Занятие 28. «Скворцы прилетели»
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: — развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание; — учить детей составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова-подсказки логопеда; — учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); — стимулировать положительные эмоции детей; — воспитывать бережное отношение к птицам. Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы прилетели» (1-4), рисунки-пиктограммы[8]. Ход занятия I. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логической последовательности картины серии на доске. Нужно придумать название рассказу, рассмотреть рисунки- пиктограммы и составить с их помощью план рассказа.
II. Основная часть занятия 1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине). Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продолжите мои предложения.
Упражнение выполняется по подсказке логопеда — одному данному слову. Картина 1: Дети... Учитель... Ребята... На столе... Картина 2: Мальчики... Девочки... Получились... Картина 3: Дети... К стволам... Мальчики... Девочки... Учитель... Картина 4: Учитель... В скворечнике... Скворцы... Ребята...
В процессе составления предложений проводится обсуждение вариантов и выбор наиболее удачных.
Физкультминутка.
2. Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов. Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы), к каждой картине. Картина1: Ребята решили скворечники построить (сконструировать, сделать, смастерить)... Учителя слушали заинтересованно (внимательно, сосредоточенно)... Инструменты на столе лежали (находились, располагались, размещались)... Картина 2: Работа началась (закипела, пошла)... Ребята трудились (делали скворечники, мастерили)... Картина 3: День погожий (светлый, теплый, ясный)... Скворечники вешали (прикрепляли, закрепляли)... Картина 4: Скворцы прилетели (прибыли, поселились, обживают новый скворечник)... Дети радовались (веселились, были счастливы)...
3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии.
Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
III. Подведение итогов занятия Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе дети отнеслись к птицам? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д. Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.
Занятие 29. Описание пейзажной картины И.И. Левитана «Цветущие яблони» (1896) Цель: Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану. Задачи: — обогащать словарь детей новой лексикой; — развивать наблюдательность и зрительное внимание детей; — развивать логическое мышление и творческое воображение; — учить детей составлять рассказ по картине известного художника, с опорой на картинный план;
— воспитывать интерес детей к произведениям живописи. Оборудование: репродукции картин известных художников с изображениями пейзажей, натюрмортов и портретов (иллюстрации 16-21); репродукция картины И.И. Левитана «Цветущие яблони» (иллюстрация 13), портрет художника и репродукции других его картин (подбирает логопед), опорный картинный план 2 для составления описательного рассказа по картине (иллюстрация 2), музыкальное произведение П.И. Чайковского или А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года». Ход занятия I. Интеллектуальная разминка Логопед. Ребята, вы уже знаете названия и признаки основных жанров живописи. Попробуйте определить, что перед вами: пейзаж, натюрморт или портрет? На доску в произвольном порядке выставляется по 1-2 репродукции каждого жанра. Дети определяют. II. Основная часть занятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|