Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.
Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синонимов). Логопед. К каждой картине назовите слова, близкие по значению (синонимы). Картина 1: Летом Таня отдыхала (проводила каникулы, гостила) у бабушки... Однажды ясным (солнечным, погожим, светлым, чудесным) днем Барсик убежал (исчез, пропал, скрылся, спрятался). Тяня расстроилась (опечалилась, огорчилась). Девочка увидела (заметила, обнаружила, нащла)... В траве черный хвост мелькнул (показался, появился)... Картина 2: Девочка увидела (рассмотрела, заметила)... Барсик стоял неподвижно (остолбенел, оцепенел, точно застыл на месте)... Картина 3: Цыпленок вылупился (проклюнулся, появился на свет, родился)... Цыпленок маленький (крошечный, малюсенький)... Картина 4: Таня отнесла (принесла, отдала, вернула) цыпленка курице. Цыплята одинаковые (похожие, как две капли воды похожие друг на друга)... Цыплята кинулись (бросились, подбежали, устремились навстречу)... Физкультминутка.
3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии. Логопед. С опорой на план вы должны составить рассказ по цепочке. (Принимают участие все дети.)Будьте внимательны: нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить. Дети составляют рассказ по серии сюжетных картин. III. Подведение итогов занятия Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как относилась Таня к коту Барсику в рассказе? А к цыпленку? Как должны люди относиться к животным, природе?
Логопед благодарит детей за старание, выделяет наиболее активных рассказчиков. Занятие 33. «Собираемся в школу» Цель: Проведение викторины о школе и школьных принадлежностях. Задачи: — активизировать словарь детей по изученным ранее темам; — учить детей быстро давать правильные ответы на вопросы; — закрепить знание и понимание детьми образных выражений, поговорок и пословиц; — развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; — учить детей работать сообща, помогать друг другу; — развивать память, слуховое и зрительное внимание. Оборудование: предметные картинки с изображениями самосвала, бензовоза, самолета, молоковоза, пылесоса, овощерезки, кофемолки, хлеборезки, соковыжималки, мясорубки (иллюстрации 45-54); карточки с записанными на них началами и окончаниями восьми пословиц (всего — 16 карточек), мяч, призовые фишки (примерно 50 штук). Ход занятия I. Интеллектуальная разминка Логопед. Ребята, вы стали совсем большие. Скоро вы пойдете в школу и станете первоклассниками. Проверим, а хорошо ли вы подготовились к школе. Для начала проведем игру-разминку с мячом «Подсчитай и дай ответ». Дети встают полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос и поочередно бросает детям мяч. Поймавший мяч ребенок должен быстро дать ответ и вернуть мяч логопеду. Игра проводится в быстром темпе. Примерные вопросы: — Сколько лап у собаки? —Сколько цветов у радуги? — Сколько лап у курицы? — Сколько музыкальных нот? — Сколько рук у человека? — Сколько пальцев у человека? — А сколько пальцев у человека на руках? — Сколько у человека ног? — Сколько ушей у трех мышей? — Сколько хвостов у пяти котов? — Сколько крыльев у птицы? — Сколько лапок у насекомых?
— Сколько дней в неделе? — Сколько времен года? — Сколько месяцев в году?
Каждому ребенку логопед должен задать по одному вопросу. Более слабым детям лучше задавать простые вопросы. За правильные ответы в процессе разминки дети получают призовые фишки.
II. Основная часть занятия Логопед. Сегодня у нас последнее занятие по развитию связной речи. Занятие это будет необычным. Мы проведем веселую викторину. Вы знаете, что такое викторина? (Ответы детей.) Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, викторина представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой». Слово «викторина» произошло от латинского слова victoria(победа). Истоки этой игры в ответы на вопросы уходят в глубину веков. Героям египетской, греческой и римской мифологии нередко приходилось отвечать на затейливые вопросы своих противников, разгадывать пророчества оракулов. Вот и мы с вами попробуем ответить на все вопросы нашей викторины. Тема викторины звучит так: «Собираемся в школу». Разделитесь на две команды и придумайте им название. Наша викторина состоит из пяти частей. В первой части я поочередно буду задавать каждой команде общие вопросы, а участники команды — отвечать на них полным ответом. За правильные ответы каждая команда получит призовые фишки. Вы готовы? Тогда начинаем! 1часть викторины. «Слушай и отвечай!»
Логопед. Ребята, вы просто молодцы. С первым испытанием вы справились. В награду за это можете получить по одной призовой фишке.
2 часть викторины. «Без пословицы речь не молвится...» Логопед.Переходим ко второй части викторины. Она называется «Без пословицы речь не молвится...» Напомню вам, что пословица — это произведение устного народного творчества; пословицами называют краткие изречения, которые живут в разговорной речи и применяются к разным случаям жизни. Очень близки к пословицам поговорки. Многие люди часто их путают. В. И. Даль образно сказал, что «поговорка — это цветочек, а пословица — ягодка». Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит законченной мысли. Например, такие выражения, как «щелкать зубами», «заморить червячка», «воду в ступе толочь» — поговорки, а выражение «Воду в ступе толочь — вода и будет» — пословица. Каждая команда получает карточки с окончаниями четырех пословиц. Поочередно каждой команде я буду показывать карточки, и произносить записанные на них начала пословиц. Участники команды должны будут вспомнить продолжение пословицы и найти его на одной из своих карточек. Затем нужно проговорить всю пословицу целиком и кратко объяснить ее смысл. Участники викторины, вы готовы? Продолжаем викторину.
Логопед. Молодцы, ребята, порадовали знаниями.
Физкультминутка.
Логопед. Переходим к следующей части нашей викторины. За каждый правильный ответ участники команд получают по одной призовой фишке.
3 часть викторины. «Сложи в одно слово!» Логопед. Сейчас вам предстоит вспомнить названия сложных машин. За каждый правильный ответ участники команд получат по одной призовой фишке. После отгадывания детьми названия каждой машины логопед показывает им соответствующую картинку.
Логопед. Молодцы, ребята. Справились и с этим сложным заданием!
4 часть викторины. «Объяснялка» Логопед. Послушайте предложения, которые составил Незнайка, и исправьте ошибки.
Логопед по очереди зачитывает предложения участникам каждой команды, дети слушают и исправляют ошибки. За каждый правильный ответ участники команд получают по одной призовой фишке.
Логопед. Молодцы, ребята. Справились и с этим веселым этапом викторины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|