Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2 : Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте.




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

МУРМАНСК

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана с учетом новейших достижений в области психологии и смежных наук.

Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка в период от рождения до поступления в школу.

Программа предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся на факультетах дошкольной педагогики и психологии. Максимальное внимание уделено наиболее актуальным проблемам не только с точки зрения науки, но и логики построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Отбор и анализ материала исходил из его ценности и значимости для педагогической деятельности воспитателя. Поэтому в каждой сфере психического развития выделены основные показатели, которые могут использоваться при формулировании задач воспитания и обучения, при постановке целей диагностики и контроля за ходом развития. Для того, чтобы связать психологические знания с педагогической практикой, рассмотрены некоторые принципы руководства тем или иным психически процессом или функцией.

Основные задачи программы состояли в том, чтобы:

-показать непреходящую ценность дошкольного детства как периода начального становления качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни;

-раскрыть главные закономерности психического развития дошкольника, который выступает как субъект воспитательно-образовательного процесса;

-описать не отдельные этапы, а целостную картину развития, проследив его взаимосвязи от младенчества к раннему и дошкольному возрасту.

В основу программы положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как социальном наследовании, как активном присвоении ребенком материальной и духовной культуры человечества, прежде всего культурно заданных средств овладения собой, а также представление о формировании психики ребенка в разнообразных видах деятельности.

Студенты должны осознавать самоценность детства как особого периода развития личности человека; владеет системой принципов и средств личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком;

- владеть системой знаний: о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций, об истории и современном состоянии детской психологии;

о человеке, ребенке дошкольного возраста как субъекте образовательного процесса, профессионального взаимодействия, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

о закономерностях психического развития ребенка дошкольного возраста;

о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умением педагогического общения;

методами и умениями психолого-педагогической диагностики.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

РАЗДЕЛ I. Теоретические основы детской психологии.

Тема 1. Предмет, задачи и методы детской психологии.

 

Развитие психики ребенка первых семи лет жизни – предмет детской психологии. Детство как социокультурный феномен.

Место и связь детской психологии с другими науками, изучающими человека и ребенка. Детская психология как составляющая часть возрастной психологии.

Методологические основы детской психологии, принципы изучения психического развития ребенка.

Задачи и значение детской психологии.

Основные закономерности, предпосылки и условия психического развития. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация. Наследственные особенности и прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития.

Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми и сверстниками, воспитания и обучения, различных видов деятельности и собственной активности ребенка в психическом развитии.

Проблема возрастной периодизации психического развития.

Основные пути исследования в детской психологии: констатация и формирование. Этапы психологического исследования.

Методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты, биографический и близнецовый метод.

Изучение детей воспитателем детского сада.

Литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000

2. Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории. –М., 1997

3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. –М., 1978

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. –М., 2001

5. Кон И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). –М., 1988

6. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. –М., 1997

7. Мид М. Культура и мир детства. –М., 1988

8. Михайленко М., Короткова Н., Григорович Л. К портрету современного дошкольника //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 1. – с. 27-36

 

 

9. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России //Педагогика. -1996. - № 6. – с. 14-18

10. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию //Избр. психол. труды. –М., 1989. – с. 26-59

11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр.психол.труды. –М., 1989. – с. 60-77

12. Эльконин Д.Б. Проблемы психодиагностики //Избр.психол.труды. –М., 1989. – с. 281-305

13. Эриксон Э. Детство и общество. –СПб., 1996

 

РАЗДЕЛ II. Психическое развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Тема 2: Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте.

 

Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 3 лет. Единство физического и психического развития как главная особенность развития в раннем детстве.

Период новорожденности. Кризис рождения. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Особенности реагирования на раздражители внешней среды и развития органов чувств. Эмоциональное развитие. Своеобразие социальной ситуации развития, новообразования периода: появление зачатков психической жизни; начало формирования биоритма “сон- бодрствование”, отделение сна от бодрствования, увеличение промежутков бодрствования. Режим, постоянство распорядка дня, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль матери и общения со взрослыми в психическом развитии младенца. “Комплекс оживления”: предпосылки, составляющие, этапы формирования, Характеристика общения как ведущей деятельности младенца.

Возникновение ситуативно-личностной формы общения младенца со взрослыми, ее влияние на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка первого полугодия жизни. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Возникновение ситуативно-деловой формы общения младенца со взрослыми, ее значение для развития ребенка второго полугодия жизни. Совместный со взрослыми образ жизни младенца как основа его развития и воспитания.

Становление предпосылок общения со сверстниками. Влияние ранних контактов со сверстниками на психическое развитие младенца.

Развитие движений и действий младенца. Хватание как основа их развития. Становление первых целенаправленных действий младенца.

Довербальный этап развития речи. Предпосылки усвоения речи в младенчестве. Развитие пассивной и активной речи. Установление связи слова и предмета.

Развитие ориентировки в окружающем мире. Особенности внимания, памяти, восприятия мышления.

Предпосылки становления личности. Представление младенца о себе, развитие образа «Я». Положительные привычки и первые привязанности как истоки характера. Индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года.

Литература:

 

1. Авдеева Н., Мещерякова С. Вы и младенец. –М., 1991

2. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. –М., 1996

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. –М., 1972

4. Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (О развитии и воспитании ребенка первого года жизни). –СПб., 1999

5. Бауэр Г. Психическое развитие младенца. –М., 1985

6. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др.. –М., 1996

7. Выготский Л.С. Младенческий возраст// Собр. Соч. в 6 т.т. –М., 1984. – Т. 4. – с. 269-318

8. Кистяковская М.М. Развитие движений у детей первого года. –М., 1070

9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций. –М., 1973

10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973

11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. –М., 1986

12. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. –СПб., 1999

13. Уайт Б. Первые три года жизни. –М., 1982

14. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. –М., 1955

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...