Место в здании буддийского учения
Внимательность занимает определенное место в ряду понятий буддийского учения; здесь будут названы лишь важнейшие из этих понятий. Правильное внимание, самма-сати, представляет собой седьмое звено «восьмеричного пути, ведущего к прекращению страданий» и в объяснении этого пути ясно определяется, как «четыре основы внимательности» (см. ниже стр. 64). Внимательность есть первая из семи «ступеней к просветлению» (баджхана), которые также являются существенными элементами просветления (бодхи). Внимательность стоит на первом месте не только в силу формальной последовательности, но также и потому, что ее формирование представляет собой основу для полного развития шести других свойств, в особенности же для второй ступени к просветлению, «проникновения в истину». Ибо без сформировавшейся внимательности невозможно познание истины, т.е. телесного и психического процесса существования (см. примеч. 71 к главе X). Внимательность далее является одной из пяти «психических способностей» (индрия). Другие четыре: доверие, энергия, сосредоточенность и мудрость. Кроме своей собственной функции внимательность играет здесь важную роль в наблюдении за гармоническим развитием и равновесием остальных четырех способностей. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ Соответственно своим объектам внимательность бывает четырех видов: 1) внимательность к телу; 2) к чувствам; 3) к уму, т.е. к состоянию сознания вообще; 4) к объектам ума (дхамма), т.е. к содержанию сознания в каждом отдельном случае; при помощи постоянной внимательности сознание постепенно усваивает мысленные формы буддийского учения (дхамма). Эти четыре «созерцания», или «анупассана», составляют главные подразделения всего поучения. Иногда их называют также четырьмя «сатипаттхана» - в смысле главных предметов внимательности.
В буддийских писаниях внимательность часто связывается и с другим понятием, которое мы здесь назовем «ясностью познания», сампаджанна. Оба эти понятия чаще всего образуют на языке пали одно сложное целое - «сати-сам-паджанна». В этой связи можно было бы в широком обобщающем смысле отождествить «внимательность» с удерживанием ума и упражнением в «чистом наблюдении», которому будет посвящена значительная часть этой книги. Второе понятие, «ясность познания», относится здесь к ясно познаваемому, ясно понимаемому и направленному действию и мышлению1. Глава III Внимательность и ясность познания УПРАЖНЕНИЕ В ЧИСТОМ НАБЛЮДЕНИИ Теперь нам необходимо рассмотреть далее оба эти аспекта правильной внимательности. Из этих двух видов понятий, внимательности и ясности познания, именно внимательность в смысле своей особой функции чистого наблюдения прежде всего характерна для метода сатипаттхана в целом во всем его своеобразии. Чистое наблюдение представляет собой главное вспомогательное средство в повседневной практике метода; оно также сопровождает систематические упражнения от их первых ступеней вплоть до достижения высочайшей цели. ЧТО ТАКОЕ ЧИСТОЕ НАБЛЮДЕНИЕ? Чистое наблюдение есть ясное и неотвлекаемое наблюдение того, что действительно происходит в данный момент, наблюдение сиюминутного переживания, внешнего или внутреннего. Это непосредственное созерцание телесного и психического процесса своей собственной сущности в той мере, в какой этот процесс отражается в зеркале нашего внимания. Такое наблюдение считается «чистым» потому, что наблюдатель считается «чистым» по отношению к объекту, не становится на какую-либо точку зрения, одобренную чувством, волей или мышлением, не производит никаких действий, направленных на объект. Это, как следовало бы здесь выразиться, просто «чистые факты». Если, однако, теперь к первоначальной чистой регистрации фактов сразу же присоединяются еще и оценки и другие реакции из прошлого опыта, тогда и сами эти реакции необходимо точно также немедленно сделать объектом чистого наблюдения. Приобретенная таким образом внутренняя свобода по отношению к объекту благодаря постоянным упражнениям мало-помалу станет привычным наней строением, которое при необходимости будет легко вызвать. Едва ли нужно особенно подчеркнуть то обстоятельство, что это чистое наблюдение нельзя рекомендовать почти для всех жизненных ситуаций; разумеется, оно не годится для таких случаев, где требуется принятие решения на словах или на деле где необходимо действовать по плану. Здесь же - место для ясности познания, о чем мы поговорим позднее. Однако как раз в таких ситуациях, которые требуют активного ответа, чистое наблюдение способно выполнять важную подготовительную функцию, которая придает решению большую надежность, а действию - большую уверенность в успехе.
Здесь мы рекомендуем чистое наблюдение в качестве методического упражнения в течение установленных для этого кратких промежутков свободного времени, а также для применения, возможно, и в повседневной деловой обстановке, в такие моменты, когда человек способен на короткий срок, скажем, на одну минуту, отвлечься от своей деятельности; или им можно воспользоваться перед важными решениями, включив несколько минут упражнения в чистом наблюдении в процесс обдумывания. ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ Каждый труд требует основательности, если у вас есть намерение достичь цели; это в особенности справедливо по отношению к такой высокой и трудной задаче, рабочий план которой лежит на благородном восьмеричном пути, ведущем к избавлению от страданий. В каждую из восьми ступеней этого пути включено правильное внимание; наряду со своими функциями оно вносит в практику тот необходимый элемент основательности, который может столь значительно способствовать развитию других ступе пути. «Отсутствие поверхностности» - так названо в буддийском писании одно из характерных свойств внимательности; а в позитивной формулировке это - не что иное, как именно основательность. Точно так же при методическом развитии внимания естественно должна проявиться более высокая степень основательности. Недостаток основательности противоречил бы самому духу правильного внимания и лишил бы работу по его развитию всякой надежды на успех. Подобно тому, как небрежно и неправильно заложенный фундамент должен подвергнуть опасности все здание, так и при духовном воспитании благоприятное действие тщательного труда по закладке основания распространяется далеко в будущее.
Поэтому правильное внимание восходит к самому началу: оно начинается «снизу», ибо, как говорится в изречении Лао-цзы, «возвышается из глубины». Благодаря чистому наблюдению внимание спускается к самым корням вещей: и с точки зрения духовного процесса это означает, что внимание направляется прежде всего на ту упомянутую выше первую фазу процесса восприятия, где ум все еще обладает чистотой по отношению к воспринимаемым объектам. Обычно эта стадия имеет едва заметную длительность и в лучшем случае дает нам лишь мимолетные, неполные и ошибочные представления о предметах. Задача следующей фазы восприятия исправить и дополнить это первое впечатление. Но так обстоит дело далеко не всегда. Слишком часто первые впечатления со всеми их недостатками принимаются без проверки, и к ним прибавляются новые, далеко идущие искажения, соответствующие более сложному характеру второй фазы. Затем на основе таких ошибочных, неполных и пропитанных всевозможными предубеждениями восприятий делаются ошибочные выводы и принимаются решения, зачастую имеющие важное значение. Такие образы восприятия, подчас окрашенные страданием и тесно с ним связанные, могут вновь и вновь разрушать здание морального развития и практики медитации. И вот тут-то вступает в действие чистое наблюдение в качестве сознательного стремления укрепить первую, чисто рецептивную фазу восприятия, благодаря чему сохранится лучшая возможность правильного выполнения ее важной функции. Чистое наблюдение доказывает основательность своего образа действий, тщательно подготавливая и очищая почву, на которой впоследствии можно будет прочно построить первую фазу следующего психического этапа. Своей очищающей и просветляющей функцией чистое наблюдение служит той целевой установке метода, о которой говорится в начале поучения - «очищению сущности», а это и есть, согласно комментарию, очищение и просветление психики. Весьма важным для такой основательности метода оказывается приобретение чистого объекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|