Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовая и торгово -промышленная политика самодержавия во второй четверти 19 века.




Финансовая реформа была постепенной, сложной и неоднозначной. Преобразования в стране произошли не в один день, и даже не за один год. К финансовой реформе можно отнести целый ряд законов, затронувших и налогообложение, и денежную систему, и банковскую деятельность: были отменены винные откупа, произошла денежная реформа, дворянам перестали выдавать льготные кредиты, расширилась сеть железных дорог и т. д.. Не все эти преобразования были успешными, но несомненно, что они дали толчок экономике России для перехода от феодального уклада к капиталистическому.

В третьей четверти XIX в. Министерство финансов играло важную роль во всех преобразованиях в России. Экономические условия во время царствования Алекандра II характеризовались переходом к новым рыночным отношениям[37]. Министерство финансов после Е.Ф. Канкрина с 1844 г. возглавлял Ф.М. Вронченко, который на пост министра был назначен за большую выслугу лет (он проработал в Министерстве финансов 34 года). Весной 1853 г. должность министра финансов занял П.Ф. Брок.

В 1862 г. М.Х. Рейтерн возглавил Министерство финансов и выступил как сторонник экономического либерализма.

М.Х. Рейтерн обновил все управление финансами в соответствии с реформаторскими преобразованиями. Его программа капиталистической индустриализации страны предшествовала реформам С.Ю. Витте, имевшим ту же направленность, но нацеленным на экономическую сторону проблемы. Министерство финансов подготовило экономическую программу. М.Х. Рейтерн изложил свою концепцию.

Она включала: устранение неразменных бумажных денег, как главной помехи развития экономики и препятствия притоку иностранных капиталов; улучшение торгового баланса путем сокращения заграничных расходов и правительственных заказов, а также сокращения ввоза иностранных товаров; расширение сети железных дорог в стране; прекращение постройки железных дорог за счет государственных средств и передачу этого дела в частные руки; сокращение сметных расходов и восстановление сбалансированности бюджета. Таким образом, Министерство финансов контролировало направленность всей экономической политики России (кроме аграрной).

Много внимания министр финансов уделял развитию частного банковского дела: был открыт первый частный банк краткосрочного кредита, организовано Общество взаимного кредита, первый акционерный банк краткосрочного кредита, создана сеть коммерческих банков и частных земельных банков. М.Х. Рейтерн одним из первых увидел и вскрыл отрицательные стороны проводимых в стране реформ. Быстрое создание класса богатых предпринимателей, железнодорожные концессии и банковские операции породили массу злоупотреблений и биржевую игру.

Россия вышла из Крымской войны с совершенно расстроенной финансовой системой. Закрытие для нее европейских денежных рынков и невозможность пополнить казну за счет займов привели к опустошению металлического запаса, дававшего прежде воз­можность хождения и обмена наряду с бумажными деньгами и ме­таллических, а также к усиленному выпуску кредитных билетов. При бюджете в 300—400 млн. руб. за 1855—1857 гг. было напе­чатано почти полмиллиарда кредиток (примерно 440 с лишним миллионов). Курс рубля упал, масса денег, не обеспеченных ме­таллическим запасом, ставила перед российским Министерством финансов задачу стабилизации денежного обращения.

Свои коррективы в финансовую политику вно­сит и начавшаяся разработка крестьянской реформы: ставилась под сомнение будущность прежних банковских учреждений, вы­дававших кредиты под залог населенных крепостными земель. Яс­но, что великие реформы не могли обойтись без крупных финан­совых преобразований, однако случилось так, что от задуманной разносторонней реформы были осуществлены только ее элементы и потому почти никогда в перечне реформ не фигурирует финан­совая, хотя была предпринята попытка ее выделить. И уже к началу 1860-х годов обозначились контуры этой реформы: созда­ние Государственного банка, гласность государственного бюджета, единство кассы, реформа налоговой системы с непременной лик­видацией архаичной подушной подати и переходом к современ­ным формам обложений, укрепление рубля путем изъятия части бумажных денег и открытия свободного их обмена на металличе­ские. Проведение финансовых преобразований происходило в об­становке внутреннего неспокойствия, периодических обострений внешнеполитического положения, потребности в чрезвычайных расходах, почти хроническом бюджетном дефиците. Поэтому мно­гое из задуманного не было осуществлено. И все же каждое из финансовых преобразований может быть названо реформой.

Промышленность финансировалась как частными лицами, так и государством. Для кредитования создавались акционерные банки. Иностранные капиталы из Англии, Франции, Германии вкладывались, как правило, в тяжелую промышленность. Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 60-90-годы были самыми высокими в мире.

Быстро росло число машиностроительных заводов, производивших станки, паровозы, сельскохозяйственные машины. В эти годы были построены два крупнейших российских машиностроительных завода: Путиловский завод в Петербурге и завод транспортного машиностроения в Коломне.

Особое значение для экономики России имело строительство железных дорог. Новые линии связывали промышленные районы между собой. Также железнодорожное строительство повысило спрос на продукцию металлургической, машиностроительной промышленности и вызвало угольный ажиотаж. В 1870-е годы в Донбассе началось строительство новых шахт, горнопромышленных предприятий. В этот период значительно возрос класс промышленно-торговой буржуазии. Среди крупных предпринимателей были выходцы из купеческого сословия, крестьян и дворян. В 1863 году чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.

В 70-80-е годы появляются организации промышленников:

Совет съездов промышленников юга России (1874 г.);

Совет съездов горнопромышленников Уральской области (1880 г.);

Совет съездов бакинских нефтепромышленников.

Отмена крепостного права привела к быстрому росту класса наемных рабочих. Из-за отсутствия специального рабочего законодательства на предприятиях установился жесткий режим эксплуатации наемного труда. Это привело к тому, что рабочие стали устраивать стачки, особенно на крупных предприятиях, с требованиями повышения зарплаты, улучшения условий труда. В ответ на рабочее движение, правительство выпустило ряд законов, регулирующих трудовые отношения: «Об ограничении работы малолетних и установлении надзора за их занятиями» (1882 г.), «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках и мануфактурах» (1885 г.), «О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (1886 г.).

Развитие промышленности и улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли.

Характерной чертой внутренней торговли во второй половине XIX века стало падение значения ярмарок и развитие товарных бирж.

Во внешней торговле главными партнерами России были Германия (32% импорта и 25% экспорта) и Англия (20% импорта и 20% экспорта). Главным, экспортируемым из России товаром, оставался хлеб. Промышленные товары составляли 25% экспорта. В импорте преобладали хлопок-сырец и машины.

На рубеже веков торговля сохраняла ведущие позиции среди неземледельческих отраслей донской области (см. Табл. 9), а также и Предкавказья. По данным Н.В.Самариной, на долю торговли приходилось 74% всех предприятий в городах и округах Дона, а их оборот превышал 76% общего оборота в неземледельческом хозяйстве.

Законом 1868 г. было расширено право иногородних торговать на Дону. После этого быстро стало расти число купцов из иногородних. Этому способствовала и отмена в 1875 г. льгот для членов Донского торгового общества (ДТО) по прохождению воинской службы. Не имея возможности реально конкурировать с общероссийским и иностранным капиталом, ДТО к концу XIX в. свернуло свою деятельность: если в 1874 г. в его рядах числилось 3670 членов, то в 1892 г. - только 214. По данным И.П.Хлыстова, в 1894 г. в Области войска Донского казакам принадлежало 232 торговых заведений (без питейных) с общим оборотом в 2 870,8 тыс. руб, а лицам невойскового сословия - 3 097 предприятий с оборотом в 91 420,3 тыс. руб.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...