Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4 обезболивание. . Интенсивная терапия. Реанимация




ПО




Продолжение табл. 3. 1

 

Дополнительные методы исследования Основные пути оздоровления Критерии эффективности диспансеризации, снятия с учета
    18 лет или переводят в поликлинику для взрослых
Рентгенография, КТ То же То же
Рентгенологическое ис­следование челюсти, фо­тографирование лица больного, изготовление контрольных гипсовых моделей челюстей Систематическая санация зубов, полости рта, зева, носоглотки; ортодонтическая коррекция при­куса; зубочелюстное протезиро­вание с систематической возраст­ной коррекцией протеза; ЛФК для жевательных и мимических мышц При пользовании обширным зубоче-люстным протезом наблюдение и ле­чение до передачи больного в поликли­нику для взрослых
Рентгенологическое ис­следование нижней челю­сти, антропологическое исследование лица ребен­ка, контрольные гипсовые модели челюстей, фото­графирование лица боль­ного Систематическая санация поло­сти рта, ортодонтическая коррек­ция прикуса, зубочелюстное про­тезирование с систематической возрастной коррекцией протеза; ЛФК для жевательных и мимиче­ских мышц лица и шеи в течение года после операции То же, в течение 2 лет после операции освобождается от спортивных занятий
Рентгенологическое ис­следование нижней челю­сти, антропологическое исследование лица ребен­ка, контрольные гипсовые модели челюстей, фото­графирование лица боль­ного Систематическая санация поло­сти рта, ортодонтическая коррек­ция прикуса, зубочелюстное про­тезирование с систематической возрастной коррекцией протеза; ЛФК для жевательных и мимиче­ских мышц лица и шеи в течение года после операции То же, в течение 2 лет после операции освобождается от спортивных занятий


4. 1. Принципы анестезиологии в детской стоматологии

Анестезиология в значительной степени способствует развитию стоматологии детского возраста, позволяет расширить объем и ха­рактер проводимых лечебных меро­приятий как в хирургических, так и в терапевтических отделениях по­ликлиник и стационаров. В настоя­щее время трудно себе представить работу детских стоматологов без хо­рошо организованной анестезиоло­гической службы, обеспечивающей эффективное и безопасное обезбо­ливание, интенсивную терапию и реанимацию.

Анестезиология и реаниматоло­гия, являясь самостоятельной дис­циплиной, тесно связаны с другими разделами медицины, в значитель­ной степени способствуют их раз­витию, обеспечивая анестезиологи­ческое пособие и интенсивную те­рапию пациентов с различными за­болеваниями.

Особенно важно обеспечение эф­фективного анестезиологического пособия и интенсивной терапии в педиатрической практике. Естест­венно, что реализация общих зако­номерностей и принципов анесте­зиологии и реаниматологии в педи­атрической практике зависит от анатомо-физиологических особен­ностей организма ребенка и дово­льно значительных различий в ха­рактере патологических процессов у детей. Все это и определяет спе­цифику детской анестезиологии и реаниматологии. Эта специфика касается всех разделов дисципли­ны, деонтологических проблем, ме­тодики проведения и выбора анес­тезии, интенсивной терапии и реа­нимационных манипуляций, дози-

П4


Раздел 4 ОБЕЗБОЛИВАНИЕ.

ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ. РЕАНИМАЦИЯ

ровок различных препаратов и мно­гих других аспектов.

В данном разделе изложены об­щие принципы и особенности обез­боливания в период детского возра­ста при различных стоматологиче­ских вмешательствах у детей в усло­виях поликлинического приема и лечения в стационаре.

В ответ на любое лечебное воз­действие у ребенка может возник­нуть стрессовая реакция, обуслов­ленная психоэмоциональным на­пряжением, страхом, психической травмой, болевым синдромом, из­менениями гомеостаза: нарушени­ем дыхания и гемодинамики, об­менных процессов, биохимически­ми сдвигами, кровопотерей.

Любой отрицательный момент: шум или вибрация бормашины, вид инструментов, следы крови на там­поне, болевой раздражитель — вы­зывает негативную реакцию ребен­ка, степень которой зависит от его индивидуальной психологической реактивности.

Таким образом, главной задачей анестезиологии у детей является обеспечение спокойного поведения ребенка, независимо от характера и объема вмешательства, психическо­го и вегетативного статуса, болез­ненности и травматичности стома­тологических манипуляций.

При оказании стоматологической помощи ребенку на амбулаторном приеме возникает проблема адек­ватной анестезии. Одним из первых условий, которые стоят перед дет­ским врачом-стоматологом, являет­ся безболезненность проводимых вмешательств. У детей отмечается стойкая память на боль, и сформи­рованное в детстве отрицательное отношение к лечению зубов сохра­няется иногда на всю жизнь.


Стоматологическое вмешательст­во под любой анестезией должно осуществляться только с согласия родителей. Нельзя уговаривать роди­телей проводить ту или иную анесте­зию, ни в коем случае нельзя обе­щать быстрый и благоприятный ис­ход, отсутствие побочных реакций и осложнений. Наоборот, родители де­тей, психически неуравновешенных, с сопутствующей соматической па­тологией, должны быть предупреж­дены о длительности вмешательства, возможных осложнениях и их исхо­де. Следует дать им четкие разъясне­ния о необходимости выбора того или иного вида анестезии.

Обезболивание неотделимо от операции и в значительной мере определяет течение восстановитель­ного периода. Проведение анесте­зии в стоматологии детского возра­ста связано прежде всего с необхо­димостью решения ряда вопросов, обусловленных спецификой стома­тологических вмешательств при че-люстно-лицевой патологии.

Врожденные пороки лица и че­люстей, заболевания ВНЧС, опухо­ли ЧЛО, заболевания зубов и сли­зистой оболочки полости рта созда­ют определенные трудности на эта­пах анестезиологического обеспече­ния и усложняют контроль за со­стоянием ребенка. Очень важным является выбор вида и способа ане­стезии в зависимости от возраста ребенка, состояния его психики и эндокринной системы, общего со­стояния и сопутствующих болез­ней, их характера и локализации, степени дыхательных нарушений, вызванных этим заболеванием, и предполагаемого плана его лече­ния, объема и продолжительности вмешательства, сопоставления сте­пени анестезиологического и сто­матологического риска.

Вид обезболивания и способ его применения обязательно должны соответствовать планируемому объ­ему и травматичности стоматологи­ческого вмешательства.


Подготовка к проведению анесте­зии и стоматологических вмеша­тельств. С учетом особенностей стоматологических заболеваний у детей, ранимости детской психики и наличия сопутствующей сомати­ческой патологии подготовка к ане­стезии и стоматологическим вме­шательствам должна складываться из нескольких этапов.

Обследование ребенка. Подготовка ребенка к стоматологическому вме­шательству под местным или общим обезболиванием должна проводить­ся строго индивидуально с учетом его возраста, общего состояния, ха­рактера стоматологического заболе­вания и вида анестезии. Во избежа­ние неожиданностей во время анес­тезии, связанных с индивидуаль­ной повышенной чувствительно­стью или непереносимостью ка­ких-либо лекарственных препаратов (особенно наркотических), врач должен тщательно выяснить анам­нез ребенка у родителей, уточнить наличие у него необычных реакций на прием различных лекарственных средств, пищевых продуктов, выра­женного аллергического статуса, склонности ребенка к обморокам, потере сознания в ответ на такие факторы, как боль, страх.

Имеет значение и семейный анам­нез: данные о непереносимости ближайшими родственниками ка­ких-либо препаратов, так как не исключено, что непереносимость фармакологических средств генети­чески передалась ребенку. Важно выяснить, состоит ли ребенок на диспансерном учете у других специ­алистов. Ясное представление об общем состоянии ребенка и жиз­ненно важных функциях организма определяет правильный выбор вида и способа анестезии и является про­филактикой возможных осложне­ний при проведении местного и об­щего обезболивания.

Психологическая подготовка. На анестезиолога возлагается задача защитить ребенка от отрицательных


эмоции в связи с предстоящим вме­шательством. Условиями благопри­ятного проведения анестезии и операции являются правильный психологический подход к ребенку и надлежащий подход к родителям. Чтобы добиться спокойного пове­дения ребенка, врач должен войти с ним в контакт, проявляя при этом терпение и выдержку. Немаловаж­ное значение имеет и установление контакта с родителями ребенка. Беспокойство, слезы родителей от­рицательно воздействуют на психо­эмоциональное состояние ребенка, и он становится неуправляемым. Вот почему деонтология и этика врача-анестезиолога имеют особен­но важное значение.

Общесоматическая подготовка. В доанестезиологическом периоде она должна быть направлена на восстановление нарушенных функ­ций. Характер лечебных мероприя­тий, назначение фармакологиче­ских препаратов при подготовке ре­бенка к анестезии и операции зави­сят от сопутствующих соматиче­ских заболеваний. При заболевани­ях ЦНС, сердца, легких, печени, почек, эндокринной системы, при аллергических заболеваниях необ­ходимы заключение специалистов (невропатолога, кардиолога, нефро­лога, эндокринолога, аллерголога) и выполнение их рекомендаций.

Перед операцией (особенно в по­лости рта), которая должна быть выполнена под наркозом, в обще­соматическую подготовку включа­ют санацию полости рта, носа, но­соглотки, так как сопутствующие заболевания в этих отделах могут быть причиной различных ослож­нений как во время наркоза (отрыв аденоидной ткани при назотра-хеальном наркозе, ранение минда­лин, кровотечение при интубации грахеи через нос), так и в восстано­вительном периоде вследствие за­несения инфекции из полости рта в грахею и легкие (бронхит, пневмо­ния). Исключение составляют дети

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...