Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Cоциогуманизм как национальная идея




В.С.Голубев, доктор геолого-минералогических и кандидат химических наук, действительный член РАЕН, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН

 

Проблема Национальной Идеи чрезмерно затаскана политологами и другими представителями качественного знания. На наш взгляд, ее обсуждение более целесообразно вести с иных позиций – с позиций естественно-гуманитарного синтеза, осуществленного в развиваемой нами науке эргодинамике.

Национальная Идея дает в краткой формулировке общую цель развития нации. Ее подробная расшифровка на государственном уровне составляет суть государственной идеологии. Но если провозглашается отсутствие такой идеологии (как это имеет место в России, статья 13 Конституции РФ), то это фактически означает и отсутствие Национальной Идеи.

Национальная Идея, отвечающая законам социоприродного развития, будучи задействована государством, способна производить титаническую работу по преобразованию страны. Примеры тому - модернизация СССР при социализме и победа в Великой Отечественной войне.

Между тем, стало популярным говорить об отсутствии в посткоммунистической России Национальной Идеи и что ее надо найти и сформулировать. Считается, что сделать это непросто. Между тем, ничего необычного (а тем более, таинственно-мистического) в Национальной Идее нет. Пока нация живет полнокровной жизнью, идет вперед, действенна и ее Национальная Идея. Ибо Национальная Идея, в конечном счете, есть идея самосохранения нации, ее эволюционной жизни, ее развития. Самосохранение - это и идея любой жизни, вообще.

Проблема Национальной Идеи как общей цели развития нации, связана с разрешением противоречия индивидуум-общество, индивидуальное - общественное, мое - общее. Соотношение этих противоречивых тенденций развития определяет тип государства. Естественно, в государстве любого типа имеются индивиды, деятельность которых максимально направлена на общее благо (творческие личности) и наоборот (личности эго). Реальная картина функционирования социумов определяется соотношением этих типов.

Основной принцип либерального государства «общее благо автоматически складывается из частных благ» подразумевает, что деятельность подавляющего большинства членов социума направлена в основном на «частное благо». Неудовлетворительность данной установки фактически уже признана мировым сообществом. Это нашло отражение в концепции устойчивого развития. Идея либерального государства – это идея стихийного развития. Поэтому говорить о Национальной Идее здесь не приходится.

В социальном государстве развитие более, чем в либеральном, направлено на достижение общего блага. Тем не менее, в целом оно все-таки ориентировано на частное благо. Полагаю, что в социальном государстве Национальная Идея также не задействована. Социальное государство является переходным между либеральным и социогуманитарным.

Теория социогуманитарного государства развита нами на основе общих законов социоприродного развития, формулируемых эргодинамикой. То есть она строится дедуктивным методом – в отличие от большинства теорий государства, которые строятся индуктивным методом. Недостатки индуктивного метода хорошо известны: субъективность, не учет существенных факторов развития и т.п.

Теория социогуманитарного государства имеет четыре главных основания: 1) теорию социоприродного развития; 2) новую системную теорию человеческого капитала; 3) системные индикаторы социоприродного развития и качества жизни; 4) идеологию социогуманизма.

Социогуманитарное государство является закономерным этапом социоприродного развития. Если в либеральном государстве функционирует «человек экономический», в социальном – «человек социальный», то в социогуманитарном – «человек социально-духовный».

Системная теория человеческого капитала рассматривает человека в единстве его составляющих – биологической, социальной и духовной. Человеческий капитал является суммой частных капиталов: витального, интеллектуального и духовного. Витальный капитал характеризует физическое здоровье человека, интеллектуальный – его качество как работника, духовный – как носителя нравственности. Именно такая новая трактовка человеческого капитала привела нас к необходимости введения нового понятия – социогуманитарное государство.

В «человеке социально-духовном» гармонично сочетаются и развиваются его биологическая, социальная и духовная составляющие. Он бережно, трепетно относится к феномену жизни, как главной ценности бытия. Главное богатство «человека социально-духовного» заключено в нем самом, в его единственной и неповторимой жизни. С этим не могут сравниться никакие приобретенные блага: богатство, власть, слава и т.п.

Жизнь «человека социально-духовного» приобретает черты истинной гармонии, равновесия жизни – согласия с самим собой, другими людьми и природой. Он обладает высокой культурой жизни, которая подразумевает непрерывную внутреннюю работу самосовершенствования. Он достигает счастья.

Нами проведен анализ положения России в мировом сообществе с позиций системных индексов развития – национального богатства и качества жизни. По индексу качества жизни Россия занимает 80 место в мире, а по частным индексам человеческого и социального капитала – 168 и 100 место, соответственно. Страна переживает острый социогуманитарный кризис – кризис человека и модели развития.

Из законов социоприродного развития, формулируемых эргодинамикой, следует: для реализации прогресса требуется изменение траектории России, ее переход на социогуманитарное развитие (социогуманитарный переход). Это и есть, на наш взгляд, общая цель – Идея России.

Между тем, целью развития официально провозглашено удвоение за десять лет ВВП. Но рост ВВП становится лишь тогда показателем прогресса, когда он направлен на человека - сопряжен с ростом человеческого капитала, чего в России не происходит

Более того, любая установка на одностороннее развитие, будь то чисто материальное или гуманитарное, не жизненна. Она не отвечает требованиям устойчивости развития, следующим из теоретического анализа.

Устойчивое развитие – это гармоничное развитие, когда происходит согласованный сопряженный рост всех составляющих национального богатства – физического, человеческого, социального капитала. Социогуманитарный переход и обеспечит такое гармоничное развитие. Это и есть общая цель развития – Идея для России.

Что касается стратегии инновационного развития России (Стратегия-2020), то в ней декларируются некоторые установки социогуманизма. Следовало бы лишь отказаться от слишком расплывчатого и неточного термина «инновационное развитие» в пользу более обоснованного – «социогуманитарное развитие». Первичны социальные, а не технические инновации.

Мы не призываем к изменению политического строя. Мы призываем менять строй жизни людей, их ценности и приоритеты. Тогда сам собой установится нужный политический строй.

Важным мы считаем организацию общественного Социогуманитарного Движения.

Р.S. редактора: РПГ – выше и шире опирается на весь многогранный гуманизм.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...