Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консервативное направление в общественной мысли России 30-40 годов XIX века. Теория официальной народности.




В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: консервативное и оппозиционно-либеральное.

Консервативное идейное течение раскрывается в программе кружка славянофилов. Участникам кружка были А.С. Хомяков (1804-1860), братья Киреевские, А.И. Кошелев (друзья Веневитинова), Ю.Ф. Самарин, И.Д. Беляев и братья Аксаковы. Славянофилы выступили выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, - в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

Теория официальной народности:

Тео́рия официа́льной наро́дности — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I. Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А. Н. Пыпина по истории русской литературы и общественной мысли (1872—1873)[1]. Автором теории стал С. С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 года)

озднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».

Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». Руководствуясь данной теорией, начальник III отделения императорской канцелярии А. Х. Бенкендорф писал, что «прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее же выше всяких представлений».

Материалы, относящиеся к данной теории, публиковала газета «Северная пчела». Триада Уварова являлась идеологическим обоснованием политики Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих за самобытный путь исторического развития России. М. П. Погодин называл три основные тезиса концепции «столпостены».

 

Петрашевцы

Петрашевцы

Петрашевцы - участники кружка М.В.Петрашевского (1827-1866) и связанных с ним кружков, существовали в период 1844- 1849 гг. Члены кружков на собраниях обсуждали различные философские учения, предполагали организовать подпольную типографию и заняться пропагандой социалистических идей. Под руководством чиновника, особых поручений Министерства внутренних дел И. П. Липранди была предпринята слежка за петрашевцами, и 23 апреля 1849 г. все посещавшие собрания у Петрашевского были арестованы. Суду были преданы 22 человека.

Петрашевцы и русская литература. Кружок, руководимый М.В.Буташевичем-Петрашевским (1821-1866), был одним из центров общественно-литературного движения 40-х годов 19 века. В.Г.Белинский и А.И.Герцен, стоявшие во главе демократического и антикрепостнического движения, оказывали идейное влияние на все направления русской мысли, в том числе на кружок петрашевцев. Участников кружка объединяли ненависть к крепостничеству и угнетению человека, понимание социализма как всеобъемлющего учения, призванного «согласовать» общественное устройство с потребностями человеческой природы (при этом петрашевцы разделяли представление о близости социализма к христианству с его проповедью любви и братства), глубокая вера в силу знания («Знание есть основа могущества человека», - писали петрашевцы в «Карманном словаре иностранных слов», 1845), уверенность, что фундаментом познавательной деятельности человека является природа. В поисках путей изменения социального уклада Петрашевский и его единомышленники обращались к социально-утопическим теориям Ш.Фурье и А.Сен-Симона, а также к материалистической философии Л.Фейербаха. Фурьеристская проповедь «всеобщего счастья», как нельзя лучше отвечавшая стремлениям петрашевцев к отмене рабства, к общинному устройству деревни, в русских условиях приобретала революционный характер. Социально-утопические теории, а также влияние Белинского, особенно его «Письма к Гоголю», прочитанного Ф.М.Достоевским на одной из «пятниц» Петрашевского (15 апреля 1849 года), сказались на формировании литературно-эстетических взглядов участников кружка. Они исходили из признания общественной роли искусства и высокой миссии писателя, учителя общества, призывали к демократизации литературы, стремились сблизить ее с народной жизнью. Они хотели подчинить литературу задачам пропаганды науки, просвещения, социалистических теорий. Петрашевец В.Н.Майков утверждал, что целью беллетристических произведений является популяризирование идей, важных для общества. Ради этой цели критик допускал и дидактику в искусстве, и прямое обращение к науке в поисках тех истин, какие литература должна внушать читателю, лишь бы эти истины были справедливы. При этом петрашевцы нередко смешивали научную и художественную формы познания, против чего возражал Белинский, писавший в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года», что «… искусство прежде всего должно быть искусством, а потом уже оно может быть выражением духа и направлений общества в известную эпоху» и что «… в сфере искусства … никакое направление гроша не стоит без таланта…» (Полн.собр.соч., т. 10, 1956, с. 303, 312).

В литературно-эстетических взглядах петрашевцев не было полного единства, они не успели сложиться в стройную систему, ибо в них отразился переходный характер этого движения. Расхождения намечались и на собраниях кружка, и в позднейших выступлениях его участников. Некоторые из них ощущали односторонность взглядов Петрашевского, против них возражал, например, Достоевский. С.Ф.Дуров, несколько утрируя, отмечал, что Петрашевский «… уперся в философию и политику; он изящных искусств не понимает…» («Дело петрашевцев», т. 3, 1951, с. 273). Идеи петрашевцев нашли достаточно полное выражение в их литературном творчестве. Первым поэтом кружка явился А.Н.Плещеев, автор сборника «Стихотворения» (1846), поэтического манифеста петрашевцев. Тогда же В.Майков разъяснил в «Отечественных записках» <*> значение лирики Плещеева, связанной с лермонтовской традицией в разработке темы поэта-пророка, темы странника, узника; в ней обнаруживались и фурьеристские мотивы (проповедь всеобщего счастья, осуждение неравенства, противоречий богатства и бедности, «неравного брака» и т.д.). Стихотворение Плещеева «Вперед! без страха и сомненья На подвиг доблестный, друзья!» содержало лозунги и формулы («любви ученье», союз «под знаменем науки» и др.), наполнявшиеся конкретным смыслом для социалистов того времени; их позднее оценили деятели 60-х годов (Н.А.Добролюбов, М.Л.Михайлов). Лермонтовское влияние характерно и для стихов петрашевца А.А.Пальма, соединявшего социально-утопические мотивы с обращением к фольклорной тематике. Фурьеристские взгляды отразились в стихотворных набросках Д.Д.Ахшарумова. В многочисленных переводах С.Ф.Дурова (из О.Барбье, В.Гюго и др.), проникнутых гражданским пафосом, воплощены его демократические идеалы. Идейное влияние кружка петрашевцев сказалось и в творчестве некоторых поэтов, в целом далеких от передового движения 40-х годов: А.Н.Майкова - автора поэм «Две судьбы» и «Машенька», А.А.Григорьева, написавшего в период недолгого общения с кружком цикл революционно-патетических стихов («Прощание с Петербургом», «Когда колокола торжественно звучат» и др.).

С участием в кружке связаны социальные мотивы ранней прозы Достоевского («Бедные люди» и др.), первых повестей М.Е.Салтыкова («Противоречия», «Запутанное дело»), считавшего, что участие в кружке и «школа идей» Белинского были самыми важными в его творческом развитии. Социалистические идеи 40-х годов сыграли немалую роль в формировании взглядов Н.Г.Чернышевского, который в студенческие годы был участником одного из кружков, связанных с петрашевцами. Активный деятель кружка А.В.Ханыков впервые познакомил его с учением Фурье, с взглядами Фейербаха. Представления Петрашевцев (главным образом В.Майкова) о природе и назначении искусства нашли отражение в работе Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Веяние пропаганды петрашевцев с их стремлением к «общему благу для всего человечества» коснулось и молодого Л.Н.Толстого (см. записи в дневнике 1847 года), которому приходилось встречаться с некоторыми участниками кружка; мир социальных утопий, увлекавший передовую молодежь 40-х годов, оказался во многом близок интересам и нравственным поискам Толстого в эти же годы. Исследователи (Т.И.Усакина) отмечают также, что идейный замысел романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история» (1847) складывался не без влияния критики В.Майковым романтизма и «положительной» философии, критики, тесно связанной с эстетикой и философией петрашевцев

21.Внешняя политика России в 1801 – 1812 годах

Внешняя политика России в 1801 - 1807 годах.

Придя к власти, Александр попытался проводить свою внешнюю политику как бы с “чистого листа”. Новое русское правительство стремилось создать в Европе систему коллективной безопасности, связав все ведущие державы между собой рядом договоров. Однако уже в 1803 мир с Францией оказался для России невыгодным, в мае 1804 российская сторона отозвала своего посла из Франции и стала готовиться к новой войне.

Александр считал Наполеона символом попрания законности мирового порядка. Но российский император переоценил свои возможности, что и привело к катастрофе под Аустерлицем в ноябре 1805, причем присутствие императора в армии, его неумелые распоряжения имели самые пагубные последствия. Подписанный в июне 1806 мирный трактат с Францией Александр отказался ратифицировать, и лишь поражение под Фридландом в мае 1807 вынудило российского императора пойти на соглашение. При первом его свидании с Наполеоном в Тильзите в июне 1807 Александру удалось проявить себя незаурядным дипломатом и, по мнению некоторых историков, фактически “обыграть” Наполеона. Между Россией и Францией был заключен союз и соглашение о разделе зон влияния. Как показало дальнейшее развитие событий, Тильзитское соглашение оказалось более выгодным именно России, позволив России скопить силы. Наполеон же искренне считал Россию своим единственным возможным союзником в Европе. В 1808 стороны обсуждали планы совместного похода на Индию и раздела Оттоманской империи. На встрече с Александром в Эрфурте (сентябрь 1808) Наполеон признал право России на захваченную в ходе русско-шведской войны (1808-09) Финляндию, а Россия — право Франции на Испанию. Однако уже в это время отношения между союзниками стали накаляться благодаря имперским интересам обеих сторон. Так, Россию не устраивало существование герцогства Варшавского, континентальная блокада наносила вред российской экономике, а на Балканах у каждой из двух стран были собственные далеко идущие планы. В 1810 Александр отказал Наполеону, просившему руки его сестры великой княгини Анны Павловны (впоследствии королева Нидерландов), и подписал положение о нейтральной торговле, фактически сводившее на нет континентальную блокаду. Существует предположение, что Александр собирался нанести Наполеону упреждающий удар, но после того как Франция заключила союзные договора с Австрией и Пруссией, Россия стала готовиться к войне оборонительной. 12 июня 1812 французские войска пересекли российскую границу.

Внешняя политика России в 1807 - 1811 годах. Русско-шведская война.

Война со Швецией 1808—1809 гг.

Военные действия начались 9 февраля 1808 г. Русские войска в течение месяца овладели большей частью Финляндии и Аландскими островами. 16 марта 1808 г. император Александр объявил о присоединении Финляндии к России. В марте 1809 г. отряд под руководством генерала М. Б. Барклая де Толли совершил беспримерный переход по льду Балтийского моря и занял город Умео в Швеции, а отряд генерала П. И. Багратиона был направлен на Аландские острова для последующего наступления на Стокгольм.

Поражение Швеции привело к свержению там короля и просьбам о прекращении войны. Однако Александр не сразу пошел на мир. Он созвал в городе Борго в Финляндии заседание сейма. Сейм объявил о присоединении Великого княжества Финляндского к России. Княжество получало широкие права самоуправления на основе законов, действовавших в этой стране при шведах.

Лишь после этого начались переговоры со Швецией. Согласно подписанному 5 сентября 1809 г. мирному договору, России передавалась вся территория Финляндии, Швеция присоединялась к «континентальной блокаде».

Война с Турцией затянулась, так как основные силы русской армии находились на западной границе. В 1811 году командующим Дунайской армии был назначен М.И.Кутузов. После удачной операции русских войск (15 тысяч человек против 60 тысяч) под Рущуком Турция в декабре 1811 года капитулировала. По Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 года к России были присоединены Бессарабия, Абхазия и часть Грузии. Турция признала право Сербии на внутренние самоуправление.

Используя ситуацию, сложившуюся после Тильзита, Александра I начал войну со Швецией. В ночь с 8 на 9 февраля 1808 года русский корпус под командованием Буксгевдена (24 тысячи человек) перешёл границу с Финляндией. После продолжительных военных действий Россия по Фридрихсгамскому мирному договору (5 сентября 1809 года) включила в свой состав Финляндию на правах Великого княжества с внутренним самоуправлением.

Тильзитские договорённости поставили Россию в международную изоляцию, не остановив французской экспансии. Присоединение России к континентальной блокаде Англии отрицательно сказывалось на русской внешней торговле и финансах. Экономические отношения между Россией и Францией были развиты слабо. В декабре 1810 года Россия нарушила континентальную блокаду.

Агрессия Наполеона в немецких землях, его интриги в герцогстве Варшавском и другие акции были открыто направлены против России. Интересы двух держав сталкивались и на Ближнем Востоке. Обострение внутренних проблем во Франции также толкало Наполеона на войну с Россией.

Русско-турецкая война 1806 - 1812 годов.

30 декабря 1806 года началась новая русско-турецкая война. Турция объявила войну России после того, как русские войска вторглись на территорию Молдавии. Оттоманская империя стремилась вернуть потерянные прежде, владения в Северном Причерноморье, воспользовавшись отвлечением русских сил на войну против Франции. Россия же надеялась отодвинуть границу от Днестра к Пруту, а если повезет, то установить контроль над румынскими княжествами.

Туркам противостояла 35-тысячная армия генерала Михельсона. Она переправилась через Днестр и овладела Яссами, Бендерами, Аккерманом, Галацом, Килией и Бухарестом и вышла к Дунаю. На Кавказе отряд контрадмирала Пустошкина, высадившись с кораблей черноморской эскадры, 11 мая овладел турецкой крепостью Анапа. 24 июня отряд генерала Михаила Милорадовича разбил турок, пытавшихся овладеть Бухарестом.

На море успех также был на русской стороне. С началом войны из Кронштадта к острову Корфу была направлена эскадра адмирала Сенявина Д.Н. Оставив часть сил для обороны Ионических островов, Сенявин с 10 линейными кораблями и одним фрегатом с 754 орудиями пошел к Дарданеллам. Он решил блокировать проливы со стороны Средиземного моря и тем вызвать турецкий флот на генеральное сражение. Заняв 5 марта 1807 года остров Тенедос, русская эскадра начала блокаду Дарданелл.

Турецкий флот дважды атаковал корабли Сенявина. Первое столкновение у входа в пролив произошло 10 мая и не привело к решительным результатам. Во втором бою 19 июня у мыса Афон турки были разгромлены. Турецкий флот, которым командовал адмирал Сейит Али, состоял из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов и 5 вспомогательных судов с 1196 орудиями. На стороне русских было существенное превосходство в качестве артиллерии и уровне боевой подготовки личного состава.

Сенявин разделил свою эскадру на пять групп по два линейных корабля. Три группы атаковали три флагманских турецких корабля, а две, возглавляемые самим Сенявиным и младшим флагманом адмиралом Грейгом А.С., в это время должны были сковать остальные турецкие суда. 10 июня турки высадили десант на Тенедосе. Сенявин встал на пути отхода неприятельского флота к Дарданеллам и 19 июня дал ему сражение между островом Лемнос и мысом Афон. В начале 6-го часа утра русская эскадра стала сближаться с противником двумя колоннами из 6 и 4 судов. В 7 часов русские корабли разбились на пары, а турки открыли огонь с предельной дистанции, не причинивший русским кораблям вреда. Только в 9 утра, когда суда сблизились на расстояние картечного выстрела, эскадра Сенявина произвела первый залп по неприятельским флагманам. Их атаковали 5 кораблей вместо 6, так как русский корабль "Рафаил" получил повреждения в парусах и не смог занять предназначенную ему позицию. Вместо этого он прорезал строй противника, дав залпы с двух бортов. Исправив повреждения, "Рафаил" вступил в бой с турецким авангардом.

Сенявин во главе 4 линейных кораблей связал боем турецкий арьергард. Затем на флагмане "Твердый" он обстрелял уже поврежденный турецкий флагманский корабль "Седд-уль-Бахр". Затем все 10 русских линейных кораблей сосредоточили огонь по 6 кораблям, составлявшим основную часть турецкого флота. В полдень турки вышли из боя и начали отходить к Афонской горе.

В час дня наступил штиль, и оба флота начали исправлять повреждения на своих судах. В 2 часа подул северо-западный ветер, и турецкая эскадра ушла в Дарданеллы. При преследовании русские захватили сильно поврежденный "Седд-уль-Бахр". Еще два турецких линейных корабля, 4 фрегата и 1 корвет затонули или были сожжены турками, чтобы они не достались противнику. Потери убитыми и ранеными у турок составили около 1 тысячи человек. Русский флот потерь в кораблях не имел, но среди экипажей было убито и ранено до 250 человек.

Эскадра Сенявина продолжила блокаду Дарданелл. Это, а также успехи русской армии на Балканах вынудили Турцию 12 августа 1807 года принять перемирие, предложенное при посредничестве императора Наполеона (такое перемирие было одним из условий русско-французского Тильзитского договора). Но вскоре военные действия возобновились.

С 1807 года русскую армию вместо умершего Михельсона возглавил фельдмаршал Алексей Прозоровский, после смерти в 1809 году его сменил генерал Петр Багратион, а Багратиона генерал Николай Каменский, но никому из них не удалось развить успех в Румынии. Прозоровский в 1808 году предпринял крайне неудачный штурм Браилова, когда из 8 тысяч наступавших было выведено из строя 5 тысяч. В 1810 году русские дошли до Шумлы, но взять ее не смогли и вернулись в Румынию.

После смерти Каменского в марте 1811 года Молдавскую армию возглавил генерал Михаил Кутузов. Только ему удалось нанести решающее поражение турецким войскам и вынудить их заключить мир. 4 июля под Рушуком Кутузов нанес поражение армии великого визиря Ахмет-паши. Турки отступили в укрепленный лагерь, потеряв 4 тысячи человек. Кутузов, чьи потери не превышали 500 человек, преднамеренно оставил Рущук и ушел на левый берег Дуная, рассчитывая, что турки устремятся за ним и попадут в ловушку. Ахмет-паша занял Рущук, но два месяца медлил с переправой. Только в ночь на 9 сентября турки начали вторжение в Румынию. "Пусть переправляются, только перешло бы их на наш берег поболее", - говорил Кутузов офицерам своего штаба. Турецкая армия, переправившаяся на левый берег, была окружена со всех сторон редутами, за которыми укрывались русские солдаты. 13 октября Кутузов скрытно переправил на правый берег Дуная 7,5-тысячный корпус генерала Маркова, который на следующий день на рассвете внезапной атакой овладел Рушуком. Это не представляло большого труда, поскольку при отступлении русские взорвали все крепостные сооружения. Турецкий гарнизон потерял до 1,5 тысячи убитыми, 400 человек пленными и 8 пушек, тогда как русские потери составили 9 человек убитыми и 40 ранеными. После этого 40-тысячная армия великого визиря оказалась в окружении. Через несколько недель, 4 декабря, когда две трети армии погибли от голода, 12 тысяч уцелевших капитулировали.

Лишившись армии, Турция заключила 28 мая 1812 года мирный договор в Бухаресте. К Россия отошла Бессарабия.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...