Vi. Методические указания по освоению дисциплины
Курс структурирован по тематическому принципу и распределен по разделам, каждый из которых несет свою особенную дидактическую нагрузку. В процессе изучения материалов учебного курса предлагаются разнообразные формы работ: чтение лекций, практические занятия, самостоятельная работа, контрольные работы, итоговый опрос. Лекционные занятия ориентированы на освещение вводных тем в каждый раздел курса и призваны ориентировать студентов в предлагаемом материале, заложить научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов. Цель практических занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса, формировать навыки анализа, систематизации и практического применения в своей исследовательской работе. Практические занятия могут проходить в различных формах: собеседование, организация «Круглого стола», использование докладной системы и творческих дискуссий. Как правило, практические занятия проводятся в виде: · развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов магистрантов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам магистрантам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; · устных докладов с последующим их обсуждением; В ходе самостоятельной подготовки каждый студент магистрант готовит письменную работу по теме и варианту темы. Сообщения делаются устно, развернуто, можно обращаться к конспекту во время выступления.
Выступление на практическом занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Подготовка к практическому занятию студентов магистрантов должна начинаться с ознакомления с планом практического занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к занятию, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к занятию следует начать с просмотра конспектов лекций. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент магистрант должен начать непосредственную подготовку своего выступления на практическом занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Самостоятельная работа состоит из чтения заданной литературы, представление прочитанного в устной и письменной форме, написание самостоятельного методологического исследования. Контроль над выполнением самостоятельной работы осуществляется в относительно свободном режиме, т.е. самостоятельная работа принимается по мере ее выполнения учащимся вплоть до экзамена включительно, что не означает, что всю самостоятельную работу можно сдавать в день экзамена. Проверка самостоятельной работы осуществляется как на аудиторных занятиях в форме устного доклада и письменной работы, так и во время индивидуальных собеседованиях по согласованию с преподавателем.
Выполнение самостоятельной работы чрезвычайно влияет как на промежуточную, так и на итоговую аттестацию по курсу. Добросовестное и качественное выполнение самостоятельной работы вместе с посещением лекций и активным участием в групповых обсуждениях гарантирует положительную оценку по курсу без проведения итогового опроса. Выполнение самостоятельной работы предполагает письменную и устную формы. Содержанием письменных работ является изложение основных идей заданной литературы. Содержанием устной работы является выступление с докладом в представлением индивидуального подхода к пониманию прочитанного источника в соответствии с конкретным магистерским диссертационным исследованием. Самостоятельная работа по данной дисциплине осуществляется в письменной форме на основе прочитанной литературы и в соответствии с вопросами, сформулированными преподавателем. Содержание тем письменных работ, требования к их выполнению и учебный материал, который необходимо освоить даны в нижеследующих пунктах: «Содержание самостоятельной работы» и «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы». Контроль за освоением лекционного материала осуществляется путем проверки посещения занятий и активностью учащихся на проводимых занятиях. Проверка знания лекционного материала осуществляется в форме контрольных работ и на экзаменационном занятии в форме итогового опроса, основанного на индивидуально-групповом собеседовании по списку вопросов. Контроль и проверка подготовки к практическим занятиям осуществляется как на самом практическом занятии в виде докладов, проверки письменных работ, так и в форме контрольных работ и на итоговом опросе. Оценка за практическое занятие определяется полнотой проделанной работы согласно плану занятия и качеством выполнения. Оценка степени усвоения лекционного материала в основном зависит от посещения занятий, задаваемых самим учащимся вопросов, участия в групповых обсуждениях. Учащиеся, проявившиеся регулярную активность могут быть полностью или частично освобождены от итогового опроса. Оценка за знания лекционного материала составляют 50 процентов итоговой оценки за курс
Оценка за самостоятельную работу дает в форме зачет/незачет. Выполнение всех заданий дает оценку «отлично», выполнение заданий на две трети дает оценку «хорошо», выполнение трети самостоятельной работы дает оценку «удовлетворительно». Важно понимать, что какая бы ни была оценка за самостоятельную работу, она будет составлять только половину от итоговой оценки. Критерием оценки самостоятельной работы является следование методическим требованиям, изложенным в рабочей программе в таблице «Самостоятельная работа». Курс структурирован по хронологическому, тематическому, проблемному и аналитическому принципам, что позволяет, с одной стороны, систематизировать учебный материал, с другой – погрузиться в специфику философского анализа и понимания феноменов науки и техники. В процессе изучения материалов учебного курса предлагаются следующие формы работ: чтение лекций, самостоятельныеработы, контрольные работы, устные опросы. Лекционные занятия ориентированы на освещение вопросов в рамках тем, указанныхв структуре теоретической части рабочей программы курса. Методическая цель – сформировать целостное представление о такой отрасли научного познания как философия науки и техники. Итоговый опрос на зачете и экзамене является средством как для проверки сложившихся компетенций, так и для восполнения пробелов со стороны тех магистрантов, которые по каким-то причинам не проявили достаточной успеваемости в процессе лекционных, практических, контрольных и самостоятельных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|