью; корректировка сети и оценок. 7. Сущность стратегического планирования
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Задача стратегического планирования - обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Функции стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.
Стратегическое (перспективное) и тактическое (текущее) управление имеют свои особенности, методологию и алгоритмы реализации. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому планированию от текущего управления, явилась необходимость переноса центра внимания высшего руководства на окружение предприятия для того, чтобы своевременно и соответствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения. Таблица 1. Сравнительная характеристика признаков стратегического и оперативного управления
Стратегическое планирование - это такой вид планирования, который опирается на человеческий потенциал как основу деятельности предприятия; ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; обеспечивает необходимые преобразования в организации, адекватные изменениям, происходящим во внешней среде, что позволяет предприятию выживать и в долгосрочной перспективе достигать своих целей.
Отсутствие стратегического подхода в управлении предприятием зачастую является главной причиной поражения в рыночной борьбе. Это может проявляться в двух формах, характеризующих цели и порядок разработки плана. Во-первых, предприятие планирует свою деятельность, исходя из предпосылок, что внешняя среда не будет изменяться вообще или, что в ней не будут происходить качественные изменения, которые могут отразиться на жизнедеятельности предприятия. На практике такой подход порождает стремление составить долгосрочные планы, которые жестко регламентируют хозяйственные процессы и операции, не предусматривают возможности их корректировки. Во-вторых, при традиционных подходах к планированию разработка плана начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов предприятия. В этом случае, как правило, оказывается, что предприятие не в состоянии достичь своей цели, так как это достижение связано с потребностями рынка и поведением конкурентов. В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением. Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования: 1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. 2. Стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. 3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. 4. Негативные последствия ошибок стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном. Особенно трагическими бывают последствия неверного прогноза для предприятий, осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность. Высокая степень риска в перспективном планировании может быть объяснена теми областями производственно-хозяйственной деятельности, в которых принимаются решения о выпуске новой продукции; направления вложений средств; новые возможности осуществления бизнеса и т.п.
8. Структура стратегического планирования
Процесс стратегического планирования включает: • определение миссии предприятия, организации; • формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации; • оценку и анализ внешней среды; • оценку и анализ внутренней структуры; • разработку и анализ стратегических альтернатив; • выбор стратегии. Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования) включает также: • реализацию стратегии; • оценку и контроль выполнения стратегии. Основные компоненты стратегического планирования: 1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. 2. Формулирование целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи. 3. Анализ и оценка внешней среды. Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды, непосредственного окружения. 4. Анализ и оценка внутренней структуры (среды). Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. 5. Разработка и анализ стратегических альтернатив. На этом этапе принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию. 6. Выбор стратегии. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. 7. Реализация стратегии. Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований: цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими; необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами. 8. Оценка и контроль стратегии. Данный процесс обеспечивает обратную связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|