Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 26: Развитие способностей в дошкольном возрасте.




Предпосылки развития способностей. Задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей. Развитие сенсорных способностей и форм опосредованного познания- использования сенсорных эталонов.

Развитие интеллектуальных способностей и овладения наглядным пространственным моделированием. Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических. Развитие специальных способностей: музыкальных, изобразительных, литературных, театрально-речевых. Взаимосвязь развития специальных способностей с развитием познавательных способностей и личности. Одаренные дети. Условия, пути и средства развития способностей.

Литература:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша:раскрыть, понять, поддержать. –М., 1998

2. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. -1982. - № 3. – с. 46-52

3. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. –Киев, 1992

4. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – с. 43-47

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. –М., 1990

6. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности //Вопросы психологии. – 2003. - № 4. – с. 13-18

7. Одаренный ребенок /Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 1997

8. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей //Дошкольное воспитание. – 1995. - № 2. – с. 42-46

9. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986

10. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. –М., 1988

11. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972

12. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. – М., 1996

 

Тема 27: Психологическая готовность к обучению в школе. Психологические особенности детей 6-ти летнего возраста.

Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период. Основные достижения и противоречия этого периода. Формирование новой внутренней позиции. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности 6-ти летнего ребенка. Кризис 7 лет.

Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков.

Личностная и волевая готовность, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения.

Литература:

1. Бардин Н.В. Подготовка ребенка к школе (Психологические аспекты). – М., 1983

2. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. –Киев, 1984

3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению /Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. –М., 1995. – с. 132-142

4. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. – М., 1985

5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. –М., 1994

6. Домашенко И.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 1983

7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988

8. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. – М., 1987

9. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986

10. Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988

11. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1997

12. Петроченко Т.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. –Мн., 1986

13. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1998

14. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: вопросы и ответы. –Тула, 1992

 

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. -2-е изд., перераб. – СПб., 1998

2. Афонькина Ю.А. Контрольные задания по возрастной психологии. Дошкольный возраст. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мурманск, 2000

3. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка (дошкольный возраст). – Мн., 1974

4. Валитова Е.И. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – Мн., 1997

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М., 1991

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. – М., 1997

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте – М., 1996

9. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.- Мн.,1988

10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984

11. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (Серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб., 2002

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный цикл развития человека. – М., 2001

13. Люблинская А.А. Детская психология. -М., 1971

14. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998

15. Мир детства: Дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой /Отв. ред. А.В. Запорожец. – М., 1979

16. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – 2-е изд., испр. и доп. –М., 1998

17. Мухина В.С. Детская психология. -М., 1999

18. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб., 2002. - (Серия «Мастера психологии»)

19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб., 1999. – (Серия «Мастера психологии»)

21. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983

22. Психология дошкольника. Хрестоматия./ Сост. Г.А. Урунтаева. - М., 1997

23. Психология человека от рождения до смерти /Под общей ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).

24. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990

25. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т.т. –Т.1. – М., 1993; Т. 2. – М., 1999

26. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990

27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000

28. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997

29. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1996

30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1996

31. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995

32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998

33. Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996

34. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М., 2001

35. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие №1

Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности психического развития ребенка от рождения до 3-х лет.

2. Период новорожденности. Специфика психического развития младенца в отличие от животного.

3. Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения со взрослыми.

4. Формирование предпосылок усвоения речи.

5. Развитие движений и действий.

6. Развитие ориентировки в окружающем мире(особенности внимания, памяти, восприятия, мышления).

7. Развитие предпосылок формирования личности. Индивидуальные особенности младенцев. Кризис 1 года.

8. Психологические основы воспитания и обучения детей 1 года жизни.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицы и схемы:

- Особенности психического развития детей первых трех лет жизни

Литература:

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – 3-е изд. -М.,1977. – с. 31-34; 121-133; 143-150

- Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста

Литература:

Аксарина Н.М. Воспитание ребенка раннего возраста. -3-е изд. –М., 1977. – с. 93-114

- Показатели нервно-психического развития детей от рождения до 3-х лет.

Литература:

Печора К.Л., Понтюхина Г.В., Голубева Л.Б. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986. – с. 5-31; 122-130

 

2. Выписать понятия: новорожденность, младенчество, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение.

 

Основная литература:

1.Авдеева Н.М., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М.,1991

2.Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (о развитии и воспитании ребенка первого года жизни. –СПб., 1999

3. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др. –М., 1996. – с. 6-46

Дополнительная литература:

1. Волосова Е. Что может малыш на первом году жизни//Дошкольное воспитание. 1989, №5, с.92-97

2. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни.//Собр. соч. в 6 т.т. - М.,1984, т.4. – с. 269-318

3. Лямина Г. Закономерности развития и воспитания детей первого года жизни //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – с. 64-71

4. Мещерякова С. Становление общения ребенка с взрослыми на первом году жизни // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 90-96

5. Павлова Л. Мамина школа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10. – с. 89-97; 2001. - № 1. – с. 70-75; 2001. - № 3. – с. 84-91

 

 

Занятие № 2

Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Важнейшие достижения раннего детства:

а) овладение прямохождением

б) переход к предметной деятельности и овладение орудийным действием

в) игра и продуктивные виды деятельности в раннем детстве

г) развитие речи в раннем детстве.

2. Умственное развитие ребенка в раннем детстве:

а) развитие предметного восприятия и образование представлений о свойствах предметов

б) развитие наглядно-действенного мышления.

3. Формирование личности в раннем детстве:

а)расширение сферы общения и эмоционального развития ребенка

б) изменение внутренней позиции ребенка. Кризис 3-х лет.

4. Психологические основы обучения и воспитания детей раннего возраста.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать понятия: орудийные действия, соотносящиеся действия, наглядно-действенное мышление.

2. Составить таблицы и схемы:

- Этапы овладения фонетикой и грамматикой в младенчестве и раннем детстве.

Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986. - с.104.

- Этапы усвоения грамматики в раннем детстве. /по А.Н. Гвоздеву/.

Литература: Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- М.,1988 с.97-98.

 

Основная литература:

1. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. –М., 1996. – с. 48-118

2. Галигузова Л. Ранний возраст. Развитие процессуальной игры //Дошкольное воспитание. -1993г. - № 4. - с.45-50

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. -М., 1992. - с.7-58; 96-115

4. Смирнова Е. Возраст нераскрытых резервов //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – с. 80-89

5. Павлова Л. О современных проблемах раннего детства //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – с. 9-12

 

Дополнительная литература:

1. Аксарина Н.М, Воспитание детей раннего возраста. -М., 1977

2. Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 7. - с.65-67

3. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - с.61-64.

4. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - с.78-85 или // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 236-243

5. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем детстве. -М.,1978

6. Павлова Л. Проблема обучения детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. – 1985. - № 8, 9, 10, 11

Занятие № 3,4

Тема: ПСИХОЛОГИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная природа сюжетно-ролевой игры.

2. Общая характеристика игры как ведущей деятельности дошкольника.

3. Структура сюжетно-ролевой игры.

4. Особенности и основные направления игровой деятельности дошкольника.

5. Характеристика межличностных отношений в процессе игры.

6. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка.

1. Психологическое обоснование методов руководства игрой.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицы:

- Влияние разных видов игрушек на психическое развитие детей».

Литература: Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития детей //Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с.123-128

- Уровни развития сюжетно-ролевой игры. /по Д.Б. Эльконину/.

Литература: Детская психология/ Под ред. Я.Л. Коломинского., Е.А. Панька. -М.,1988. - с.111-113.

- Развитие игровой деятельности у детей 2-7 лет.

Литература: Программа обучения и воспитания в детском саду. 3-е изд. - М.,1987. - с.43-44; 59-61; 84-85; 113-114; 144-146

- Классификация видов игровой деятельности.

Литература: Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.И.Сохина.2-е изд. испр. и доп.-М.,1986. - с.309-332.

- Классификация игрушек.

Литература: Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.И.Сохина.2-е изд. испр. и доп.-М.,1986. -с. 335-339.

 

2. Выписать понятия: игра, роль, сюжет, содержание, игровые правила, игровые действия, игровые предметы, предметы заместители, воображаемая ситуация.

 

Основная литература:

1. Абраменкова В.В. Взрослые игры детей (к психологии современной игрушки) //Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка к детской субкультуре. – М., 2000. – с. 371-378

2. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - с. 45-50

3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - с.35-42

4. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - с.6-15; № 4. - с. 18-23

5. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности //Дошкольное воспитание. -2002.- № 4. – с. 70-73

6. Щербакова Е. Пути формирования взаимоотношений в игре //Дошкольное воспитание. – 1981. - № 3. - с.23-30.

7. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры //Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М. Семенюк. – М., 1994.- с.143-148

 

Дополнительная литература:

1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. -2-е изд., Екатеринбург, 1999

2. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. -М.,1987

3. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 28-41

4. Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте //Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 66-77

Занятие № 5,6

Тема: ПСИХОЛОГИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКА.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка. Ее связь с другими видами деятельности. Рисование и творчество.

2. Характеристика доизобразительной стадии рисования.

3. Развитие изобразительной деятельности:

а) развитие графических образов,

б) особенности композиции рисунка,

в) цвет детского рисунка,

г) развитие содержания детского рисунка.

4. Психологическое обоснование методов руководства изобразительной деятельностью

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицы:

-Классификация видов изобразительной деятельности в соответствии с возрастом детей.

Литература: Методика обучения изодеятельности и конструированию /Под ред. Т.С. Комаровой. -М., 1991. - с. 83-86; 92-96; 103-105; 114-117; 126-130;142-143; 146;151;157;164;174-176;180-181; 184-185;188-189.

- Освоение умений и навыков изобразительной деятельности детьми 2-7 лет.

Литература: Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд. - М.,1987. - с.48; 68-69; 94-96; 124-126; 156-158.

- Особенности композиции детского рисунка /по Ю.А. Полуянову/.

Литература: Полуянов Ю.А. Дети рисуют. -М.,1988. - с.48-55.

- Особенности построения детьми изображений /по Ю.А. Полуянову/.

Литература: Полуянов Ю.А. Дети рисуют. -М.,1988 - с.111-112.

- Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей.

Литература: Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1998. – с.30-31

- Связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности дошкольников.

 

2. Выписать понятия: изобразительная деятельность, художественный образ, графический объект, схематизм детского рисунка, виды и выразительные средства изобразительной деятельности.

 

Основная литература:

1. Венгер Л. Вот и вышел человечек //Дошкольное воспитание. -1992. - № 3-4. – с. 38-43; 1994. - № 6. – с. 43-47

2. Емельянова Е. Анализ детских работ по изобразительной деятельности. //Дошкольное воспитание. - 1980. - № 3. - с.28-30

3. Комарова Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 47-54

4. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - с.108

5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 41-46

6. Некрасова-Коротеева О. О природе детского рисования //Обруч. – 1997. - № 5. – с. 10-16

Дополнительная литература:

1. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности -М.,1961

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество -М.,1990.

3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.,1981.

4. Левин С. Ваш ребенок рисует. Книга о детском рисунке. –М., 1979

 

Занятие № 7

Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие общения, генезис форм общения дошкольников со взрослыми.

2. Роль семьи в развитии личности ребенка.

3. Взаимосвязь системы отношений в семье и положения ребенка в ней. Избирательное отношение ребенка к взрослым членам семьи.

4. Восприятие детьми роли родителей.

5. Психологические особенности типов воспитания детей в семье.

Задания для самостоятельной работы:

Сделать таблицы:

- Типы родительского авторитета

Литература: Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. О родительском авторитете.// О воспитании. -М.,1990. - с.201-208

-Формирование навыков культуры общения у детей 2-7 лет.

Литература:Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд.

-М.,1987 с.41, 58, 82-83, 110-111, 142.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.,1995 с.195.

-Развитие форм общения у детей со взрослыми от рождения до 7 лет.

Литература: Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.,1986 с.79-80

 

Основная литература:

1. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М. 1987. -с.49-52

2. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей //Вопросы психологии. – 1982, №1. – с. 59- 68

3. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. -М.,1987.- с. 92-139

4. Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – с. 7-34

5. Пухова Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях у детей //Вопросы психологии, 1996, № 2. – с. 14-23

6. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. – с. 93-99

Дополнительная литература:

1. Земска М. Семья и личность. -М.,1986

2. Керинг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. - с.158-164.

3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. //Вопросы психологии, 1986, № 1. - с.165-171.

 

Занятие № 8

Тема: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие общения. Генезис форм общения дошкольников со сверстниками.

2. Формы и содержание взаимодействия детей в совместной деятельности.

3. Мотивы контактов со сверстниками.

4. Условия развития взаимоотношений детей в совместной деятельности.

5. Психологическая характеристика конфликтов между дошкольниками в разных видах деятельности.

 

З адания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицы:

- Развитие форм общения дошкольников со сверстниками

Литература: Развитие форм общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989. – с. 156-163

- Причины детских конфликтов

Литература: Рояк А. Детские конфликты //Дошкольное воспитание. - 1977. - №4. - с.13-21, №5 с.10-14

2. Выписать понятия: общение, мотив, деятельность, конфликт.

 

Основная литература:

1. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений в совместной деятельности //Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – с. 24-32

2. Вовчик-Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы // Дошкольное воспитание.- 1988. - № 6. - с.56-59 или Психология дошкольника. Хрестоматия./Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 20-24

3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – с 35-42

4. Кошелева А. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 11. - с.40-46

5. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – с. 72-77

6. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 68-74

 

Дополнительная литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. –М., 2000. – с. 131-251

2. Общение детей в детском саду и семье. /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной -М.,1991 с.34-137

3.Отношения между сверстниками в группе детского сада /опыт социально-психологического исследования // Под ред. Т.А. Репиной -М.,1978.

4. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. –М.,1976

 

Занятие № 9, 10

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

 

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие словаря и грамматического строя речи.

2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи.

3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Роль речи в развитии психика ребенка.

4. Развитие речи дошкольника в разных видах деятельности.

5. Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой.

 

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить схемы:

- Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника

Литература:

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника. //Вопросы психологии 1989 №3 с.39-43

- Развитие словаря, грамматического строя, связной речи у детей от 3 дл 7 лет.

Литература: Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд. - М.,1987 с.64-65, 89-90, 119-121, 150-152.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.,1995. с. 228-230.

2. Выписать понятия: речь, язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь, диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная, объяснительная речь.

 

Основная литература:

1. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи //Дошкольное воспитание 1993, №9 с.58-65

2. Ахуджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности // Дошкольное воспитание 1983 №6 с.34-36

3. Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит //Дошкольное воспитание. -2000. - № 1. – с. 93-98; № 10. – с. 102-109

4. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. - с. 81-90

5. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи //Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М. Семенюк /Под ред. Д.И. Фельдштейнва. – М., 1994. – с. 148-152

6. Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. с. 90-107

7. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей // Основы общей психологии. - в 2-х т., т.1 -М.,1989 с.460-483

8. Сохин Ф.А. О задачах развития речи //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 71-81

9. Фоменко Л. Синтаксис… Что могут и не могут дети 4-6 лет //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – с. 48-50

 

Дополнительная литература:

1993 Вып.1.

1. Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. М.Д. Вейнева, М.Б. Елихеева - С-Пб.

2. Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. Н.И. Лепская, С.П. Цейтлин -СПб. 1994

3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной -М.,1985.

4. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1996

5. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –М., 2002

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –М., 2001

 

Занятие № 11

Тема: РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Вопросы для обсуждения:

1. Освоение сенсорных эталонов дошкольниками.

2. Становление перцептивных действий у дошкольного возраста.

1. Генезис наблюдения у детей 3-7 лет.

 

З адание для самостоятельной работы:

Выписать понятия: сенсорный эталон, перцептивные действия, наблюдение, наблюдательность, культура наблюдения.

 

Основная литература:

 

1. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А.Венгера -М.,1976. - с.4-18

2. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. // Избр. психол. труды т.1 -М.,1986. - с.91-99

3. Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 1970. - № 6. - с.23-28 или //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 107-128

4. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.И. Дьяченко, В.В. Холмовской. –М., 1996. – с. 3-19

5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986. – с. 18-32

Дополнительная литература:

 

1. Атемасов А.В. Роль слова в решении дошкольниками задач на выделение признаков объектов //Вопросы психологии. – 1984. - № 4. – с. 56-61

2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. –М., 1969

3. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. –М., 1966

Занятие № 12

Тема: РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления развития мышления в дошкольном возрасте.

2. Развитие наглядно-действенного мышления.

3. Развитие наглядно-образного мышления.

4. Усвоение логических форм мышления.

5. Формирование мышления дошкольников. Психологическое обоснование методов умственного воспитания.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия: мышление, виды мышления, мыслительные операции, познавательная активность, любознательность, познавательные интересы, проблемная ситуация, наглядное, пространственное моделирование, понятие, знания.

2. Составить схемы:

- Основные направления в развитии мышления дошкольника

- Пути и средства формирования мышления в дошкольном возрасте

 

Основная литература:

1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 196-206

2. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1993. - №11. - с.43-47

3. Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте //Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 168-176

4. Люблинская А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей //Там же. - с. 168-184

5. Обухова Л.Ф. Еще раз об эгоцентризме // Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 149-163

6. Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников// Вопросы психологии. -1985. -№2. - с.105-117 или //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 184-196

 

Дополнительная литература:

 

1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления /старший дошкольный возраст/ //Дошкольное воспитание. - 1982. - №1. - с.38-41

2. Венгер Л. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1979. - № 5. - с. 36-39

3. Запорожец А.В. Развитие мышления //Избр. психол. труды в 2-х т. Т.1.-М.,1986. - с.200-215.

4. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. –М., 1994

5. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. –М., 1996

6. Пиаже Ж. Главнейшие черты детской логики // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 385-406

7. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. -М.,1977.

8. Поддъяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка //Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 146-149

9. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников - Киев. 1985.

10. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н Поддъякова, А.Ф. Говорковой -М.,1986.

11. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками //Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1996

Занятие № 13,14

Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общие закономерности, пути и условия развития эмоций и чувств в дошкольном возрасте.

2. Эмоционально неблагополучные дети, причины эмоционального неблагополучия.

3. Особенности развития произвольных движений и действий.

4. Становление структуры волевого действия в дошкольном возрасте.

5. Волевые привычки и их формирование.

6. Личностный аспект развития эмоционально-волевой сферы дошкольника.

7. Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать понятия: эмоции, динамика чувств, дифференциация чувств, аффект, страх, высшие чувства, содержание чувств, эмоциональное неблагополучие, воля, волевое действие, волевое усилие, мотив, цель, борьба мотивов, волевые привычки, волевые качества личности, произвольность поведения, произвольные движения и действия.

2. Составить схемы:

-Особенности эмоций и чувств дошкольника

-Основные направления в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника

 

Основная литература:

1. Головко О. Аффектные дети и педагогические воздействия на них.//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - с.41-42

2. Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 228-237

3. Кошелева А. Мелодия душевной жизни ребенка //Дошкольное воспитание. -2002. - № 8. – с. 91-96

4. Кульчицкая Е.И. О развитии чувств // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 256-262

5. Непомнящая Н.И. Формирование воли // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 262-268

6. Рояк А. Эмоциональное неблагополучие детей в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2. - с.12-19

7. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Что стоит за жалобой дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 249-256

8. Смирнова Е. Пути формирования произвольного поведения //Дошкольное воспитание.- 1988. - № 10. - с.62-71 или //Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 269-277

9. Юркевич В. Воля и привычка: Возможности дошкольника //Семья и школа. - 1986. - №5

 

Дополнительная литература:

1. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников - Киев 1971

2. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович -М.,1986

3. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. –М., 1998

4. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. –Мн., 1991

5. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. Н.Д. Кошелевой -М.,1985

 

 

Занятие № 15,16

Тема: САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Вопросы для обсуждения:

1. Уровень притязаний как мотивационная характеристика личности.

2. Самооценка и ее особенности в дошкольном возрасте.

3. Особенности поведения детей с завышенным уровнем притязаний.

4. Формирование самооценки в разных видах деятельности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать понятия: самосознание, самооценка, образ “Я”, уровень притязаний.

2. Составить таблицу: - Пути и средства формирования самооценки в разных видах деятельности.

 

Основная литература:

1. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с.207-216

2. Бронников И.Н. Осознание поступков детьми трех-пяти лет // Там же. – с. 216-223

3. Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9. – с. 172

4. Панько Е.А. Воспитатель и его влияние на формирование самооценки дошкольника //Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - с.39-41

5. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников //Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - с.61-67

6. Шакуров Р.Х. О детском самолюбии // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 223-228

 

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания //Избр. психол. труды в 2-х т. Т.2 М.,1980. - с.103-107.

2. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. –Кишинев, 1983.

3. Лихтерова М., Пенская А.В. Особенности притязаний дошкольников.// Психология. Научн. доклады ХХ1Х Герценовские чтения /Отв. ред. Л.Богословский -Л.,1976. - с.14-18.

4. Силвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1978. - № 2. - с.80-85

 

Занятие №17

Тема: ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные компоненты способностей к изобразительной деятельности. Их проявление у дошкольника.

2. Основные компоненты музыкальных способностей. Их проявление и развитие в дошкольном детстве.

3. Основные компоненты способностей к театральной деятельности. Их проявления у дошкольника.

4. Особенности обучения и воспитания одаренных детей.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить схему:- Условия развития способностей у дошкольника.

Литература: Венгер Л.А. Педагогика способностей /детей дошкольного и школьного возраста/ -М.,1973.

2. Выписать понятия: способности, склонности, задатки, одаренность, творчество.

 

Основная литература:

1. Белова Е, Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители. // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 7,8. - с.26-31

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.,1990. - с.22-28

3. Савенков А. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 12. – с. 2-14

4. Тарасова К.В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве. // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 11. - с.27-33

5. Ягловская Е. Группа одаренности дошкольников. Проблема взаимоотношений //Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - с.47-49

Дополнительная литература:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. –М., 1998

2. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольн<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...