Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение чистого наблюдения для формирования ума




Значительная часть существующего в мире страдания воз­никает не столько вследствие сознательной злобы, сколько вследствие невнимательности, несообразительности, по­спешности и несдержанности. Часто достаточно одного-единственного момента размышления, чтобы воспрепятство­вать возникновению далеко идущей цепи несчастий или не­приятностей. Здесь дело обстоит так: выиграть время - зна­чит выиграть всё! Сдержанность, в которой пребывает ут­вердившийся в чистом наблюдении человек, дает ему теперь возможность схватить и как бы удержать именно тот реша­ющий момент, где ум еще способен на формирование и еще не является окончательно установившимся. Поэтому чис­тое наблюдение замедляет или останавливает переход от воспринимающего состояния ума к его активному состоянию. Таким образом оно дает уму более длительный срок для принятия решения. Такое замедление весьма важно, пока внутри человеческой психики нездоровые тенденции обла­дают сильной самопроизвольной энергией и стремятся к непосредственному проявлению. Благодаря сдержанности создаются препятствия для поспешности в словах и поступ­ках, создаются лучшие возможности для разумных размыш­лений и самоконтроля. Если тогда нежелательные и необду­манные реакции не будут более проявляться столь быстро и привычно, пластичность и открытость ума в силу этого зна­чительно возрастут.

Кроме того чистое наблюдение дает нам время пораз­мыслить над данной ситуацией, решить, есть ли в ней необ­ходимость - или вообще желательность - действия или вы­ражения своего мнения. Запад в особенности выказывает слишком быструю готовность реагировать на незначитель­ные неприятности и собственную вовлеченность, когда в таком реагировании нет особой нужды. Как раз в этом обра­зе действий и заключается другая устранимая причина мно­жества горестей и чрезмерных сложностей внутренней и внешней жизни. Чистое наблюдение ведет нас к освобожде­нию от этой причины, и, благодаря достигнутому таким об­разом отпадению ненужного напряжения, возвращает нас к более высокой восприимчивости ума.

Чистое наблюдение направлено на настоящий момент; оно учит нас тому, на что более не способны столь многие люди, - сознательно жить в настоящем. Благодаря бдитель­ному осознанию обманчивости настоящего момента, чистое наблюдение дает возможность вещам приходить к нам из будущего, пребывать в настоящем и скрываться в прошлом, не привязывая нас к ним. Как много энергии расходуется на бесплодные воспоминания о прошлом, на бессмысленную болтовню, на словесное или мысленное «пережевывание» всех обычных банальностей, на пустое раскаянье! Как мно­го сил расточается в размышлениях о будущем, таких как надежды, планы, опасения и заботы! И это также один из источников страдания и разочарования, от которых мы из­бавляемся благодаря чистому наблюдению. Во время чисто­го наблюдения мы оказываемся вновь возвращенными к на­стоящему моменту; оно приводит нас к обладанию свобо­дой, которую можно найти только в настоящем1.

Мысли о прошлом и будущем составляют также основ­ной материал полубессознательных грез; плотная и вязкая масса этих мыслей закупоривает узкое пространство осоз­нания настоящего момента, не оставляя никакой возмож­ности для его формирования и постоянно превращая это осознание в нечто бесформенное. Эти грезы представляют собой и главное препятствие для сосредоточения. Средством избавления от них будет немедленное обращение к чистому наблюдению, как только возникнет мгновенье, когда нет необходимости или какого-либо импульса к целенаправлен­ному мышлению или действию, когда образовался как бы мысленный вакуум, которым охотно завладевают эти грезы. Если они уже появились, тогда нужно только сделать их самих предметом чистого наблюдения, чтобы обратить их обессиливающее воздействие на ум, на них самих, и изгнать их из сознания. Такая практика является также примером того «превращения помехи для медитации в объект медита­ции», о котором нужно будет поговорить позднее.

Чистое наблюдение наводит порядок в захламленных уг­лах нашей психики. Оно показывает нам множество рас­плывчатых восприятий, незаконченных движений мысли, подавленных чувств, которые ежедневно проходят через сознание и создают в нем постоянно увеличивающиеся кучи мусора. Взятые в отдельности, эти обломки и нагроможде­ния умственного мусора незначительны, однако в своей со­вокупности они мало-помалу притупляют остроту функций ума и восприимчивость сознания в целом; последнее проис­ходит потому, что эти отбросы и отходы умственных про­цессов оказывают далеко идущее и определяющее влияние на структуру подсознания, а подсознание в свою очередь сильно влияет на сознание. Ставшее возможным благодаря чистому наблюдению внутреннее зрение пробудит внутрен­нее противодействие подобному состоянию духовной запу­щенности и беспорядка; старательные упражнения в чистом наблюдении ограничат до минимума дальнейшее нараста­ние такого беспорядка. Как раз эта функция чистого наблю­дения, вызывающая самопроизвольное упорядочение дея­тельности ума, служит здесь его формированию.

Устремленное на нас самих чистое наблюдение способ­ствует обнаружению нашей истинной внутренней основы, а потому оно необходимо для формирования ума. В то время как оно направляет наше полное внимание на какую-то воз­никшую внутри нас мысль, оно также отчетливо показывает наши многочисленные возможности и затруднения, силь­ные и слабые стороны. Самообман относительно первых и незнание вторых делает самовоспитание невозможным. Обыкновенно мы склонны к тому, чтобы как можно скорее уйти от тех мыслей, слов и поступков, которые не одобряет наш внутренний судья; равным образом мы неохотно напо­минаем другим людям о собственных слабостях или неуда­чах. Точно также нам хочется показать себя перед другими в наилучшем свете; мы создает обманчивый призрак самих себя, который в один прекрасный день придется разрушить. Подобный самообман облегчает повторное появление этих слабостей, дает им возможность беспрепятственного роста. Он может также оказаться причиной «подавления само­познания», которое является таким же роковым фактором, как и подавление склонностей.

Но когда человек привык сейчас же называть дурные или вредные вещи их подлинными именами, он сделал первый шаг к их преодолению. Если, например, во время созерца­ния ума он осознает: «Сейчас ум охвачен желанием» или во время созерцания объектов ума: «Сейчас я подавляю внут­реннее волнение», - тогда он уже в силу самой этой привыч­ки к простому констатированию создал внутреннее сопро­тивление нежелательному состоянию ума; и эффективность такого противодействия все время возрастает. Именно эта трезвая и краткая форма «регистрирования» внутренних процессов оказывается столь же действенной, как и призыв воли, чувства или глубин понимания, при которых, однако, на сцену выступают лишь силы сопротивления. Чистое на­блюдение естественно направлено на благородные и поло­жительные энергии собственной внутренней природы, и оно приводит их равномерно к полному осознанию. При этом оно укрепляет доверие к самому себе, которое так важно для внутреннего продвижения вперед; оно способствует пол­ному проявлению находящегося еще в зачаточном состоя­нии и, возможно, оставшегося незамеченным нашего внут­реннего добра. Таким образом простой и «незначительный» метод регистрации и констатирования становится чрезвы­чайно действенным фактором формирования ума.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...