Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Манифест партии социального единства народов России.




Александр Максимов

Россия в ожидании перемен. Народ России не хочет больше оставаться при таком положении вещей, которое сложилось в стране после антикоммунистического переворота. Поддержав «демократических» реформаторов, народ надеялся, что при новом режиме он, наконец, станет свободным и счастливым. Тем более, что «реформаторы» обещали скорые перемены к лучшему. Такие перемены действительно произошли. Но лишь для небольшой кучки людей, приближенных к власти. Обманным путем забрав у народа его национальное достояние, эти люди утонули в роскоши, ничего не сделав за прошедшие десятилетия для процветания страны и подъема благосостояния основной массы людей. И только все глубже и глубже просовывали свои жадные руки в народный карман. И в этом им в немалой степени способствовала власть. ЖКХ, монетизация, уравнивание налогов с нищих и миллиардеров, казнокрадство, коррупция, принявшая размеры национального бедствия, получение непомерных доходов «олигархами» от продажи добываемых природных ресурсов, принадлежащих по конституции народу – все это тяжким бременем легло на плечи российских тружеников.

Российский народ страдает не только от разных материальных невзгод, но и в духовном плане. Подорвана одна из лучших, если не лучшая, система образования, сложившаяся в советское время. Подорвана и система морально-нравственных отношений между людьми, основанных на дружбе, взаимопонимании, взаимной поддержки людей друг друга. Непонятно что творится в сфере культуры страны. Нормой стали проституция, наркомания, обман, жульничество, мошенничество. Вообще жизнь в стране людей не радует и народ не видит в сложившемся порядке жизни никаких перспектив к лучшему.

Конечно, и в советские времена было далеко не все радостно. Поэтому народ и поддержал «реформаторов», надеясь на лучшее, на прогрессивные преобразования. Но как всегда был глубоко обманут в своих ожиданиях. Можно с полной уверенностью полагать, что ни одна из действующих в России политических партий не выражает глубинные интересы страны и народа. Более того, они даже не осознаны. Во всяком случае, программные документы всех партий – это всего лишь набор текущих задачах и планов по отдельным вопросам, выражающим «злобу» дня. Что же касается стратегии развития страны и государства, связанной со смыслом человеческого существования, об этом ни одна партия не озабочивается. Это свидетельствует о том, что ни одна из действующих партий в России не имеет своей идеологии. Думается, что это неспроста. Иметь идеологию – значит иметь обоснованную стратегию движения к какой-то цели, иметь смысл и понимание политических действий, значит объединение народа вокруг цели движения.

Почему российские политические партии не имеют в явном виде разработанные идеологические концепции? Думается, во-первых, потому, что сложившееся после крушения коммунистического режима устройство жизни противоречит чаяниям рядовых людей. Чтобы выразить в идеологии интересы народа, партиям, якобы пекущимся об этих интересах, необходимо рассматривать сложившийся строй жизни под критическим углом зрения, значит намечать и осуществлять такие перемены в обществе, которые связаны с ущемлением интересов той кучки людей, которая хорошо устроилась после антикоммунистического переворота, и будет всячески противодействовать этим переменам; во- вторых, потому, что без идеологии проще работать. Не нужно ломать голову над обоснованием набора тех мероприятий, которые нужно осуществить, по мнению партии, для решения тех задач, которые она ставит перед собой в данный момент времени.

Как это ни странно, даже у КПРФ нет в настоящее время своей идеологии. Марксистская идеология в форме научного коммунизма рухнула вместе с коммунистическим режимом. Рухнула в том смысле, что выявилась ее неадекватность ходу истории. К.Маркс создавал идеологию пролетариата, исходя из запросов своего времени. С момента создания Манифеста коммунистической партии прошло более ста шестидесяти лет. Естественно, что за это время в жизни людей и общества произошли колоссальные изменения, которые привели к старению выдвинутых в прошлом идей. К таким идеям я отношу идею объективно закономерного (однолинейного) развития истории, идею социалистической революции и диктатуры пролетариата и даже идею социализма. Перед коммунистами уже давно объективно встала задача обновить свою идеологию, привести ее в соответствие с запросами настоящего времени. Но они об этом даже не помышляют. В своей программе они по-прежнему утверждают, что современная эпоха представляет собой переход от капитализма к социализму и зовут народ, прежде всего рабочий класс, следовать их стратегической цели – строить социализм, правда уже обновленный, более мягкий по сравнению с тем, который породил, причем во всех социалистических странах без исключения, жесткий диктат коммунистического руководства на всех уровнях управления обществом! Само слово социализм заставляет вздрагивать от страха и отталкивает от себя большую часть думающих людей. Многие люди ассоциируют социализм с тиранией, и возвращаться к нему не хотят. А КПРФ все продолжает звать людей к социализму. Социализм уже был в значительном количестве стран и практически везде потерпел поражение, в том числе и в нашей стране, бывшем оплоте социализма. Да и чем социализм лучше капитализма? Мы на своей шкуре убедились в «преимуществах» социализма перед капитализмом. Низкая зарплата, произвол начальства, не очень широкий ассортимент товаров народного потребления, очень милитаризованная экономика, недостаточно высокая производительность труда и т.д. По очень многим показателям бывший социализм уступал капитализму. И закономерно потерпел поражение. Причем, поражение он потерпел не из-за нападения извне. Он сам носил в себе причины своего крушения. Правда, нельзя сказать, что гибель его была неизбежна. Можно было, сохранив в государстве социалистические начала, провести глубокие демократические преобразования и пойти дальше вперед по пути общественного строительства. Но руководство страны, поддавшись обаянию западного образа жизни, разрушило социализм до основания. А народ молчаливо поддержал его. И теперь мы имеем то, что имеем: до чрезвычайности жадный и непорядочный класс капиталистов, продажное чиновничество и молчаливое большинство трудящихся.

Правда, надо отдать должное основателям КПРФ. Они идее социализма не изменили, в отличие от многих высших руководителей КПСС. Но их большой минус, на мой взгляд, в том, что они явно отстают от запросов времени. Они справедливо критикуют капитализм как общественный строй, но, стоя на догматических подмостках устаревшей идеологии, мечтают о социализме, считают его необходимой ступенью после капитализма. Эти идеи уже явно устарели. После капитализма социализм уже был. А после социализма снова наступил капитализм. Общество ведь не блоха, чтобы прыгать с места на место. Люди уже давно убедились, что капитализм не сахар. Но и социализм не мед. Смягчай не смягчай идею социализма, возврата к нему не будет. Капитализм возник в конце ХIV в. И существует до сих пор. Социализм просуществовал всего лишь 70 с небольшим лет и рухнул, показав свою нежизнеспособность.

В Программе КПРФ, на мой взгляд, поставлено достаточно много задач, отвечающих запросам времени, и эти задачи необходимо решать. И их решение определенно принесет России немалую пользу. Но идеологическая подоплека этих и других конкретных задач явно находится в противоречии со стратегией социального прогресса нашего общества. И эта стратегия не может состоять в возврате нашей страны к строительству социализма. Она должна состоять в чем-то другом. Но об этом немного ниже.

Партия, общественная организация или общественное движение, опирающиеся в своей деятельности на идеологию, ставят перед собой и решают не просто текущие задачи, а задачи, увязанные с обоснованными целями движения, с глубинными интересами тех социальных групп общества, от имени которых они действуют. Без идеологии, без обосновывающей политическую и общественную деятельность теории эта деятельность будет поверхностной, мелкой, ненадежной. И она не может быть связующим звеном между народом и органом, действующим от его имени.

Сам по себе народ России не может осуществить необходимые ему преобразования. Ему нужен умный, честный и активный руководитель и организатор. Нужна новая политическая партия, которая смогла бы в рамках существующего законодательства организовать и повести за собой самые различные социальные слои и группы населения России. Поэтому автор манифеста и предлагает создать партию социального единства народов России. Руководящим ядром этой партии должен стать круг людей совершенно бескорыстных, заинтересованных не своим личным материальным и финансовым благополучием, а в первую очередь и главным образом благополучием страны и народа, желанием прогрессивных перемен, созданием в стране таких жизненных условий, при которых каждый член российского общества мог бы в полной мере реализовать свой потенциал и чувствовать себя полноценной личностью.

Какой же может и должна быть идеология партии социального единства народов России? Исходной идеологической установкой этой партии, если она действительно хочет блага народу своей страны, должна выступить цель: построить на российскойземле гуманистическую цивилизацию, т.е. такое жизненное устройство во всех сферах и областях общественной жизни, в котором каждый член общества формируется как полноценная личность, нормально удовлетворяет свои интересы и потребности в соответствии с достигнутым уровнем развития страны, успешно реализует свой внутренний потенциал. Такое жизненное устройство, в котором каждый отдельно взятый человек чувствует себя необходимым членом единого социального сообщества, исключающее по возможности из жизни людей всякие негативные взаимоотношения. Оно покоится на их взаимном уважении друг друга и характеризуется их глубоким патриотизмом, основу которого составляет сопричастность членов общества к перспективам развития своей страны и желание видеть ее процветающим обществом. Центром внимания гуманистической цивилизации является не общество и государство, а человеческая личность со всеми ее запросами, желаниями, физическими и духовными возможностями, способностями и талантами, интересами и потребностями.

Сделаем здесь одно уточнение. Социальная жизнь породила в человеке массу противоречивых, взаимоисключающих, качеств – любовь и ненависть, вражду и дружбу, господство и подчинение и т.д. Поэтому, когда речь идет о внимании гуманистического общества к личности человека во всем объеме его социальных качеств, то и само это внимание должно быть двусторонним: гуманистическое общество всецело стремится к формированию и поощрению положительных качеств личности и к отрицанию и подавлению у нее отрицательных качеств. К таким качествам, к примеру, можно отнести в качестве актуальной проблемы алчность. Энгельс отмечал в свое время, что алчность явилась порождением цивилизации и была ее движущей силой: «Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной, определяющей целью»[1].

К сожалению, наша страна, Россия, из-за многочисленных предательств интересов страны и народа со стороны политического руководства конца 80-х. начала 90-х гг. прошлого века снова вступила на пагубный путь алчного стремления к личному богатству со стороны небольшой кучки людей. Такой путь движения, как отмечал еще в ХÌХ в. Льюис Морган, пагубен для человечества, ибо содержит в себе элементы собственного уничтожения. Разделяя эту позицию, отметим, что мы вовсе не против богатства, но богатства не алчного, а разумного и не для отдельных жалких индивидов вроде Абрамовича, Березовского и иже с ними, а для всей страны и каждого члена общества. Алчность же в строящемся гуманистическом обществе должна порицаться на государственном и общественном уровне и высмеиваться также, как и другие негативные качества личности. Положительные же качества, и в первую очередь богатство духовного мира человека, строящееся гуманистическое общество должно всячески поощрять и превозносить. Должна быть создана соответствующая общественная атмосфера, способствующая человеческому стремлению к глубокому духовному развитию и к избавлению от всяческих социальных пороков.

Ставя задачу построения в России гуманистической цивилизации, необходимо ответить на два вопроса: 1) не является ли эта задача утопической; 2) является ли постановка этой задачи для России своевременной. Выделим ключевые моменты из обозначенного образа гуманистической цивилизации:

1) каждый член гуманистического общества формируется как полноценная личность;

2) каждый член гуманистического общества удовлетворяет свои интересы и потребности в соответствии с достигнутым уровнем развития общества;

3) каждый член гуманистического общества в течение своей жизни реализует свой внутренний потенциал;

4) каждый член гуманистического общества является необходимым элементом единого социального сообщества;

5) между членами гуманистического общества отсутствуют негативные отношения: принципом их взаимоотношений является взаимное уважение друг друга;

6) каждый член гуманистического общества является патриотом своего отечества;

7) все члены гуманистического общества едины в своей сопричастности к перспективам развития страны;

8) общество и государство в гуманистической цивилизации проявляют первостепенное внимание к личности человека, заботясь о его благополучии и развитии;

9) общество гуманистической цивилизации представляет собой единый союз единомышленников, движущихся по пути социального прогресса.

Какие из перечисленных пунктов являются утопическими? Можно согласиться, что они трудновыполнимы, труднодостижимы, особенно в такой стране, как Россия, ибо она многонациональна, многоконфессиональна, структурирована на множество социальных групп и классов. Россия погрязла в коррупции, которая достигла масштабов национального бедствия, в казнокрадстве. В ней много обмана и ухищренного мошенничества. Разрыв в доходах самых малоимущих и самых богатых достиг огромных масштабов. В стране господствует принцип наживы. Работать в России по созданию на ее земле гуманистической цивилизации чрезвычайно тяжело. Но это единственный выход для нее из сложившейся ситуации. Любой другой путь – это движение в никуда. Если страна откажется от идеи создания в ней гуманистического общества, она распишется в собственном бессилии достигнуть какой-либо справедливости на своей земле. Но в таком случае для огромного большинства людей теряется всякий смысл в их жизни. Говорят, что надежда гибнет последней. Нельзя лишать людей последней надежды на достижение лучшей и справедливой жизни. Создание гуманистического общества на российской земле – это и есть последняя надежда россиян на лучшую жизнь. И постановка задачи создания такого общества является весьма своевременной. Капитализм как общественный строй в том виде, в каком он сложился в настоящее время в мире и в каком виде он складывается в России, уже изжил себя. Особенно отвратителен он в лице транснациональных корпораций, грабящих народы мира, а в России он отвратителен в лице клана олигархов, «подобравших» народное добро в 90-е годы прошлого века и мало что делающих для пользы страны и народа.

Разумеется, идею построения гуманистической цивилизации в России нельзя реализовать с сегодня на завтра. Но ее необходимо взять на вооружение как реальную, практическую, цель движения. Это значит, что она не должна уподобляться как в свое время идея коммунизма линии горизонта, к которой невозможно приблизиться. Чтобы этого не случилось, идея построения гуманистической цивилизации в России должна проходить красной нитью деятельности всех структур российского общества.

Ни одна страна в мире ни со сторонызападной цивилизации, ни со стороны цивилизаций Востока такой целью не задаются. Куда они исторически движутся – непонятно. Правда, неясно также по какому руслу развития ведут и нашу страну современные ее руководители, представляющие партию «Единая Россия», потому что и эта партия не имеет отчетливо выраженной идеологии. Эмпирически в стране что-то делается для поддержания ее жизни. Но эта деятельность не освещена никакой целью, которая объединяла бы народ и руководство страны на всех уровнях. Создается впечатление, что каждый член российского общества, начиная от рядового человека и кончая президентом, живет своей собственной жизнью, как живут деревья в лесу, рыбы в стае, муравьи в колонии или пчелы в улье и т.д. Но человек не может и не должен жить подобным образом. Человечество достигло в своем развитии уже такого уровня, когда оно должно знать и понимать, зачем оно есть и куда оно идет! Но не будем говорить обо всем человечестве. Рано еще быть космополитом. Надо быть патриотом и думать о благе и перспективах своего отечества. А патриотом человек может стать лишь в том случае, если он ощущает свою сопричастность со своей страной, с ее делами, с перспективами ее развития, когда он чувствует себя необходимым членом единого социального сообщества, когда он приобщен вместе со всем народом к единой цели, озаряющей его жизнь и путь движения. У большевиков, в отличие от единоросов, это получалось в свое время неплохо. Правда, с построением коммунизма у нас, к сожалению, ничего не получилось. И дело вовсе не в том, что коммунистическая идеология оказалась неадекватной, утопичной, хотя и это сыграло свою отрицательную роль. Главное в другом. Главное в том, что номенклатурное руководство пренебрегало рядовыми людьми, унижало их достоинство, проявляло недостаточно внимания к их нуждам и чаяниям. Коммунистические идеологи забыли или не обращали внимания на идею молодого К. Маркса о том, что коммунизм = гуманизму.

В условиях коммунистического устройства жизни движение к гуманистическим отношениям между людьми, социальными группами, между иерархическими структурами общества было бы более естественным, чем при других социальных условиях. Но коммунистам, вернее членам коммунистической партии особенно в иерархической системе, не хватало ни ума, ни политической воли для движения в этом направлении. К сожалению, такова уж природа власти: властвующий человек не может считать подчиненного равным себе. Он полагает себя вознесенным над своими подчиненными и не терпит никаких возражений. Это нередко приводило к конфликтным ситуациям, которые, как правило, разрешались в пользу начальствующего человека. О гуманизме в таких условиях мало кто думает. А если начальник что-либо и делает для подчиненного, то подает это как свою милость и пытается еще более закабалить его. Так что отсутствие движения коммунистов в сторону гуманизации человеческих отношений наряду с другими причинами сыграло свою роль в крушении коммунизма.

Сейчас, когда наша страна оказалась в системе капиталистических отношений, движение к гуманизму еще более осложнилось. Капитализм в силу своей эксплуататорской природы, да еще в таком виде, в каком он сложился в России, не может быть равен гуманизму. Поэтому он будет всячески сопротивляться гуманистическим тенденциям. Но это не должно останавливать борьбу за совершенствование человеческих взаимоотношений, ибо другого пути прогресса в современных условиях не существует. Отказ от борьбы за создание гуманистической цивилизации может означать, как уже отмечалось, лишь движение общества в никуда. Ждать же наступления в обществе гуманистических отношений в силу действия объективных законов развития истории, или в силу божественного промысла, или каким-либо другим способом помимо желания и воли самих людей, их деятельности и в первую очередь тех, кому народ доверяет управлять обществом, не приходится. Все в руках людей, все зависит только от их воли, их желания и их действий.

Итак, главной заботой партии социального единства народов России может и должна стать идея построения гуманистической цивилизации в российском обществе. Эта идея не вытекает из каких-либо объективных законов истории. Она вытекает из гущи самой жизни и без ее реализации наша страна обречена на еще большую дегуманизацию человеческих взаимоотношений, на их постепенное «озверение». А зверства в наших взаимоотношениях уже и сейчас хватает с избытком.

Работа по гуманизации нашего общества в условиях российского капитализма и снижения уровня морально-нравственных отношений представляется весьма нелегкой. Но проводить ее необходимо, если мы сами хотим оставаться людьми, если мы хотим чтобы и дети наши были не хуже нас в морально-нравственном отношении, и если мы желаем процветания нашей стране.

Что же нужно России, чтобы пойти по пути строительства гуманистической цивилизации? Прежде всего, нужны решимость, желание и воля политического руководства страны. А чтобы решимость и желание у него появились, необходимо, как уже говорилось, создать политическую партию, которая взяла бы идею создания в России гуманистического общества на вооружение и продвигала бы эту идею в жизнь, понуждая к этому и руководство страны на всех уровнях, начиная с президента и завершая самыми низшими руководящими и управляющими звеньями.

Опираясь на идею гуманизма, партии необходимо вести борьбу за преобразования в экономике. Необходимо создать в России экономику самодостаточную, относительно независимую от экономик других стран, как это было в Советском Союзе. Для создания такой экономики у нас имеются и объективные, и субъективные предпосылки: природные ресурсы и народные таланты. Самодостаточная экономика нужна России для полного обеспечения населения работой, для подъема благосостояния людей, для создания материальной базы в других сферах и областях жизни, для возрастания могущества нашего отечества.

Видимо следует согласиться с идеей российских коммунистов о необходимости национализации минерально-сырьевой базы страны. Это создаст не только мощный источник пополнения государственного бюджета, но и приведет к восстановлению справедливости: нельзя допускать, чтобы доходы от эксплуатации природных ресурсов всей страны сосредоточивались в руках небольшой кучки частных лиц, заботящихся лишь о собственной наживе. Клан олигархов следует упразднить. Пользы от них ни обществу, ни народу, ни государству никакой. А вред очевиден. И со временем вред этот возрастет, потому что крупный капитал склонен к созданию мощных эксплуататорских и угнетающих объединений типа транснациональных корпораций

С упразднением клана олигархов исчезнет сила, способная в будущем с возрастанием ее мощи подмять под себя средний и мелкий бизнес и обеспечить себе господство в экономике, затем в сфере политической жизни, а значит и во всех других сферах и областях жизни российского общества. С упразднением олигархов управление крупным хозяйством в России окажется в руках государства как представителя всего народа, что намного предпочтительнее частного управления: оно будет более надежным, планомерным, справедливым, ибо государство будет управлять в интересах страны и народа. С упразднением олигархов значительно улучшится также социальная обстановка для создания в стране гуманистической цивилизации.

Для строительства нового, гуманистического, общества в России необходимы преобразования не только в экономике, но и в других сферах и областях общественной жизни. Нужно, к примеру, вернуть стране существовавшую в советское время систему просвещения, образования и воспитания с поправкой на ее идеологическую составляющую. Поправка эта должна состоять в следующем. В советской школе идеологическое образование и воспитание велось на базе марксизма-ленинизма в процессе преподавания и изучения т.н. обществоведения (в широком смысле этого слова, а не только как школьного предмета). Ядром этой дисциплины было марксистское учение о развитии общественно экономических формаций, об объективной необходимости гибели капитализма и неизбежном торжестве коммунизма. В стране, якобы строившей коммунизм, преподавание и изучение обществоведения с прицелом на коммунизм, было явлением логичным. Логика строительства гуманистической цивилизации подсказывает, что идеологическое образование и воспитание людей должно осуществляться через преподавание и изучение такой дисциплины, как человековедение. Ядром этой дисциплины должно стать учение о человеке как творце общества и преобразователе природы. Это значит, что все достижения и просчеты человеческого разума и деяния человеческих рук должны рассматриваться через призму мотивов целенаправленной деятельности самого человека, а не действия объективных законов истории. Если такие законы и есть, то их нельзя рассматривать как причину происходящих в обществе процессов. Общественно исторические законы, как известно, это законы деятельности людей и без этой деятельности и вне ее не возникают. А это и значит, что законы истории не могут быть причиной человеческой деятельности, поскольку они из этой деятельности вытекают и ею определяются. Следовательно, они не причина деятельности человека, а ее следствие, определенным образом характеризующее ее. Знают или не знают люди законы истории как законы своей деятельности, в самой своей деятельности они исходят не из законов, а из наличных условий своей деятельности и своих интересов и потребностей. Это и есть основной закон их жизни, который характеризует человека как адекватное существо.

Чтобы российское общество могло перейти к идеологическому образованию и воспитанию своих граждан на основе человековедения, необходимо создать соответствующее учение о человеке, в котором он предстал бы как вершина эволюции живой природы, как центр мира и как деятель, призванный не бороться с природой, не губить ее ради своей наживы, а в качестве универсальной силы самой природы усовершенствовать ее, сделать ее хотя бы в масштабах планеты Земля удобной для проживания людей, и создать такие общественные условия, в которых бы каждый отдельно взятый человек смог бы реализоваться как полноценная личность. Было бы целесообразно объявить конкурс на создание работ по человековедению для просвещенческих, образовательных и воспитательных учреждений страны разных уровней.

Немаловажную роль в становлении гуманистической цивилизации в России может играть также активная пропаганда во всех средствах массовой информации идеи ценности каждой человеческой личности в российском государстве. Результатом такой пропаганды может явиться пробуждение у людей патриотических чувств и надежд на лучшее будущее. А это будет способствовать тому, что каждый человек станет работать на общество с полной отдачей и энтузиазмом и не будет стремиться покинуть свою родину в поисках зарубежного счастья.

При работе по строительству гуманистической цивилизации на российской земле необходимо также бороться за сохранение и развитие лучших культурных традиций каждого народа России, способствовать приобщению к лучшим достижениям культуры всех российских граждан, используя литературу, искусство, средства массовой информации, различные формы народного творчества. Вместе с тем необходимо бороться против насаждения так называемой массовой культуры, не развивающей личность гражданина, а отупляющей ее, не поднимающей над обыденностью жизни, а способствующей получению одних лишь мнимых удовольствий.

Необходимо также подвергать резкой критике мероприятия руководящих органов страны всех уровней, так или иначе ущемляющие интересы страны и народа, тех или иных социальных групп населения, отдельных людей.

Помимо перечисленных направлений деятельности партии социального единства народов России ей целесообразно вести борьбу за прохождение членов партии в законодательные и исполнительные органы власти, а при необходимости и за власть в целом.

Возможно, что предлагаемый документ носит довольно абстрактный характер. Тем не менее, он четко выражает определенную идеологическую и политическую установку и может служить духовной основой для создания такой политической партии, перед которой откроется широкое поле деятельности по созданию гуманистической цивилизации на российской земле. Можно быть уверенным, что такой партии удастся наладить и укрепить самые тесные связи со всеми слоями российского общества, ибо вряд ли найдутся люди, которые открыто станут возражать против строительства гуманной российской цивилизации. Если ее строительство удастся наладить – это послужит позитивным примером для других стран и народов и, может быть, на нашей планете наконец-то между людьми установятся мир и благоденствие и откроются широкие возможности для расцвета каждой человеческой личности.

[1] Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М. 1980, с.205

Партия

III ПРОГРАММА ЦЕНТРИСТСКОЙ ПАРТИИ ЭСТОНИИ

Принята на XI съезде Центристской Партии Эстонии
21 августа 2005 года в Раквере

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...