Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место в здании буддийского учения




Внимательность занимает определенное место в ряду поня­тий буддийского учения; здесь будут названы лишь важней­шие из этих понятий.

Правильное внимание, самма-сати, представляет собой седьмое звено «восьмеричного пути, ведущего к прекраще­нию страданий» и в объяснении этого пути ясно определя­ется, как «четыре основы внимательности» (см. ниже стр. 64).

Внимательность есть первая из семи «ступеней к просветлению» (баджхана), которые также являются суще­ственными элементами просветления (бодхи). Вниматель­ность стоит на первом месте не только в силу формальной последовательности, но также и потому, что ее формирова­ние представляет собой основу для полного развития шести других свойств, в особенности же для второй ступени к просветлению, «проникновения в истину». Ибо без сфор­мировавшейся внимательности невозможно познание исти­ны, т.е. телесного и психического процесса существования (см. примеч. 71 к главе X). Внимательность далее является одной из пяти «психических способностей» (индрия). Другие четыре: доверие, энергия, сосредоточенность и мудрость. Кроме своей собственной функции внимательность играет здесь важную роль в наблюдении за гармоническим разви­тием и равновесием остальных четырех способностей.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Соответственно своим объектам внимательность бывает че­тырех видов: 1) внимательность к телу; 2) к чувствам; 3) к уму, т.е. к состоянию сознания вообще; 4) к объектам ума (дхамма), т.е. к содержанию сознания в каждом отдельном случае; при помощи постоянной внимательности сознание постепенно усваивает мысленные формы буддийского уче­ния (дхамма). Эти четыре «созерцания», или «анупассана», составляют главные подразделения всего поучения. Иногда их называют также четырьмя «сатипаттхана» - в смысле главных предметов внимательности.

В буддийских писаниях внимательность часто связывает­ся и с другим понятием, которое мы здесь назовем «яснос­тью познания», сампаджанна. Оба эти понятия чаще всего образуют на языке пали одно сложное целое - «сати-сам-паджанна». В этой связи можно было бы в широком обоб­щающем смысле отождествить «внимательность» с удер­живанием ума и упражнением в «чистом наблюдении», ко­торому будет посвящена значительная часть этой книги. Вто­рое понятие, «ясность познания», относится здесь к ясно познаваемому, ясно понимаемому и направленному дей­ствию и мышлению1.

Глава III

Внимательность и ясность познания

УПРАЖНЕНИЕ В ЧИСТОМ НАБЛЮДЕНИИ

Теперь нам необходимо рассмотреть далее оба эти аспекта правильной внимательности.

Из этих двух видов понятий, внимательности и ясности поз­нания, именно внимательность в смысле своей особой функ­ции чистого наблюдения прежде всего характерна для ме­тода сатипаттхана в целом во всем его своеобразии. Чистое наблюдение представляет собой главное вспомогательное средство в повседневной практике метода; оно также со­провождает систематические упражнения от их первых сту­пеней вплоть до достижения высочайшей цели.

ЧТО ТАКОЕ ЧИСТОЕ НАБЛЮДЕНИЕ?

Чистое наблюдение есть ясное и неотвлекаемое наблюдение того, что действительно происходит в данный момент, наблю­дение сиюминутного переживания, внешнего или внутреннего. Это непосредственное созерцание телесного и психического процесса своей собственной сущности в той мере, в какой этот процесс отражается в зеркале нашего внимания. Такое на­блюдение считается «чистым» потому, что наблюдатель счи­тается «чистым» по отношению к объекту, не становится на какую-либо точку зрения, одобренную чувством, волей или мышлением, не производит никаких действий, направленных на объект. Это, как следовало бы здесь выразиться, просто «чистые факты». Если, однако, теперь к первоначальной чи­стой регистрации фактов сразу же присоединяются еще и оценки и другие реакции из прошлого опыта, тогда и сами эти реакции необходимо точно также немедленно сделать объектом чистого наблюдения. Приобретенная таким образом внут­ренняя свобода по отношению к объекту благодаря посто­янным упражнениям мало-помалу станет привычным наней строением, которое при необходимости будет легко вызвать. Едва ли нужно особенно подчеркнуть то обстоятельство, что это чистое наблюдение нельзя рекомендовать почти для всех жизненных ситуаций; разумеется, оно не годится для таких случаев, где требуется принятие решения на словах или на деле где необходимо действовать по плану. Здесь же - место для ясности познания, о чем мы поговорим позднее. Однако как раз в таких ситуациях, которые требуют актив­ного ответа, чистое наблюдение способно выполнять важ­ную подготовительную функцию, которая придает реше­нию большую надежность, а действию - большую уве­ренность в успехе.

Здесь мы рекомендуем чистое наблюдение в качестве методического упражнения в течение установленных для этого кратких промежутков свободного времени, а также для применения, возможно, и в повседневной деловой об­становке, в такие моменты, когда человек способен на ко­роткий срок, скажем, на одну минуту, отвлечься от своей деятельности; или им можно воспользоваться перед важны­ми решениями, включив несколько минут упражнения в чис­том наблюдении в процесс обдумывания.

ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ

Каждый труд требует основательности, если у вас есть наме­рение достичь цели; это в особенности справедливо по от­ношению к такой высокой и трудной задаче, рабочий план которой лежит на благородном восьмеричном пути, веду­щем к избавлению от страданий. В каждую из восьми ступе­ней этого пути включено правильное внимание; наряду со своими функциями оно вносит в практику тот необходимый элемент основательности, который может столь значительно способствовать развитию других ступе пути. «Отсутствие поверхностности» - так названо в буддийском писании одно из характерных свойств внимательности; а в позитивной формулировке это - не что иное, как именно основательность. Точно так же при методическом развитии внимания есте­ственно должна проявиться более высокая степень основа­тельности. Недостаток основательности противоречил бы самому духу правильного внимания и лишил бы работу по его развитию всякой надежды на успех. Подобно тому, как небрежно и неправильно заложенный фундамент должен подвергнуть опасности все здание, так и при духовном вос­питании благоприятное действие тщательного труда по зак­ладке основания распространяется далеко в будущее.

Поэтому правильное внимание восходит к самому нача­лу: оно начинается «снизу», ибо, как говорится в изречении Лао-цзы, «возвышается из глубины». Благодаря чистому наблюдению внимание спускается к самым корням вещей: и с точки зрения духовного процесса это означает, что внима­ние направляется прежде всего на ту упомянутую выше пер­вую фазу процесса восприятия, где ум все еще обладает чистотой по отношению к воспринимаемым объектам. Обыч­но эта стадия имеет едва заметную длительность и в лучшем случае дает нам лишь мимолетные, неполные и ошибочные представления о предметах. Задача следующей фазы вос­приятия исправить и дополнить это первое впечатление. Но так обстоит дело далеко не всегда. Слишком часто первые впечатления со всеми их недостатками принимаются без проверки, и к ним прибавляются новые, далеко идущие ис­кажения, соответствующие более сложному характеру вто­рой фазы. Затем на основе таких ошибочных, неполных и пропитанных всевозможными предубеждениями восприятий делаются ошибочные выводы и принимаются решения, зачас­тую имеющие важное значение. Такие образы восприятия, подчас окрашенные страданием и тесно с ним связанные, могут вновь и вновь разрушать здание морального развития и практики медитации.

И вот тут-то вступает в действие чистое наблюдение в качестве сознательного стремления укрепить первую, чисто рецептивную фазу восприятия, благодаря чему сохранится лучшая возможность правильного выполнения ее важной функции. Чистое наблюдение доказывает основательность своего образа действий, тщательно подготавливая и очищая почву, на которой впоследствии можно будет прочно построить первую фазу следующего психического этапа. Своей очищающей и просветляющей функцией чистое наблюдение служит той целевой установке метода, о которой говорится в начале поучения - «очищению сущности», а это и есть, согласно комментарию, очищение и просветление психики. Весьма важным для такой основательности метода ока­зывается приобретение чистого объекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...