Тема 26: Развитие способностей в дошкольном возрасте.
Предпосылки развития способностей. Задатки, склонности и способности. Развитие познавательных способностей. Развитие сенсорных способностей и форм опосредованного познания- использования сенсорных эталонов. Развитие интеллектуальных способностей и овладения наглядным пространственным моделированием. Развитие практических способностей: организаторских, конструктивно-технических. Развитие специальных способностей: музыкальных, изобразительных, литературных, театрально-речевых. Взаимосвязь развития специальных способностей с развитием познавательных способностей и личности. Одаренные дети. Условия, пути и средства развития способностей. Литература: 1. Белова Е.С. Одаренность малыша:раскрыть, понять, поддержать. –М., 1998 2. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. -1982. - № 3. – с. 46-52 3. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. –Киев, 1992 4. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 11. – с. 43-47 5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. –М., 1990 6. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности //Вопросы психологии. – 2003. - № 4. – с. 13-18 7. Одаренный ребенок /Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 1997 8. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей //Дошкольное воспитание. – 1995. - № 2. – с. 42-46 9. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986 10. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. –М., 1988 11. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972 12. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. – М., 1996
Тема 27: Психологическая готовность к обучению в школе. Психологические особенности детей 6-ти летнего возраста. Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период. Основные достижения и противоречия этого периода. Формирование новой внутренней позиции. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности 6-ти летнего ребенка. Кризис 7 лет. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков. Личностная и волевая готовность, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения. Литература: 1. Бардин Н.В. Подготовка ребенка к школе (Психологические аспекты). – М., 1983 2. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. –Киев, 1984 3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению /Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. –М., 1995. – с. 132-142 4. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. – М., 1985 5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. –М., 1994 6. Домашенко И.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 1983 7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988 8. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. – М., 1987 9. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986 10. Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988 11. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1997 12. Петроченко Т.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. –Мн., 1986
13. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – СПб., 1998 14. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: вопросы и ответы. –Тула, 1992
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. -2-е изд., перераб. – СПб., 1998 2. Афонькина Ю.А. Контрольные задания по возрастной психологии. Дошкольный возраст. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мурманск, 2000 3. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка (дошкольный возраст). – Мн., 1974 4. Валитова Е.И. Психология развития ребенка дошкольного возраста. – Мн., 1997 5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988 6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М., 1991 7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. – М., 1997 8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте – М., 1996 9. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько.- Мн.,1988 10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984 11. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (Серия «Психологическая энциклопедия»). – СПб., 2002 12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный цикл развития человека. – М., 2001 13. Люблинская А.А. Детская психология. -М., 1971 14. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998 15. Мир детства: Дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой /Отв. ред. А.В. Запорожец. – М., 1979 16. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – 2-е изд., испр. и доп. –М., 1998 17. Мухина В.С. Детская психология. -М., 1999 18. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб., 2002. - (Серия «Мастера психологии») 19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995 20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб., 1999. – (Серия «Мастера психологии») 21. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983 22. Психология дошкольника. Хрестоматия./ Сост. Г.А. Урунтаева. - М., 1997 23. Психология человека от рождения до смерти /Под общей ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). 24. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990 25. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т.т. –Т.1. – М., 1993; Т. 2. – М., 1999 26. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000 28. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997 29. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1996 30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1996 31. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995 32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998 33. Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996 34. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М., 2001 35. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1 Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Вопросы для обсуждения: 1. Особенности психического развития ребенка от рождения до 3-х лет. 2. Период новорожденности. Специфика психического развития младенца в отличие от животного. 3. Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения со взрослыми. 4. Формирование предпосылок усвоения речи. 5. Развитие движений и действий. 6. Развитие ориентировки в окружающем мире(особенности внимания, памяти, восприятия, мышления). 7. Развитие предпосылок формирования личности. Индивидуальные особенности младенцев. Кризис 1 года. 8. Психологические основы воспитания и обучения детей 1 года жизни.
Задания для самостоятельной работы: 1. Составить таблицы и схемы: - Особенности психического развития детей первых трех лет жизни Литература: Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – 3-е изд. -М.,1977. – с. 31-34; 121-133; 143-150 - Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста Литература: Аксарина Н.М. Воспитание ребенка раннего возраста. -3-е изд. –М., 1977. – с. 93-114 - Показатели нервно-психического развития детей от рождения до 3-х лет. Литература: Печора К.Л., Понтюхина Г.В., Голубева Л.Б. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986. – с. 5-31; 122-130
2. Выписать понятия: новорожденность, младенчество, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение.
Основная литература: 1.Авдеева Н.М., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М.,1991 2.Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (о развитии и воспитании ребенка первого года жизни. –СПб., 1999 3. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др. –М., 1996. – с. 6-46 Дополнительная литература: 1. Волосова Е. Что может малыш на первом году жизни//Дошкольное воспитание. 1989, №5, с.92-97 2. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни.//Собр. соч. в 6 т.т. - М.,1984, т.4. – с. 269-318 3. Лямина Г. Закономерности развития и воспитания детей первого года жизни //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – с. 64-71 4. Мещерякова С. Становление общения ребенка с взрослыми на первом году жизни // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 90-96 5. Павлова Л. Мамина школа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10. – с. 89-97; 2001. - № 1. – с. 70-75; 2001. - № 3. – с. 84-91
Занятие № 2 Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.
Вопросы для обсуждения: 1. Важнейшие достижения раннего детства: а) овладение прямохождением б) переход к предметной деятельности и овладение орудийным действием в) игра и продуктивные виды деятельности в раннем детстве г) развитие речи в раннем детстве. 2. Умственное развитие ребенка в раннем детстве: а) развитие предметного восприятия и образование представлений о свойствах предметов б) развитие наглядно-действенного мышления. 3. Формирование личности в раннем детстве: а)расширение сферы общения и эмоционального развития ребенка б) изменение внутренней позиции ребенка. Кризис 3-х лет. 4. Психологические основы обучения и воспитания детей раннего возраста.
Задания для самостоятельной работы: 1. Выписать понятия: орудийные действия, соотносящиеся действия, наглядно-действенное мышление. 2. Составить таблицы и схемы: - Этапы овладения фонетикой и грамматикой в младенчестве и раннем детстве. Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986. - с.104. - Этапы усвоения грамматики в раннем детстве. /по А.Н. Гвоздеву/. Литература: Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- М.,1988 с.97-98.
Основная литература: 1. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. –М., 1996. – с. 48-118 2. Галигузова Л. Ранний возраст. Развитие процессуальной игры //Дошкольное воспитание. -1993г. - № 4. - с.45-50 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. -М., 1992. - с.7-58; 96-115
4. Смирнова Е. Возраст нераскрытых резервов //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – с. 80-89 5. Павлова Л. О современных проблемах раннего детства //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – с. 9-12
Дополнительная литература: 1. Аксарина Н.М, Воспитание детей раннего возраста. -М., 1977 2. Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 7. - с.65-67 3. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - с.61-64. 4. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - с.78-85 или // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 236-243 5. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем детстве. -М.,1978 6. Павлова Л. Проблема обучения детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. – 1985. - № 8, 9, 10, 11 Занятие № 3,4 Тема: ПСИХОЛОГИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Вопросы для обсуждения: 1. Социальная природа сюжетно-ролевой игры. 2. Общая характеристика игры как ведущей деятельности дошкольника. 3. Структура сюжетно-ролевой игры. 4. Особенности и основные направления игровой деятельности дошкольника. 5. Характеристика межличностных отношений в процессе игры. 6. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка. 1. Психологическое обоснование методов руководства игрой.
Задания для самостоятельной работы: 1. Составить таблицы: - Влияние разных видов игрушек на психическое развитие детей». Литература: Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития детей //Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с.123-128 - Уровни развития сюжетно-ролевой игры. /по Д.Б. Эльконину/. Литература: Детская психология/ Под ред. Я.Л. Коломинского., Е.А. Панька. -М.,1988. - с.111-113. - Развитие игровой деятельности у детей 2-7 лет. Литература: Программа обучения и воспитания в детском саду. 3-е изд. - М.,1987. - с.43-44; 59-61; 84-85; 113-114; 144-146 - Классификация видов игровой деятельности. Литература: Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.И.Сохина.2-е изд. испр. и доп.-М.,1986. - с.309-332. - Классификация игрушек. Литература: Дошкольная педагогика /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.И.Сохина.2-е изд. испр. и доп.-М.,1986. -с. 335-339.
2. Выписать понятия: игра, роль, сюжет, содержание, игровые правила, игровые действия, игровые предметы, предметы заместители, воображаемая ситуация.
Основная литература: 1. Абраменкова В.В. Взрослые игры детей (к психологии современной игрушки) //Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка к детской субкультуре. – М., 2000. – с. 371-378 2. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - с. 45-50 3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - с.35-42 4. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - с.6-15; № 4. - с. 18-23 5. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности //Дошкольное воспитание. -2002.- № 4. – с. 70-73 6. Щербакова Е. Пути формирования взаимоотношений в игре //Дошкольное воспитание. – 1981. - № 3. - с.23-30. 7. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры //Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М. Семенюк. – М., 1994.- с.143-148
Дополнительная литература: 1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. -2-е изд., Екатеринбург, 1999 2. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. -М.,1987 3. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 28-41 4. Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте //Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 66-77 Занятие № 5,6 Тема: ПСИХОЛОГИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Вопросы для обсуждения: 1. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка. Ее связь с другими видами деятельности. Рисование и творчество. 2. Характеристика доизобразительной стадии рисования. 3. Развитие изобразительной деятельности: а) развитие графических образов, б) особенности композиции рисунка, в) цвет детского рисунка, г) развитие содержания детского рисунка. 4. Психологическое обоснование методов руководства изобразительной деятельностью Задания для самостоятельной работы: 1. Составить таблицы: -Классификация видов изобразительной деятельности в соответствии с возрастом детей. Литература: Методика обучения изодеятельности и конструированию /Под ред. Т.С. Комаровой. -М., 1991. - с. 83-86; 92-96; 103-105; 114-117; 126-130;142-143; 146;151;157;164;174-176;180-181; 184-185;188-189. - Освоение умений и навыков изобразительной деятельности детьми 2-7 лет. Литература: Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд. - М.,1987. - с.48; 68-69; 94-96; 124-126; 156-158. - Особенности композиции детского рисунка /по Ю.А. Полуянову/. Литература: Полуянов Ю.А. Дети рисуют. -М.,1988. - с.48-55. - Особенности построения детьми изображений /по Ю.А. Полуянову/. Литература: Полуянов Ю.А. Дети рисуют. -М.,1988 - с.111-112. - Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей. Литература: Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1998. – с.30-31 - Связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности дошкольников.
2. Выписать понятия: изобразительная деятельность, художественный образ, графический объект, схематизм детского рисунка, виды и выразительные средства изобразительной деятельности.
Основная литература: 1. Венгер Л. Вот и вышел человечек //Дошкольное воспитание. -1992. - № 3-4. – с. 38-43; 1994. - № 6. – с. 43-47 2. Емельянова Е. Анализ детских работ по изобразительной деятельности. //Дошкольное воспитание. - 1980. - № 3. - с.28-30 3. Комарова Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 47-54 4. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - с.108 5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 41-46 6. Некрасова-Коротеева О. О природе детского рисования //Обруч. – 1997. - № 5. – с. 10-16 Дополнительная литература: 1. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности -М.,1961 2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество -М.,1990. 3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.,1981. 4. Левин С. Ваш ребенок рисует. Книга о детском рисунке. –М., 1979
Занятие № 7 Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие общения, генезис форм общения дошкольников со взрослыми. 2. Роль семьи в развитии личности ребенка. 3. Взаимосвязь системы отношений в семье и положения ребенка в ней. Избирательное отношение ребенка к взрослым членам семьи. 4. Восприятие детьми роли родителей. 5. Психологические особенности типов воспитания детей в семье. Задания для самостоятельной работы: Сделать таблицы: - Типы родительского авторитета Литература: Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. О родительском авторитете.// О воспитании. -М.,1990. - с.201-208 -Формирование навыков культуры общения у детей 2-7 лет. Литература:Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд. -М.,1987 с.41, 58, 82-83, 110-111, 142. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.,1995 с.195. -Развитие форм общения у детей со взрослыми от рождения до 7 лет. Литература: Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.,1986 с.79-80
Основная литература: 1. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М. 1987. -с.49-52 2. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей //Вопросы психологии. – 1982, №1. – с. 59- 68 3. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. -М.,1987.- с. 92-139 4. Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – с. 7-34 5. Пухова Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях у детей //Вопросы психологии, 1996, № 2. – с. 14-23 6. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. – с. 93-99 Дополнительная литература: 1. Земска М. Семья и личность. -М.,1986 2. Керинг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. - с.158-164. 3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. //Вопросы психологии, 1986, № 1. - с.165-171.
Занятие № 8 Тема: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Вопросы для обсуждения: 1. Понятие общения. Генезис форм общения дошкольников со сверстниками. 2. Формы и содержание взаимодействия детей в совместной деятельности. 3. Мотивы контактов со сверстниками. 4. Условия развития взаимоотношений детей в совместной деятельности. 5. Психологическая характеристика конфликтов между дошкольниками в разных видах деятельности.
З адания для самостоятельной работы: 1. Составить таблицы: - Развитие форм общения дошкольников со сверстниками Литература: Развитие форм общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989. – с. 156-163 - Причины детских конфликтов Литература: Рояк А. Детские конфликты //Дошкольное воспитание. - 1977. - №4. - с.13-21, №5 с.10-14 2. Выписать понятия: общение, мотив, деятельность, конфликт.
Основная литература: 1. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений в совместной деятельности //Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – с. 24-32 2. Вовчик-Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы // Дошкольное воспитание.- 1988. - № 6. - с.56-59 или Психология дошкольника. Хрестоматия./Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 20-24 3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – с 35-42 4. Кошелева А. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 11. - с.40-46 5. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – с. 72-77 6. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 68-74
Дополнительная литература: 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. –М., 2000. – с. 131-251 2. Общение детей в детском саду и семье. /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной -М.,1991 с.34-137 3.Отношения между сверстниками в группе детского сада /опыт социально-психологического исследования // Под ред. Т.А. Репиной -М.,1978. 4. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. –М.,1976
Занятие № 9, 10 Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
Вопросы для обсуждения: 1. Развитие словаря и грамматического строя речи. 2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи. 3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Роль речи в развитии психика ребенка. 4. Развитие речи дошкольника в разных видах деятельности. 5. Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой.
Задания для самостоятельной работы: 1.Составить схемы: - Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника Литература: Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника. //Вопросы психологии 1989 №3 с.39-43 - Развитие словаря, грамматического строя, связной речи у детей от 3 дл 7 лет. Литература: Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд. - М.,1987 с.64-65, 89-90, 119-121, 150-152. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.,1995. с. 228-230. 2. Выписать понятия: речь, язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь, диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная, объяснительная речь.
Основная литература: 1. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи //Дошкольное воспитание 1993, №9 с.58-65 2. Ахуджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности // Дошкольное воспитание 1983 №6 с.34-36 3. Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит //Дошкольное воспитание. -2000. - № 1. – с. 93-98; № 10. – с. 102-109 4. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. - с. 81-90 5. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи //Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М. Семенюк /Под ред. Д.И. Фельдштейнва. – М., 1994. – с. 148-152 6. Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. с. 90-107 7. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей // Основы общей психологии. - в 2-х т., т.1 -М.,1989 с.460-483 8. Сохин Ф.А. О задачах развития речи //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 71-81 9. Фоменко Л. Синтаксис… Что могут и не могут дети 4-6 лет //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – с. 48-50
Дополнительная литература: 1993 Вып.1. 1. Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. М.Д. Вейнева, М.Б. Елихеева - С-Пб. 2. Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. Н.И. Лепская, С.П. Цейтлин -СПб. 1994 3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной -М.,1985. 4. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1996 5. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –М., 2002 6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –М., 2001
Занятие № 11 Тема: РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для обсуждения: 1. Освоение сенсорных эталонов дошкольниками. 2. Становление перцептивных действий у дошкольного возраста. 1. Генезис наблюдения у детей 3-7 лет.
З адание для самостоятельной работы: Выписать понятия: сенсорный эталон, перцептивные действия, наблюдение, наблюдательность, культура наблюдения.
Основная литература:
1. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А.Венгера -М.,1976. - с.4-18 2. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. // Избр. психол. труды т.1 -М.,1986. - с.91-99 3. Логинова В., Матвеева А., Саморукова П. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 1970. - № 6. - с.23-28 или //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 107-128 4. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.И. Дьяченко, В.В. Холмовской. –М., 1996. – с. 3-19 5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986. – с. 18-32 Дополнительная литература:
1. Атемасов А.В. Роль слова в решении дошкольниками задач на выделение признаков объектов //Вопросы психологии. – 1984. - № 4. – с. 56-61 2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. –М., 1969 3. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. –М., 1966 Занятие № 12 Тема: РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Вопросы для обсуждения: 1. Основные направления развития мышления в дошкольном возрасте. 2. Развитие наглядно-действенного мышления. 3. Развитие наглядно-образного мышления. 4. Усвоение логических форм мышления. 5. Формирование мышления дошкольников. Психологическое обоснование методов умственного воспитания.
Задания для самостоятельной работы: 1. Выписать основные понятия: мышление, виды мышления, мыслительные операции, познавательная активность, любознательность, познавательные интересы, проблемная ситуация, наглядное, пространственное моделирование, понятие, знания. 2. Составить схемы: - Основные направления в развитии мышления дошкольника - Пути и средства формирования мышления в дошкольном возрасте
Основная литература: 1. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 196-206 2. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1993. - №11. - с.43-47 3. Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте //Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 168-176 4. Люблинская А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей //Там же. - с. 168-184 5. Обухова Л.Ф. Еще раз об эгоцентризме // Хрестоматия по детской психологии /Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 149-163 6. Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников// Вопросы психологии. -1985. -№2. - с.105-117 или //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 184-196
Дополнительная литература:
1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления /старший дошкольный возраст/ //Дошкольное воспитание. - 1982. - №1. - с.38-41 2. Венгер Л. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1979. - № 5. - с. 36-39 3. Запорожец А.В. Развитие мышления //Избр. психол. труды в 2-х т. Т.1.-М.,1986. - с.200-215. 4. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. –М., 1994 5. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. –М., 1996 6. Пиаже Ж. Главнейшие черты детской логики // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 385-406 7. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. -М.,1977. 8. Поддъяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка //Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 146-149 9. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольников - Киев. 1985. 10. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н Поддъякова, А.Ф. Говорковой -М.,1986. 11. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками //Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1996 Занятие № 13,14 Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Вопросы для обсуждения: 1. Общие закономерности, пути и условия развития эмоций и чувств в дошкольном возрасте. 2. Эмоционально неблагополучные дети, причины эмоционального неблагополучия. 3. Особенности развития произвольных движений и действий. 4. Становление структуры волевого действия в дошкольном возрасте. 5. Волевые привычки и их формирование. 6. Личностный аспект развития эмоционально-волевой сферы дошкольника. 7. Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Задания для самостоятельной работы: 1. Выписать понятия: эмоции, динамика чувств, дифференциация чувств, аффект, страх, высшие чувства, содержание чувств, эмоциональное неблагополучие, воля, волевое действие, волевое усилие, мотив, цель, борьба мотивов, волевые привычки, волевые качества личности, произвольность поведения, произвольные движения и действия. 2. Составить схемы: -Особенности эмоций и чувств дошкольника -Основные направления в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника
Основная литература: 1. Головко О. Аффектные дети и педагогические воздействия на них.//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - с.41-42 2. Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 1996. – с. 228-237 3. Кошелева А. Мелодия душевной жизни ребенка //Дошкольное воспитание. -2002. - № 8. – с. 91-96 4. Кульчицкая Е.И. О развитии чувств // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 256-262 5. Непомнящая Н.И. Формирование воли // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 262-268 6. Рояк А. Эмоциональное неблагополучие детей в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2. - с.12-19 7. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Что стоит за жалобой дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 249-256 8. Смирнова Е. Пути формирования произвольного поведения //Дошкольное воспитание.- 1988. - № 10. - с.62-71 или //Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 269-277 9. Юркевич В. Воля и привычка: Возможности дошкольника //Семья и школа. - 1986. - №5
Дополнительная литература: 1. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников - Киев 1971 2. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович -М.,1986 3. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. –М., 1998 4. Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. –Мн., 1991 5. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. Н.Д. Кошелевой -М.,1985
Занятие № 15,16 Тема: САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для обсуждения: 1. Уровень притязаний как мотивационная характеристика личности. 2. Самооценка и ее особенности в дошкольном возрасте. 3. Особенности поведения детей с завышенным уровнем притязаний. 4. Формирование самооценки в разных видах деятельности. Задания для самостоятельной работы: 1. Выписать понятия: самосознание, самооценка, образ “Я”, уровень притязаний. 2. Составить таблицу: - Пути и средства формирования самооценки в разных видах деятельности.
Основная литература: 1. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с.207-216 2. Бронников И.Н. Осознание поступков детьми трех-пяти лет // Там же. – с. 216-223 3. Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9. – с. 172 4. Панько Е.А. Воспитатель и его влияние на формирование самооценки дошкольника //Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - с.39-41 5. Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников //Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - с.61-67 6. Шакуров Р.Х. О детском самолюбии // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 223-228
Дополнительная литература: 1. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания //Избр. психол. труды в 2-х т. Т.2 М.,1980. - с.103-107. 2. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. –Кишинев, 1983. 3. Лихтерова М., Пенская А.В. Особенности притязаний дошкольников.// Психология. Научн. доклады ХХ1Х Герценовские чтения /Отв. ред. Л.Богословский -Л.,1976. - с.14-18. 4. Силвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. - 1978. - № 2. - с.80-85
Занятие №17 Тема: ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Вопросы для обсуждения: 1. Основные компоненты способностей к изобразительной деятельности. Их проявление у дошкольника. 2. Основные компоненты музыкальных способностей. Их проявление и развитие в дошкольном детстве. 3. Основные компоненты способностей к театральной деятельности. Их проявления у дошкольника. 4. Особенности обучения и воспитания одаренных детей.
Задания для самостоятельной работы: 1. Составить схему:- Условия развития способностей у дошкольника. Литература: Венгер Л.А. Педагогика способностей /детей дошкольного и школьного возраста/ -М.,1973. 2. Выписать понятия: способности, склонности, задатки, одаренность, творчество.
Основная литература: 1. Белова Е, Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители. // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 7,8. - с.26-31 2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.,1990. - с.22-28 3. Савенков А. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 12. – с. 2-14 4. Тарасова К.В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве. // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 11. - с.27-33 5. Ягловская Е. Группа одаренности дошкольников. Проблема взаимоотношений //Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - с.47-49 Дополнительная литература: 1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. –М., 1998 2. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольн<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|