Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Либерализм—тоталитарная идеология




Что является доминирующей идеологией современного Запада и его геополитического авангарда — Соединенных Штатов Америки? Это совершенно не праздный вопрос. Он затрагивает напрямую каж­дого из нас. Будем откровенны: мы проиграли глобальный геополити­ческий конфликт. Мы побеждены. И поэтому обязаны знать точно и строго — кто является хозяином в новых условиях планетарного расклада сил, каковы основные черты его мировоззрения, что он думает о мире, истории, судьбе человечества, о нас самих? Это необ­ходимо всем — и тому, кто намерен смириться и покорно служить новым господам, и тому, кто отказывается принимать такое положе­ние дел и стремится к восстанию и отвоеванию новой геополитической свободы.

Нам внушили мысль, что на Западе вообще нет никакой идеологии, что там царит плюрализм позиций и убеждений, что каждый волен верить во что угодно, думать, говорить и делать все, что угодно. Это — абсолютная ложь, пропагандистский ход, заимствованный из ар­сенала "холодной войны". На самом деле, на Западе существует доми­нирующая идеология, которая не менее тоталитарна и нетерпима, нежели любая другая идеология, только ее формы и принципы свое­образны, философские предпосылки инаковы, историческая база в корне отлична от тех идеологий, которые привычны и известны нам. Эта идеология — либерализм. Она основана на догме об "автоном­ном индивидууме" (т.е. на последовательном индивидуализме), "при­кладной рациональности", вере в технологический прогресс, на кон­цепции "открытого общества", на возведении принципа "рынка" и "сво­бодного обмена" не только в экономический, но в идеологический, социальный и философский абсолют.

Либеральная идеология является "правой" в узко экономическом смысле и "левой" в смысле гуманитарной риторики. Причем все иные сочетания "правого" с "левым" или просто "правое" и "левое" сами по себе либерализм отвергает, демонтирует, маргинализирует, выносит за кадры официоза. Либерализм тоталитарен по-особому. Вместо пря­мых физических репрессий против инакомыслящих, он прибегает к тактике мягкого удушения, постепенного сдвига на окраину общества, экономического удушения диссидентов и оппонентов и т.д. Но факт остается фактом: доминирующая идеология Запада (либерализм) активно борется с альтернативными политико-идеологическими проектами, но использует для достижения своих целей методы более тонкие, более "мягкие", более отточенные, чем иные формы тоталитаризма, но от этого только более эффективные. Либе» ральный тоталитаризм не брутален, не открыт, но завуалирован, при­зрачен, невидим. Однако от этого он не менее жесток.

Наличие у Запада "доминирующей идеологии" постепенно все яс­нее осознается и в нашем обществе. Наивность ранней перестройки и мечты о "плюрализме" и "демократии" постепенно улетучились даже у самых ярых реформаторов. Реальность либерализма и идеологии либерализма стала очевидной, а следовательно, достигнута большая определенность. Сторонники Запада с необходимостью должны от­ныне разделять все идеологические предпосылки конкретного либе­рализма (а не какой-то "демократии", под которой каждый понимал что-то туманное и неопределенное), его противники объединяются не­приятием этой идеологии. Это более или менее понятно.

Но у либерализма есть еще один, более скрытый пласт. Речь идет о некоторых богословских и религиозных предпосылках, которые, в конечном счете, привели Запад именно к той идеологической модели, которая укоренилась в нем сегодня и стала доминирующей. Этот пласт не столь универсален и однозначно признан, как вульгарные штампы "открытого общества" и "прав человека", но, тем не менее, именно он является базой и тайным истоком главенствующей на планете либе­ральной идеологии, которая сама по себе — лишь вершина айсберга.

Речь идет о протестантской эсхатологии.

США—квинтэссенция Запада

Ни у кого сегодня нет сомнений, что миром правит единственная оставшаяся полноценной сверхдержава — США. Это не просто самое могущественное в военном отношении государство Запада, это, в не­котором смысле, результат западного пути развития, его пик, его максимальное достижение. США были основаны и построены как искусственно сконструированное образование, лишенное историчес­кой инерции, традиций и т.д. по меркам самых радикальных рецептов, выработанных всем ходом западной цивилизации. Это — вершина этой цивилизации, венец ее становления.

США — сумма Запада, его геополитический, идеологический и религиозный авангард. Только в США принципы либерализма внедре­ны тотально и последовательно, и начиная с некоторого времени и Запад и либерализм стали совершенно правомочно отождествляться именно с США.

Америка является гегемоном современного мира, гигантской гео­политической, стратегической и экономической империей, кото­рая контролирует все важнейшие процессы нашей планеты. При­чем не просто как одно из обычных государств, пусть даже очень мощное и развитое, но именно как идеологическая модель, как путь развития, как судья и пастырь человечества, навязывающий ему определенную систему идеологических, мировоззренческих и поли­тических ценностей. Империя США — империя либерализма, империя капитала, империя постиндустриального общества как выс­шей стадии развития буржуазного строя.

Безусловно, США являются прямыми наследниками Европы и ев­ропейской истории. Но уникальность этого образования заключается в том, что Штаты взяли от Европы только одно, наиболее рафиниро­ванное, очищенное направление цивилизации — либеральный рацио­нализм, теорию "социального контракта", индивидуализм, динамич­ный технологический индустриализм, абсолютизированные концепции "торгового строя". Ранее все эти тенденции концентрировались в про­тестантской Англии. Британская Империя была первой (если не при­нимать в расчет Древнюю Финикию) моделью построения чисто "тор­говой цивилизации", к которой логически вела западная история. И не случайно, главными теоретиками либерализма были именно англи­чане — Адам Смит, Рикардо и т.д., а философами индивидуализма — Локк, Гоббс, Мандевиль. Макс Вебер и, еще более ярко, Вернер Зомбарт убедительно показали, каким образом западный капитализм родился из протестантской этики, и насколько этно-религиозный фак­тор существенен для возникновения определенных социально-эконо­мических формаций.

От Англии эстафета "торгового строя" постепенно перешла к США, и начиная со второй половины XX века лидерство Америки в общем контексте западной цивилизации стало бесспорным историческим фактом.

США — воплощение Запада, западного капитализма, его центр и ось, его сущность. И теперь, когда США стали единственным хозяи­ном всей планеты, мы можем легко распознать логику истории, схо­дящуюся, как к фокусу, в единую точку (чего не могли по историчес­ким причинам сделать те мыслители, которые не дожили до драмати­ческой развязки геополитического, социального и экономического противостояния "холодной войны").

Итак, вся западная история сходится на США. Собственно За­пад как геополитическое явление возник в период раскола Христианс­кой Церкви на Православие и католичество. Католический ареал и стал базой того, что именуется отныне "Западом", "Западом" в кон­цептуальном смысле. Начиная с этого момента люди католического мира отождествили самих себя с полноценным человечеством, свою историю — с мировой историей, свою цивилизацию — с цивилизацией вообще. Все прочие цивилизации и традиции были презрительно при­равнены к "диким, варварским странам". Показательно, что в такой "недочеловеческий" разряд попадали не только нехристианские наро­ды, но и весь православный мир, который, на самом деле, и был зоной реального, неискаженного, аутентичного христианства. Кстати, имен­но потому, что православные страны — вначале Византия, позже Россия — были христианскими, они вызывали у католиков такое агрессивное неприятие. Православие давало пример христианства ино­го — универсального, открытого, несектантского, радикально альтер­нативного всему цивилизационному строю, который сложился на За­паде и который до некоторого времени претендовал на единственную форму христианской государственности. В противостоянии католи­чества Православию и следует искать завязь диалектического раз­вития истории цивилизации и геополитических процессов в после­дующие века.

От раскола церквей следует отсчитывать историю Запада. Католи­чество в то время становится во главе сугубо "западных" тенденций. Но через определенный промежуток времени определенные элементы католического учения, доставшиеся ему, кстати, в наследство от пра­вославного единства церквей, входят в противоречие с основной лини­ей развития Запада. Перелом приходится на Реформацию. В этот мо­мент наиболее "западные" тенденции обособляются и концентрируют­ся в протестантском типе. Протестантизм распространяется именно в тех странах и среди тех народов, которые последовательно движутся в направлении, заданном расколом: отчуждение от Востока, высоко­мерное презрение к "диким народам", отождествление себя самих и своего технического развития.с пиком цивилизации, индивидуалисти­ческие и рационалистические тенденции, не довольствующиеся даже католическими рамками (хотя те, в свою очередь, были существенным шагом в том же направлении от совершенно традиционного и верного духу изначального учения Православия).

Протестантские страны — в первую очередь, Англия — стано­вятся на путь "морской цивилизации", тяготеют к абсолютиза­ции либеральной модели, к универсализации "торгового строя". Отныне на самом Западе роль авангарда, роль "Дальнего Запада" на­чинают играть англичане.

Еще позднее именно крайние, наиболее радикальные протестантские английские секты закладывают основу американской цивилиза­ции, проектируют и реализуют США. Они едут туда — на крайний Запад — как в "землю обетованную" строить там совершенное обще­ство, "идеальный Запад", "абсолютный Запад". Соединенные Штаты Америки как государство созданы консенсусом фундаменталистс­ких протестантских сект, и подавляющее большинство полити­ческого класса США до сих пор неизменно остаются представи­телями именно протестантских конфессий. Это, впрочем, вполне логично — страной правят законные идеологические наследники тех, кто ее создал, кто ее организовал, кто привел ее к процветанию и могуществу.

Сами американцы называют это "Manifest Destiny", "Проявленная Судьба" (или "Предначертанная Судьба"). Иными словами, американ­цы видят свою историю как последрвательный восходящий путь к цивилизационному триумфу, к победе той мировоззренческой модели, на которой основана сама американская цивилизация — как квинтэс­сенция всей истории Запада.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...