М.М.Сперанский - жизненный путь и преобразовательская деятельность.
На реке Тунгаре, впадающей в Воршу, расположено теперь старинное село Черкутино, Владим. губ. 1 января 1772 года в семье бедного, черкутинского священника, родился четвертый сын, впоследствии М.М. Сперанский. Он вырос среди простого и особенного люда низшего духовенства, полумужиков и полуклириков. Малообразованных, но занющих и любящих книгу. Отец Сперанского, как уже было отмечено, был приходским священником, служившим сначала дьяконом, а за год до рождения сына получившим сан священника. Мать Михаила Михайловича, Прасковья Федоровна, была очень живой и энергичной женщиной, которую многие уважали в деревне за благочестивую жизнь. Самое сильное впечатление детства оставила на Михаила Михайловича глубоко религиозная бабушка, проводившая почти все время в молитвах, а слепой дед научил читать. Именно от деда будущий государственный деятель получил первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил с ним в церковь, и там из-за стойки читал Апостола и Часослов вместо пономаря. Сперанский обладал крайне слабым здоровьем и не принимал участия в детских забавах со сверстниками, почти все время проводил в одиночестве или в общении с дедом. Он впоследствии никогда не забывал о своем низком происхождении и гордился им. Мальчику было шесть лет, когда в его жизни произошло событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшую жизнь. Летом 1781 года отец Сперанского отвез его во Владимир, где устроил его на учебу в епархиальную семинарию. В семинарии Сперанский изучал латинский и греческие языки, риторику, математику, физику, философию и богослужение. Большинство предметов преподавалось формально, на основе устаревших учебников. Учился Сперанский на отлично. Рос интерес мальчика к «светским» наукам. В свои двадцать с небольшим лет М.М. Сперанский много достиг. Отказавшись от монашества, в 23 года он уже был перфектом семинарии.. Митрополит Гавриил разрешил Сперанскому поступить на частную службу к князю Куракину и переехать к нему в дом, но при условии, что он будет исправно вести курс лекций.
2 января 1797 года М.М. Сперанский был зачислен в канцелярию генерал-прокурора на должность делопроизводителя с чином титулярного советника. В сентябре 1799 года - коллежским советником. Не прошло и трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года Сперанский стал действительным статским советником. Программа преобразований в России «Введение к уложению государственных законов» или, как называл его сам Сперанский, «План всеобщего государственного образования» был готов к началу октября 1809 года. Оно стало самым значительным и серьезным планом реформы государственного строя России. М.М. Сперанский пришел к выводу, что «Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе. Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении. Начать реформу Сперанский предлагал с преобразования Государственного совета. По замыслу реформатора Государственный совет должен был стать связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Члены Государственного совета должны были назначаться императором. В плане были четко определены пределы самодержавной власти. В руках императора заключалась вся полнота управления страной, ему принадлежало право законодательной инициативы, и он утверждал все новые законы. Но его власть существенно ограничивалась государственной думой, которая должна была рассматривать все законопроекты. Император отстранялся от судопроизводства, являясь лишь верховным охранителем правосудия. Суд вершился от его имени. Но замысел М.М. Сперанского не был осуществлен до конца. В последний момент правитель отказался от кардинальной реформы.
В основу же создания нового Государственного совета согласно манифесту 1 января 1810г. легли другие принципы: [1) все основные вопросы империи рассматриваются в Совете и только через Совет докладываются императору; 2) проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматриваются опять же советом, 3)никакой закон. Устав и учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти». Следующим пунктом у Сперанского шло реформирование министерств, созданных в 1802г., за которыми должна была закрепляться исполнительная власть. Он предлагал четко определить границы деятельности министерств, подготовить их внутреннюю структуру и порядок работы, упразднить министерство коммерции путем его слияния с министерством финансов, создать министерство путей сообщения, учредить государственное казначейство и государственный контроль, создать министерство полиции (в ее состав должны входить учредительная и исполнительная полиции). Это предложение реформатора нашло претворено в жизнь. Согласно «Общему наказу» (1811г.), министерство возглавлял министр, которого назначал император, аппарат министерств состоял из нескольких департаментов во главе с директором, а они, в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения состояли из столов во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. Министрам фактически была дана безграничная власть. В комитете министров Сперанский видел совещательный орган. «Учреждением Комитета министров» от 20 марта 1812 г. Он определялся как высший административный орган, состоящий из 15 членов: 8 министров, 4 председателей департаментов Госсовета, главнокомандующего Петербурга, начальника штаба и начальника морского штаба.
Сперанский предлагал разделить Сенат на две составляющие - Правительствующий и Судебный Сенаты, которым будут принадлежать правительственные и судебные функции, соответственно. Первый должен был состоять из государственных министров, их товарищей и быть единым для всей страны. В его компетенцию должны были входить следующие дела: обнародование законов, заключение договоров и размещение подрядов на крупные суммы, назначение на ответственные должности, доклад важных дел императору. Реформа Сената была утверждена государственным советом, но она таки не была реализована. В ноябре 1809г. император Александр I поручил Сперанскому составить план для выхода из сложившейся в области финансов неблагоприятной ситуации. Сперанский считал, что изменения в бюджете в положительную сторону не возможны без сокращения расходов. План требовал «сильных мер и важных пожертвований» Эти сильные меры сводились: 1) изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов. Следуя плану великого реформатора уже в 1811г. удалось сократить дефицит государственного бюджета. Параллельно Сперанский работал над таможенным тарифом и торговым уложением. В них ставка делалась на поощрение отечественного производства и сокращение ввоза иностранных товаров. Эти тарифные меры помогли России выстоять в годы континентальной блокады. Сперанским впервые в истории были внесены начала проверки финансового состояния страны. Бюджет, составленный им, впервые обсуждался не одним или двумя лицами, а Государственным советом и министерством финансов. Эти меры способствовали установлению контроля над бюджетом и устранению произвола в финансовых делах. Им была составлена и введена: финляндская конституция, осуществлено освобождение крестьян в Лифляндии, учрежден Царскосельский лицей, преобразованы духовно-учебные заведения, в том числе устав духовных академий, таможенный тариф, спроектированы положение об освобождении крестьянства в России, новое гражданское Уложение. Дворянское правительство было вынуждено идти на небольшие уступки, дабы спасти феодальную систему. Право на собственность переставало быль исключительной привилегией дворян, создавался институт вольных хлебопашцев, расширялись экономические права крепостных и зависимых крестьян; крестьяне Прибалтики получили личную свободу. Теперь же, не состоящим на действительной службе, необходимо было в течение двух месяцев выбрать род деятельности, иначе им грозила отставка. Реформа чинопроизводства гласила о том, что для продвижения по гражданской службе требовалось иметь университетское образование или глубокие знания в словесных, исторических, юридических, математических и физических науках и сдавать по ним экзамены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|