Личная нравственность и добрая воля
В-десятых, неогуманисты признают первостепенную важность воспитанности как в личной жизни, так и в воздействии личности на общество. Исторически сложилось так, что многие неверующие, люди светского мировоззрения, атеисты и агностики недооценивали важность личной нравственности, поскольку они отказывались обсуждать поведение людей в терминах греха, наказания и воздаяния, или апеллировать к полиции нравов. Они предпочитали рассматривать вопросы нравственности как проблему социальных преобразований. Но ясно, что это было заблуждением, ибо неразумно избегать вопросов добропорядочности и моральной честности отдельных лиц, которые и составляют общество. Нам нужны просвещенные индивиды, достигшие должной степени этической зрелости и моральной добродетельности. Соответственно с этим, нравственное воспитание детей и молодежи имеет особое значение для родителей и общества. Это справедливо также и для взрослых, которые имеют семьи, рабочие отношения с другими людьми и участвуют в жизни общества. Таким образом некоторые рекомендации целесообразны, не как имеющие принуждающую силу закона – поскольку человек не причиняет вреда другим, – но как критерии оценки поведения. На самом деле существует широкий консенсус по многим из этих вопросов, и он разделяются большинством членов сообщества. Это согласие преодолевает различия между религиозными и не религиозными убеждениями. · Мы хотим особо указать на то, что светское мировоззрение ещё не гарантирует добродетели, и что много зла в мире было причинено как верующими, так и неверующими. Поэтому качество гуманистического мировоззрения может оцениваться по критерию: даёт ли оно человеку позитивный смысл жизни и моральную цель в ней, или нет.
· Человек может быть отталкивающим, черствым и нечувствительным к нуждам других. Люди бывают переполнены ненавистью, завистью, жадностью или похотью, независимо от того верующие они или нет. Стремление к власти часто является стимулом для нравственного разложения. Мы заявляем, что добрая воля по отношению к другим составляет основной моральный принцип, отражающий суть позитивного отношения к жизни. Как это выражается на практике? Человек доброй воли благожелателен, честен, вдумчив, готов оказать помощь, благодарен, благороден, заботлив, с симпатией относится к людям, способен прощать, справедлив и ответственен. Это те общие моральные добродетели, которые необходимы для общества мира, согласия и справедливости. · Авторитарный индивид, напротив, часто бывает скупым, подозрительным, властолюбивым, полным предрассудков, хитрым, жестоким, безжалостным, нечестным, эгоистичным, злобным, негибким и мстительным. · Человек доброй воли должен сочетать разум и сострадание, рефлективный ум и заботливое сердце. У неогуманизма, очевидно, есть каталог желательных и положительных характеристик индивида, по которым мы можем оценить его поведение; существуют нормативные ценности и принципы, проверенные на подлинность в различных культурах. Те, кто нарушает принципы достойного поведения, оцениваются в соответствии с последствиями их поступков.
Читайте также: Андрей Николаевич, но ведь сила не всегда сочетается с нравственностью. Как этого добиться – выбрать верный духовный Путь? Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|