Информационный блок порогового уровня.
Стр 1 из 17Следующая ⇒ РАЗВИТИЕ И АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА Учебное пособие для самоподготовки студентов 1-2 курсов медицинских вузов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» Рекомендовано МК теоретических и Гуманитарных дисциплин в качестве Учебного пособия по дисциплине «Анатомия» для студентов 1-2 курсов Медицинских вузов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» Иваново 2016 Катаев С.И., Полянская Л.И., Черненко Н.В., Колобова Т.Л., Новикова М.С. РАЗВИТИЕ И АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА. Учебное пособие для студентов 1-2 курсов лечебного и педиатрического факультетов для самоподготовки к практическим занятиям – Иваново, 2016. – 88 с. Учебное пособие написано в соответствии с примерной программой по анатомии человека 2012 г. Анатомические образования даются в соответствии с последней анатомической классификацией (Nomina Anatomica). Учебное пособие содержит блок информационного минимума, список рекомендованной литературы, контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи). Предназначено для студентов высших медицинских учебных заведений для подготовки к практическим занятиям по анатомии человека по разделам «Остеология», «Спланхнология», «Сердечно-сосудистая система», «Центральная нервная система». Авторы: Катаев Станислав Иванович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России. Полянская Людмила Иосифовна – доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России. Черненко Наталья Владимировна – кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России.
Колобова Татьяна Леонидовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России. Новикова Марина Сергеевна – кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры анатомии человека ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России.
Рецензенты: Диндяев Сергей Валерьевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России. Румянцева Татьяна Анатольевна – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии человека ГБОУ ВПО ЯГМА Минздрава России.
© ГБОУ ВПО ИвГМА Минздрава России, 2016 © Катаев С.И., Полянская Л.И., Черненко Н.В., Колобова Т.Л., Новикова М.С., 2016 ВВЕДЕНИЕ Знания развития внутренних органов здорового человека являются основой для понимания тех изменений, которые возникают в случаях формирования аномалий и пороков развития, способствуют постановке точного диагноза заболевания, помогают предупреждать возникновение аномалий и пороков развития. Освоение раздела необходимо для успешного изучения последующих клинических дисциплин педиатрического, терапевтического и хирургического профиля. Целями освоения дисциплины раздела являются: - формирование системных знаний о строении пищеварительной, дыхательной, мочевой и половой систем и отдельных органов во взаимосвязи с их функцией, топографией, развитием и индивидуальными особенностями в норме на основе современных достижений макро- и микроскопической анатомии с учетом потребностей практической медицины; - формирование умений применять полученные теоретические знания по анатомии при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин. Для достижения вышеуказанных целей перед обучающимся ставятся следующие задачи: - знать закономерности строения и взаиморасположения органов их анатомические и функциональные взаимосвязи;
- знать развитие органов, варианты строения и возможные пороки развития; - владеть знаниями о развитии, строении и функциях органов для понимания патологии, диагностики и лечения в дальнейшем; Результатом освоения данного раздела будут являться формируемые у студента компетенции - ОПК-1 – готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности - ОПК-9 – способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач Практические умения, подлежащие усвоению. Студент должен: - уметь использовать медико-биологическую терминологию при описании структур органа и его топографии (ОПК-1); демонстририровать на препарате или модели структуры органа, его топографию (ОПК-9). - владеть навыками демонстрации основных анатомических структур с учетом требований практической медицины (ОПК-1); описанием структур органа и его топографии с использованием медико-биологической терминологии (ОПК-9). ТЕМА: ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Необходимые исходные знания по изучаемой теме. Для усвоения темы студент должен иметь сведения об эмбриональном развитии человека в пределах школьной программы, знать механизм оплодотворения, стадии эмбриогенеза из лекционного материала по биологии, гистологии, цитологии и эмбриологии. Ориентировочные основы действия при самостоятельной подготовке к занятию и при проведении аудиторной самостоятельной работы. 1. Усвоить этапы развития науки эмбриологии. 2. Выявить стадии развития эмбриона. 3. Выяснить, каким образом происходит дифференцировка сомитов, а также, какие части сомитов дают начало структурам органов и систем организма. Информационный блок порогового уровня. С глубокой древности людей интересовал вопрос о зарождении и развитии организма человека. Существовало много теорий по этому поводу. В Древней Индии считалось, что зародыш возникает от смешения мужского семени с менструальной кровью. В Египте и Древней Греции было мнение, что только отец является творцом зарождения организма, а мать дает ему кровь и пищу. Гиппократ понимал развитие зародыша как следствие взаимодействия огня и влаги. Он же утверждал, что “все части зародыша образуются в одно и тоже время”. Аристотель придерживался противоположного мнения. Его представление о последовательном развитии органов получило широкое распространение и многие века считалось непреложной истиной.
Гиппократовское представление
Лишь трудами многих последующих поколений ученых была развенчана несостоятельность всех предшествующих теорий развития и была сформулирована современная научная теория о зародышевым развитии животных в свете новой науки – эмбриологии. Эмбриология (от греч. embryon – зародыш и logos – учение) – наука, изучающая закономерности развития организма от его зачатия до рождения.
Появление эмбриологии связано с именами многих ученых. Основателем этого учения является отечественный естествоиспытатель Карл Максимович Бэр (1792 – 1876). Он открыл яйцеклетку у млекопитающих, а нидерландский натуралист Антони Левенгук (1632 – 1723) открыл сперматозоиды. Английский врач Уильям Гарвей (1578 – 1657) впервые высказал мысль «все живое происходит из яйца». Отечественный ученый Илья Ильич Мечников (1845 –1916) – основатель эволюционной эмбриологии указал на всеобщее значение в эмбриологии зародышевых листков, на родственные связи между живыми существами и о единстве происхождения всего животного мира.
Формирование взрослого организма человека связано с длительным процессом его развития, в котором различают два периода – пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный). Пренатальный период длится от момента оплодотворения и до рождения плода, после чего начинается постнатальный период развития, который продолжается до достижения организмом взрослого состояния в 15-25 лет. Появление нового организма начинается с процесса зачатия, когда происходит слияние мужской (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) половых клеток (рис. 2 а). Это явление называется оплодотворением (рис. 2 б), сущность которого заключается в объединении ядер половых клеток, что обеспечивает уникальную комбинацию наследственных свойств родителей у нового организма. Оплодотворенная яйцеклетка называется зиготой.
а б Рис. 2. Начальный этап развития человека: а) половые клетки человека: 1 – яйцеклетка; 2 – сперматозоид; в) оплодотворение.
С момента оплодотворения развивающийся организм называется зародышем или эмбрионом. Эмбриональный период развития организма длится на протяжении первых 8 недель его жизни. Процесс оплодотворения способствует оздоровлению и укреплению потомства родителей и тем в большей степени, чем более разные были условия их жизни и жизни всех предшествующих им поколений. В развитии эмбриона различают четыре стадии. Первая стадия – развитие зародыша в пределах одной клетки – зиготы. Содержимое яйца начинает специфически перемещаться, что обусловливает локализацию разных участков цитоплазмы в определенных местах. Вторая стадия – дробление. Яйцеклетка делится сначала на две половины. Образующиеся при этом новые клетки называются бластомерами (бластос – зародыш, мерос – часть). Эти клетки в свою очередь также делятся на две части и т.д. С каждым дроблением новые клетки становятся все более мелкими, но число их геометрически возрастает. Результатом этого этапа является превращение одноклеточного организма в многоклеточный (рис. 3 а, б). Третья стадия – гаструляции (первичнокишечная стадия). Постепенно зародыш становится двухслойным. Его стенка представлена уже двумя зародышевыми листками: наружный слой клеток становится эктодермой, а внутренний - энтодермой (рис. 3 в). Из энтодермы образуется первичная кишка. После этого возникает третий зародышевый листок – мезодерма, который внедряется между эктодермой и энтодермой. Зародыш становится трёхслойным. Четвертая стадия - гисто- и органогенеза (рис. 3 г). Она связана с перемещением отдельных клеток и их организацией в группы, что приводит к формированию четырех видов тканей:
1. эпителия (пограничная ткань), выстилающего полости и покрывающего поверхность тела; 2. тканей внутренней среды (соединительных тканей) – кровь, собственно соединительная ткань, гладкая мышечная ткань; 3. скелетной и сердечной мышечной тканей; 4. нервной ткани.
а б в г
Рис. 3. Этапы развития зиготы: а) крупноклеточная бластула; б) бластула на разрезе; в) поздняя гаструла в продольном разрезе: 1– эктодерма; 2 – энтодерма; г) гаструла на начальном этапе гисто- и органогенеза: 1 – нервный желобок; 2 – хорда; 3 – мезодерма; 4 – кишечная энтодерма; 5 – эктодерма.
Итак, прослеживается определённая последовательность основных этапов эмбрионального периода развития организма после оплодотворения, - это дробление зиготы и образования бластулы; гаструляция – образование трёхслойного зародыша; гистогенез – формирование из групп клеток тканей; органогенез – образование из тканей многочисленных трубочек, выступов, желобков, пластинок, утолщений, являющихся основой формирования всех органов. Сущность органогенеза в общих чертах такова: сначала из клеток эктодермы образуется нервная пластинка, которая является зачатком нервной системы. Затем спереди от этой нервной пластинки формируется спинная струна (хорда), которая впоследствии преобразуется в позвоночник, а перед ним располагается первичная кишка. Из участков мезодермы, которые локализуются по бокам хорды, образуются сомиты, которых несколько десятков (рис. 4).
Каждый из сомитов подразделяется на три части: склеротом, миотом и дерматом (рис. 5 а, б). Из каждой части сомита возникают определенные структуры: из склеротома развивается скелет, из миотома – скелетные мышцы, а из дерматома – кожа.
а б Мезодерма, располагающаяся дорзально, постепенно внедряется между эктодермой и энтодермой, смещается вентрально и окружает кишечную трубку. Из этой части мезодермы образуются: сердце, кровеносные сосуды, мочевые органы и половые органы. Из кишечной трубки образуются органы пищеварительной и дыхательной систем. Зародившийся новый организм быстро растёт, увеличивая свою массу (табл. 1).
Таблица 1 Длина и вес развивающегося организма человека в период его внутриутробного развития*
*Приведённые средние величины длины и веса развивающегося организма подвержены большим индивидуальным колебаниям.
Таким образом, в период эмбрионального развития организма происходят сложнейшие процессы, сущность которых сводится к последовательному образованию из клеток – тканей, из них – органов, систем органов и в целом всего организма со всеми морфологическими признаками, характерными для человека как в отношении его внешнего облика (рис. 6), так и внутренней организации. После 8 недель развития зародыша, он начинает называться плодом вплоть до момента рождения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|