Тема 15: Развитие речи в дошкольном возрасте.
Предпосылки развития речи в младенчестве. Развитие речи в раннем детстве. Использование ребенком речевых средств общения. Развитие активного и пассивного словаря. Освоение грамматического строя языка. Развитие звуковой стороны речи. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте. Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения. Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Основные закономерности усвоения дошкольниками синтаксиса и морфологии родного языка. Развитие функций и видов речи. Осознание звукового состава слова, словесного состава речи как предпосылка овладения чтением и письмом. Роль общения со взрослыми и сверстниками, продуктивных видов деятельности, игры в развитии речи. Значение освоения речи для психического развития. Литература: 1. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. –Киев, 1984 2. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М., 1988 3. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова и др. –М., 1996 4. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. –М., 1978 5. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. –М., 1978 6. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка /Отв.ред. В.К. Бояринчук. –Ростов-на-Дону, 1987 7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973 8. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной. –М., 1985 9. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. –М., 1963 10. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей //Основы общей психологии. – в 2-х т.т. – Т.1. –М., 1989. –с. 460-483 11. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –М., 2002
12. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –М., 2001 13. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве //Избр.психол.труды. –М., 1989. –с. 365-380 14. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет: О формировании предложений в речи детей. –М., 1966
Тема 16: Сенсорное развитие в дошкольном возрасте. Развитие основных видов чувствительности. Выработка условных рефлексов на сенсорные раздражители в разные периоды детства. Изменение порогов чувствительности. Развитие ориентировки в свойствах предметов. Закономерности и условия усвоения системы сенсорных эталонов, особенности развития действий восприятия в разные периоды детства. Развитие видов восприятия: пространства, времени, художественных произведений. Развитие произвольности восприятия: формирование культуры наблюдения и умение ставить цель, разрабатывать программу, контролировать процесс, оценивать результат. Формирование наблюдательности. Литература: 1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. –М., 1964 2. Венгер Л.А. Восприятие о обучение. –М., 1969 3. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. –М., 1988 4. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1976 5. Ендовицкая Т.В. Развитие ощущений и восприятий //Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. –М., 1964. –с. 13-71 6. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем дошкольном возрасте //Избр.психол.труды в 2-х т.т. –М., 1986. –Т.1. – с. 91-99 7. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. –М., 1996 8. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. -2-е изд. –М., 1981 9. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. –М., 1965
Тема 17: Развитие памяти в дошкольном возрасте.
Особенности проявления памяти в младенчестве и раннем детстве. Запечатление как предпосылка развития памяти. Ранняя форма воспроизведения - узнавание. Развитие видов памяти в раннем детстве: двигательной, образной, эмоциональной. Появление и развитие словесно-смысловой памяти. Рост объема памяти и длительности сохранения материала. Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. Развитие видов памяти. Непроизвольная память, условия ее развития. Деятельность как основное условие непроизвольного запоминания. Развитие логической, опосредованной памяти. Этапы развития произвольной памяти. Развитие процессов памяти. Непроизвольное запоминание и пути его организации. Приемы и средства произвольного запоминания. Влияние памяти на психическое развитие. Литература: 1. Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.В. Смирнова. –М., 1967. – с. 3-111 2. Гнедова Н.М., Елинова С.М. Произвольная память детей 4-6 лет в условиях общения //Вопросы психологии. – 1985. - № 3. – с. 67-71 3. Ендовицкая Т.В. Развитие памяти //Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. –М., 1964. – с. 94-114 4. Житникова Л.И. Учите детей запоминать. -3-е изд., доп. –М., 1985 5. Истомина З.И. Развитие памяти. –М., 1978 6. Истомина З.И. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. –М., 1995. – с. 75-90 7. Лебедева С. О возможностях развития образной памяти //Дошкольное воспитание. – 1985. - № 8. – с. 52-54 8. Развитие логической памяти у детей /Под ред. А.А. Смирнова. –М., 1976. – с. 4-72; 187-255 9. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок //Дошкольное воспитание. – 1986. - № 3. – с. 30-33
Тема 18: Развитие воображения в дошкольном возрасте. Предпосылки развития воображения в раннем возрасте. Становление условного игрового действия, использование предметов заместителей. Основные направления развития воображения дошкольника. Развитие видов воображения: воссоздающего, творческого, произвольного, непроизвольного. Роль речи в развитии произвольного, опосредованного воображения. Развитие операций воображения: комбинирование, агглютинация, антропоморфизация, схематизация, акцентуирование. Характеристика образов воображения дошкольника. Развитие функций воображения. Условия, пути и средства развития воображения. Обогащение опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Влияние воображения на психическое развитие.
Литература: 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. -3-е изд. –М., 1991 2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. –М., 1986 3. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника //Вопросы психологии. – 1988. - № 6. – с. 52-59 4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. –М., 1996 5. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. –М., 2001 6. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве (ранний и дошкольный возраст). – Орел, 1992 7. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. –М., 1996 8. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. –М., 1997 9. Репина Т.А. Развитие воображения //Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. –М., 1964. –с. 247-267 10. Сапогова Е.Е. Азбука воображения. –М., 1995 11. Сапогова Е.Е. Соотношение частей и целого как один из важнейших механизмов детского воображения //Вопросы психологии. – 1990. - № 6. – с. 45-52
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|