Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 18. Развитие уголовного права зарубежных стран в XX в. (круглый стол)




 

План

1. Современные уголовно-правовые системы.

2. Тенденции развития уголовного права западных стран в XX в.

3. Изменения в уголовном процессе зарубежных стран.

4. Применение уголовного законодательства в политических целях.

 

Источники

1. Уголовное законодательство // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 2 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2007. С. 457–493.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / сост.: В.Н. Садиков; под ред.: З.М. Черниловский. М.: Гардарика, 1996. С. 330–334, 339–342.

http://ufalaw.narod.ru/1/igpzs/xrestomatiya/15.htm#186

http://ufalaw.narod.ru/1/igpzs/xrestomatiya/16.htm

http://ufalaw.narod.ru/1/igpzs/xrestomatiya/16.htm#195

 

Литература

1. Боботов С.В. Реформа уголовного права во Франции / С.В. Боботов, Н.С. Сухов // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 118–124.

2. Ведерникова О.Н. Современные уголовно-правовые системы: типы, модели, характеристика / О.Н. Ведерникова // Государство и право. 2004. № 1. С. 68–76.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов Ч. 2 / Под ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидкова. 2-е изд., стереотип. М.: Норма, 2003. C. 516–683.

4. Квашис В. Смертная казнь: глобальные тенденции и перспективы / В. Квашис // Уголовное право. 2001. № 3. С. 103–109.

5. Козочкин И.Д. Реформа американского уголовного права / И.Д. Козочкин // Государство и право. – 1993. – № 9. – С. 142–152.

6. Крылова Н.Е. Уголовное право современных зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). Учебное пособие / Н.Е. Крылова, А.В. Серебренникова. М.: Зерцало, 1997. 192 c.

http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=513

7. Насибуллин Р.А. Очерки истории зарубежного права: учебное пособие для вузов / Р.А. Насибуллин. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. С. 428–441.

8. Наумов А.В. Сближение правовых систем как итог развития уголовного права ХХ в. и его перспектива в ХХI в. / А.В. Наумов // Государство и право. 1998. № 6. С. 50–58.

9. Современные тенденции развития уголовного законодательства и уголовно-правовой теории (Конференция в ИГП РАН) // Государство и право. 1994. № 6 С. 44–76.

10. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под ред. И.Д. Козочкина. М.: Омега-Л, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. 576 с.

http://www.alleng.ru/d/jur/jur516.htm

http://www.juristlib.ru/book_4480.html

 

Методические советы

Вопрос 1. Рассмотрите уголовно-правовые системы, характерные для зарубежных стран в XX веке, по следующим пунктам:

1) источники уголовного права;

2) уголовно-правовая доктрина (её название, цели и методы);

3) уголовное законодательство (характеристика основных институтов уголовного права);

4) правоприменительная практика (характер, конкретные проявления);

5) региональные или национальные варианты (модели).

При ответе используйте статью О.Н. Ведерниковой.

Вопрос 2. Рассмотрите основные тенденции в развитии уголовного права зарубежных стран в течение XX столетия. Прежде всего, назовите условия (социальные, экономические, политические процессы), которые повлияли на развитие уголовного права в течение XX века. Укажите качественные изменения преступности, произошедшие в конце XIX – XX вв. С какого времени криминалистика зарубежных стран фиксирует появление организованной преступности?

Укажите изменения в источниках, субъектах и основных институтах (преступление, наказание, вина и т.п.) уголовного права. Насколько существенны эти изменения? В чем прослеживается тенденция унификации уголовного права стран Западной Европы и США?

Дайте определение терминам: криминализация и декриминализация уголовного законодательства, гуманизация, либерализация и оптимизация системы наказаний.

Вопрос 3. Назовите основные изменения в правоприменительной практике и уголовном процессе зарубежных стран, произошедшие в течение XX в. В какой степени прослеживается упрощение и ускорение уголовного процесса, развитие его состязательности в США, Англии, Франции и США? Как расширились права обвиняемого, и какое значение стали придавать неприкосновенности и защите свидетелей? Появились ли новые виды доказательств в уголовном процессе зарубежных стран в XX в. и почему?

Вопрос 4. Приведите несколько примеров использования уголовного законодательства в политических целях в странах Западной Европы и США в XX в. Назовите причины подобной практики?

Проанализируйте чрезвычайное законодательство США (Закон Смита 1940 г., Закон «О внутренней безопасности» (закон Маккарэна) 1950 г., Закон Хэмфри–Батлера 1954 г.) и Великобритании (Закон о чрезвычайных полномочиях 1920 г., Акт о возбуждении недовольства 1934 г., Акт о поддержании публичного порядка 1936 г.). Укажите цели и способы их достижения, зафиксированные в этих документах. Нарушали ли подобные законы права граждан? Рассмотрите в этой связи судьбу закона Маккарэна–Вуда. Какому положению Конституции США противоречил данный акт?

Можно ли считать расовое законодательство нацистской Германии разновидностью чрезвычайного законодательства? Ответ аргументируйте, используя текст источников.

Имелись ли аналоги чрезвычайного законодательства во Франции?

 

Пояснения

Данный семинар предполагается проводить в интерактивной форме – круглый стол.

Студенты делятся на 3-4 группы, каждая из которых выбирает себе одну из предложенных зарубежных стран (Великобритания, США, Франция, Германия). Задача группы до семинара ознакомиться по предложенной литературе с процессом развития уголовного права и уголовного процесса в «своей» стране в течение XX в. и подготовить групповое выступление. При этом группе необходимо заранее заполнить часть таблицы, приведённой ниже, по своей стране, кратко обозначив только важнейшие тенденции и особенности развитии уголовно-правовой системы «своей» страны.

Обязательным условием участия студента в круглом столе является знакомство со статьей О.Н. Ведерниковой и умение рассказать об основных уголовно-правовых системах современности (см. Вопрос 1).

Круглый стол следует проводить в несколько этапов:

1. Представление уголовно-правовой системы (или её варианта), к которой относится уголовное право выбранной студентами страны.

2. Обзор основных тенденций в развитии уголовного права страны.

3. Рассмотрение основных изменений в уголовном процессе страны.

4. Опыт применения уголовного законодательства в политических целях.

5. Выявление общего и различного в развитии уголовного права и процесса разных зарубежных стран.

При проведении круглого стола необходимо, чтобы студенты кратко фиксировали основную информацию по «своей» стране на доске так, чтобы в итоге получилась сравнительная таблица. Данная таблица должна быть занесена всеми студентами в конспекты.

Критерий сравнения Франция Германия Великобритания США
Уголовно-правовая семья (семья, модель в рамках правовой семьи)        
Источники, уровень и форма систематизации уголовного права        
Уровень разработанности институтов уголовного права (преступление, наказание)        
Тенденции в развитии уголовного права в XX в.        
Правоприменительная практика (какой тип, в чем он конкретно выражается)        
Применение уголовного права в политических целях (причины и примеры)        

Для понимания материала и успешного заполнения таблицы студенты должны знать определение следующих понятий: уголовного права:

ü гуманизация

ü либерализация (уголовной политики)

ü криминализация

ü пенализация

ü декриминализация

ü правоприменительная практика

ü уголовно-правовая доктрина

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Освоение дисциплины студентами осуществляется в форме лекций, семинарских занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы в течение 1-го (очная форма обучения) или 1-го и 2-го (заочная форма обучения) семестров. В связи со значительным объёмом учебного материала, выносимого на самостоятельное изучение студентов, огромное значение получает самостоятельная (внеаудиторная) работа, которая осуществляется студентами в следующих формах:

1) самостоятельное изучение теоретического материала;

2) подготовка к семинарским занятиям;

3) подготовка и выполнение контрольных заданий.

Самостоятельную работу по дисциплине следует начать сразу же после установочной лекции и получения задания. Для работы необходимо ознакомиться с учебным планом и по нему установить количество часов отведенных на самостоятельную работу. Затем следует выяснить темы дисциплины, которые выносятся на самостоятельное изучение студентов, и контрольные задания, которые необходимо выполнить для успешного освоения курса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...