Тема 2 : Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
МУРМАНСК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом новейших достижений в области психологии и смежных наук. Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка в период от рождения до поступления в школу. Программа предназначена для студентов педагогических вузов, обучающихся на факультетах дошкольной педагогики и психологии. Максимальное внимание уделено наиболее актуальным проблемам не только с точки зрения науки, но и логики построения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Отбор и анализ материала исходил из его ценности и значимости для педагогической деятельности воспитателя. Поэтому в каждой сфере психического развития выделены основные показатели, которые могут использоваться при формулировании задач воспитания и обучения, при постановке целей диагностики и контроля за ходом развития. Для того, чтобы связать психологические знания с педагогической практикой, рассмотрены некоторые принципы руководства тем или иным психически процессом или функцией. Основные задачи программы состояли в том, чтобы: -показать непреходящую ценность дошкольного детства как периода начального становления качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни; -раскрыть главные закономерности психического развития дошкольника, который выступает как субъект воспитательно-образовательного процесса; -описать не отдельные этапы, а целостную картину развития, проследив его взаимосвязи от младенчества к раннему и дошкольному возрасту.
В основу программы положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как социальном наследовании, как активном присвоении ребенком материальной и духовной культуры человечества, прежде всего культурно заданных средств овладения собой, а также представление о формировании психики ребенка в разнообразных видах деятельности. Студенты должны осознавать самоценность детства как особого периода развития личности человека; владеет системой принципов и средств личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком; - владеть системой знаний: о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности; об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций, об истории и современном состоянии детской психологии; о человеке, ребенке дошкольного возраста как субъекте образовательного процесса, профессионального взаимодействия, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; о закономерностях психического развития ребенка дошкольного возраста; о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умением педагогического общения; методами и умениями психолого-педагогической диагностики.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» РАЗДЕЛ I. Теоретические основы детской психологии. Тема 1. Предмет, задачи и методы детской психологии.
Развитие психики ребенка первых семи лет жизни – предмет детской психологии. Детство как социокультурный феномен. Место и связь детской психологии с другими науками, изучающими человека и ребенка. Детская психология как составляющая часть возрастной психологии. Методологические основы детской психологии, принципы изучения психического развития ребенка. Задачи и значение детской психологии.
Основные закономерности, предпосылки и условия психического развития. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация. Наследственные особенности и прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития. Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми и сверстниками, воспитания и обучения, различных видов деятельности и собственной активности ребенка в психическом развитии. Проблема возрастной периодизации психического развития. Основные пути исследования в детской психологии: констатация и формирование. Этапы психологического исследования. Методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты, биографический и близнецовый метод. Изучение детей воспитателем детского сада. Литература: 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2000 2. Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории. –М., 1997 3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. –М., 1978 4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. –М., 2001 5. Кон И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). –М., 1988 6. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. –М., 1997 7. Мид М. Культура и мир детства. –М., 1988 8. Михайленко М., Короткова Н., Григорович Л. К портрету современного дошкольника //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 1. – с. 27-36
9. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России //Педагогика. -1996. - № 6. – с. 14-18 10. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию //Избр. психол. труды. –М., 1989. – с. 26-59 11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр.психол.труды. –М., 1989. – с. 60-77 12. Эльконин Д.Б. Проблемы психодиагностики //Избр.психол.труды. –М., 1989. – с. 281-305 13. Эриксон Э. Детство и общество. –СПб., 1996
РАЗДЕЛ II. Психическое развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Тема 2: Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте.
Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 3 лет. Единство физического и психического развития как главная особенность развития в раннем детстве.
Период новорожденности. Кризис рождения. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Особенности реагирования на раздражители внешней среды и развития органов чувств. Эмоциональное развитие. Своеобразие социальной ситуации развития, новообразования периода: появление зачатков психической жизни; начало формирования биоритма “сон- бодрствование”, отделение сна от бодрствования, увеличение промежутков бодрствования. Режим, постоянство распорядка дня, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка. Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль матери и общения со взрослыми в психическом развитии младенца. “Комплекс оживления”: предпосылки, составляющие, этапы формирования, Характеристика общения как ведущей деятельности младенца. Возникновение ситуативно-личностной формы общения младенца со взрослыми, ее влияние на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка первого полугодия жизни. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Возникновение ситуативно-деловой формы общения младенца со взрослыми, ее значение для развития ребенка второго полугодия жизни. Совместный со взрослыми образ жизни младенца как основа его развития и воспитания. Становление предпосылок общения со сверстниками. Влияние ранних контактов со сверстниками на психическое развитие младенца. Развитие движений и действий младенца. Хватание как основа их развития. Становление первых целенаправленных действий младенца. Довербальный этап развития речи. Предпосылки усвоения речи в младенчестве. Развитие пассивной и активной речи. Установление связи слова и предмета. Развитие ориентировки в окружающем мире. Особенности внимания, памяти, восприятия мышления. Предпосылки становления личности. Представление младенца о себе, развитие образа «Я». Положительные привычки и первые привязанности как истоки характера. Индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года.
Литература:
1. Авдеева Н., Мещерякова С. Вы и младенец. –М., 1991 2. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. –М., 1996 3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. –М., 1972 4. Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (О развитии и воспитании ребенка первого года жизни). –СПб., 1999 5. Бауэр Г. Психическое развитие младенца. –М., 1985 6. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др.. –М., 1996 7. Выготский Л.С. Младенческий возраст// Собр. Соч. в 6 т.т. –М., 1984. – Т. 4. – с. 269-318 8. Кистяковская М.М. Развитие движений у детей первого года. –М., 1070 9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций. –М., 1973 10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973 11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. –М., 1986 12. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. –СПб., 1999 13. Уайт Б. Первые три года жизни. –М., 1982 14. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. –М., 1955
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|