Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Еще один шаг вперёд




Сегодня в мире существуют различные формы религиозных убеждений. Многие из них (но не обязательно все) стоят на пути человеческого прогресса. Данная неогуманистическая декларация имеет целью предложить программу действий для всех, кто скептически относится к традиционным формам религиозных убеждений, и вместе с тем считает, что существует острая необходимость объединить различные виды веры и неверия, чтобы выработать общую позитивную мировоззренческую платформу во благо всего планетарного сообщества.

В понятие «верующие» входят не только представители основных религий (христианства, ислама, иудаизма, индуизма, синтоизма, буддизма и т.д.), но также и всего множества деноминаций. По оценкам учёных в настоящее время в мире насчитывается 4200 религий или религиозных групп, начиная от фундаменталистских, члены которых убеждены, что именно они пребывают в истине, до либеральных, восприимчивых к новым идеям и открытых для диалога. Чем глубже вера укоренена в разных традициях, тем труднее примирить религиозные различия. В истории верующие часто пытались насильно подавить инакомыслие и преследовали еретиков. Конфликты между протестантами и католиками, суннитами и шиитами, индуистами и мусульманами временами были очень жестокими, и некоторые из них продолжаются и по сей день.

На другом краю мировоззренческого спектра расположены неверующие и атеисты, всегда бывшие в меньшинстве. Они стоят на том, что наука не дает нам каких-либо свидетельств в пользу существования Бога, и указывают на то зло, которое несет людям религия. Так называемые «новые атеисты» весьма громко заявляли, что общественность недостаточно активно противостоит вере в Бога и её приспешникам. Мы согласны с тем, что некритичность в этом вопросе чаще является правилом, а не исключением. Мы указываем, однако, что сообщество религиозных диссидентов включает в себя не только атеистов, но и светских и религиозных гуманистов, агностиков, скептиков и даже значительное количество причисляющих себя к верующим. Последние могут быть только номинальными членами той или иной религиозной общины, они могут редко посещать церковь, храм или мечеть, а если и делают это, то главным образом по социальным причинам или из этнической лояльности к вере их соотечественников или близких, при этом фактически они не принимают традиционных верований. Этническая идентичность может быть труднопреодолимой и действовать как долговременный фактор, даже после того, как собственно вера в её данной модификации уже давно перестала иметь значение. Люди нередко удерживаются на позиции скептицизма, а не атеизма, поскольку считают, что без религии могут пострадать моральные ценности общества.

Чувство религиозной идентичности глубоко входит в человека с раннего детства, так что оно может целиком определять личность. Бывает трудно сказать, что человек более не является ирландским католиком или евреем или греко-православным, даже если он не считает себя верующим и больше не разделяет присущие данной религии догмы. Религии включают в себя не только набор убеждений. Это образ жизни, приверженность культурной традиции, моральной и ритуальной практике. Критика религии может быть сфокусирована только на самом вероучении, которое толкуется буквально, тогда как многие верующие интерпретируют его метафорически или символически или применяют его в жизненной практике ради каких-то нужд, которые оно по-видимому удовлетворяет.

Возможно, сильнейшим аргументом против религий является ныне распространение индифферентизма, безразличия, ибо они чаще всего не способны дать действенного решения проблем, стоящих сегодня перед индивидом и обществом. Большинство религий, уходящих своими корнями в аграрные полукочевые культуры, несовместимы с рождающейся на наших глазах урбанистической, индустриальной и технологической планетарной цивилизацией.

На наш взгляд, в этом контексте недостаточно внимания уделяется гуманизму как альтернативе религии. Гуманизм представляет собой набор принципов и ценностей, которые начали формироваться в эпоху Возрождения и достигли своей зрелости в современную эпоху. Он ознаменовал поворотный момент от средневековых надежд на божественный порядок и спасение к пониманию того, что человеку должно жить здесь и сейчас, что ему нужно обрести смысл, ценности, достойное существование и социальную справедливость в формах демократии и экономики, служащих человеческим потребностям.

Современные гуманисты различаются во взглядах. Некоторые гуманисты принимают термин «религиозный гуманист», употребляя его в метафорическом смысле. Среди религиозных гуманистов мы можем найти людей, идентифицирующих себя с либеральными протестантскими деноминациями, универсалистскими унитариями, секулярными евреями, бывшими католиками, мусульманами или индуистами и даже тех, которые вносят в понятие «религиозности» содержание, которое не связано с каким-либо религиозным опытом. Так или иначе, они скорее натуралистические гуманисты, чем супранатуралисты, не верящие в трансцендентного Бога, и движет ими стремление создать новую гуманистическую культурную идентичность, основанную, прежде всего, на этических идеалах, являющихся гуманистическими.

Светский гуманизм

На другой стороне этой дискуссии стоят светские гуманисты, которые совершенно не религиозны и придерживаются натуралистического мировоззрения. Они не считают свою позицию религиозной в принципе, полагая, что термин «религиозность» запутывает существо вопроса; этим они отличаются от либеральных религиозных гуманистов. Они черпают свои убеждения главным образом из современных источников, в основном из новейших достижений науки, но также и философии, этики, светской литературы и искусства. Потому, многие могут желать присоединиться к светским гуманистическим группам и центрам, чтобы повысить уровень общения и обмена ценностями единодушия и дружбы. Термин «неогуманизм» наилучшим образом описывает этот новый подход, который должен глубже и полнее соответствовать задачам сотрудничества в рамках широких общественных связей.

Каковы характеристики неогуманизма, провозглашаемые в настоящей Декларации?

Во-первых, неогуманисты стремятся к большей открытости. Они сотрудничают с религиозными и нерелигиозными сообществами в деле решения общих проблем. Неогуманисты сознают, что бесчисленные поколения людей были верующими и что мы должны работать вместе, чтобы находить решения общих для всех нас социально-политических проблем. Неогуманисты не религиозны в смысле буквальной приверженности к какому-то вероучению. Они не являются и членами той или иной религиозной деноминации, а если и принадлежат, то чисто номинально. Они обращаются к науке и разуму для решения своих проблем, они опираются на опытную проверку наших знаний и ценностей. Неогуманисты не воинствующие безбожники, хотя и настроены критически к заявлениям об истинности религиозной точки зрения, особенно если она выражена в догматической и фундаменталистской форме или покушается на свободу других людей. Они понимают, что ни эмоции, ни интуиция, ни власть, ни обычай, ни субъективность сами по себе не могут заменить поиска истины с помощью разума.

Наука и скептицизм

Во-вторых, неогуманисты подвергают сомнению состоятельность традиционного теизма. Они могут быть агностиками, скептиками, атеистами или даже инакомыслящими в рамках той или иной религиозной традиции. Они считают, что традиционные концепции Бога противоречивы и необоснованны. Они не верят, что Библия, Коран, Книга мормонов или Бхагавадгиты священны и являются особого рода духовными источниками. Они скептичны в отношении древних верований, обнаруживающих свою необоснованность в свете современной научной и философской критики, особенно, в свете научной экспертизы так называемых священных текстов и их источников. Они подвергают сомнению истинность тех моральных абсолютов, о которых говорят эти тексты, и рассматривают их в качестве продуктов архаичных цивилизаций. Тем не менее, они признают, что некоторые из религиозных моральных принципов могут заслуживать внимание и высокую оценку, особенно если мы понимаем их как наше культурное наследие. Они рассматривают традиционный акцент религий на «спасении» как повод для ослабления усилий по совершенствованию нашей посюсторонней жизни здесь и теперь. Они решительно защищают принцип отделения религии от государства и рассматривают свободу совести, мышления и инакомыслие как имеющие для человека жизненное значение. Они осуждают ущемление – часто во имя религии – прав женщин, репрессии в отношении сексуальных меньшинств, защиту теократии и отрицание демократии и прав человека.

Неогуманисты, таким образом, осознают угрозу воинствующего атеизма, особенно таких его форм, какие возникли в сталинском СССР и Восточной Европе при коммунистическом тоталитаризме или в маоистском Китае. На консерватизм русской православной церкви большевики ответили разрушением и закрытием церквей, храмов, преследованием священнослужителей. Неогуманисты верят в необходимость свободы совести, права человека верить или нет; они выступают против любых репрессий, исходят ли они от атеистов, от государства, от христианских или исламских инквизиторов.

В-третьих, неогуманисты – это люди позитивной установки, их лучше определять как людей выступающих за что-то, а не против чего-то. Они настроены аффирмативно, т.е. на согласие и принятие, а не на возражение и несогласие. Хотя они склонны критически рассматривать претензии верующих на истину, акцент при этом делается на конструктивный вклад в решение проблем, а не на негативистские разоблачения.

В-четвертых, неогуманисты практикуют критическое мышление, чтобы оценить соответствие наших притязаний на достоверное знание фактам и разуму. Заявления, претендующие на истину, наиболее эффективно проверяются методами науки, с помощью которых гипотезы подвергаются объективной проверке. Нужно стремиться использовать наилучшие методы научного исследования там, где они ещё не применялись, чтобы убеждения были надежными и рационально оправданными. Таким образом, заявления, претендующие на истину, в принципе открыты для модификаций в свете новых исследований, и нет таких убеждений, которые исключали бы возможность своего пересмотра. Рефлективный разум существенен для оценки истинности убеждений и верований людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...