Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия активности членов психотерапевтических групп




Активность пациентов на групповых психотерапев­тических занятиях связана с различными перемен­ными. Во-первых, она зависит от тем, обсуждаемых на занятиях. Результаты, полученные S. Leder и соавт. (1969), показывают, что наибольшую активность у пациентов вызывают темы, связанные с их недомога­ниями, конфликтными ситуациями, сексуальной и супружеской проблематикой, воспитанием детей, отно­шениями на работе. Во-вторых, активность пациентов коррелирует с определенными особенностями личности. Отмечается, что число высказываний участников по­ложительно коррелирует с потребностью показать себя, доминированием, агрессивностью, независимо­стью [Leder S. et al., 1969]. В-третьих, установлено, что активность членов группы не зависит от характера психических расстройств (проводились обследования 89 психически больных) [Leder S. et al., 1969]. В-чет-


вертых, отмечено, что на занятиях по групповой пси­хотерапии проблемная активность зависела от того, каковы ожидания пациента перед занятием. В работе Cz. Czabala (1974) 71 больной неврозом непосред­ственно перед началом занятия выбирал одну из трех возможных оценок хода занятия и извлекаемой из него пользы. Оказалось, что в середине психоте­рапевтического процесса — в ответственный период, отведенный на обсуждение биографий,— предвидение отсутствия пользы от групповой психотерапии приво­дило к уменьшению количества высказываний проб­лемного характера. В той же работе отмечается, что отношение к занятию по групповой психотерапии (из­меряемое чувством удовлетворения от хода занятий) также связано с числом высказываний проблемного характера. Эта связь имеет вид положительной кор­реляции, она особенно сильна в начальной и конечной фазе лечения.

Также анализировалась связь между проблемной активностью (по IPA) участников группы и социо­метрическим выбором в группе [Bigo В. et al., 1979]. Установлено, что члены психотерапевтических групп, проявляющие на занятиях проблемную активность, чаще других участников получают положительный социометрический выбор. В упомянутой работе исполь­зовался социометрический выбор по 12 категориям — 6 положительным и 6 отрицательным. К положитель­ному выбору относились следующие категории: «боль­ше всего люблю», «он для меня самый большой авто­ритет», «меньше всего опасаюсь», «больше всего доверяю», «лучше всего понимаю», «больше всех мне импонирует». Негативный выбор сводился к противо­положным категориям.

Необходимо отметить, что проблемная активность увеличивается с возрастанием привлекательности группового психотерапевта [Kosewska A., 1978]. При­влекательность психотерапевта измерялась степенью симпатии, чувством близости, степенью создания у пациента чувства безопасности.

И, наконец, активность связана с ролью в группе. Особую роль играет психотерапевт. Его активность составляет '/з всех высказываний на групповых за­нятиях, она включает стимулирование интерпретации и сбор информации [Leder S. et al., 1964]. Прово­дились сравнения двух психотерапевтов, каждый вел три параллельные группы, состоящие из боль-


ных неврозами. У обоих психотерапевтов преобла­дали следующие техники: побуждение к интерпрета­ции, активности, представление и сбор информации. Оба психотерапевта в малых группах больше использо­вали техники, активизирующие участников, в больших группах чаще предоставляли информацию. В исследо­ваниях В. Bigo (1979) установлено, что активность психотерапевта имеет скорее проблемный, чем эмоци­ональный характер. Утверждения типа: «сбор и пре­доставление информации», «интерпретация» и т. п. в категориях преобладают над утверждениями типа: «проявление напряжения, симпатии, отрицания, борьбы».

Интеракции в психотерапевтических группах

Исследования интеракций в психотерапевтических группах велись в 7 закрытых группах и охватывали все фазы лечебного процесса [В. Bigo et al., 1978, 1979]. Использовались следующие методы измерения переменных:

1) клинический симптоматический опросник, раз­
работанный М. Siwiak-Kobayashi, для выявления
изменений интенсивности невротических симптомов;

2) карта прилагательных (ACL) Gough для изме­
рения личностных особенностей;

3) анализ процесса интеракций IPA Bales для
измерения уровня и вида активности на занятиях по
групповой психотерапии;

4) социометрия для измерения числа и качества
социометрических выборов в группе;

5) список прилагательных для измерения взаимного
восприятия членов группы.

Весь вышеперечисленный инструментарий исполь­зовался дважды — на второй и предпоследней неделе лечения. Установлены существенные различия взаим­ного восприятия и поведения участников в начале и конце психотерапевтического процесса:

1) в начале лечения опекающие члены группы
одновременно воспринимались как понимающие дру­
гих. В конце лечения одни из них воспринимались как
опекающие, другие — как понимающие;

2) выражение положительных эмоций в начале
психотерапии воспринимается главным образом как
разрядка напряжения и не связывается с определен­
ными личностными особенностями членов группы.


В конце лечения положительные эмоции в основном выражают пациенты неуверенные и зависимые, по всей вероятности, они так и воспринимаются группой. Как лица пассивные, ожидающие помощи от других, они чаще всего получают отрицательный социометрический выбор;

3) выражение отрицательных эмоций в начале
психотерапии больше связано с напряжением, свой­
ственным этому методу, а не с определенными черта­
ми личности, поэтому оно не вызывает однозначного
отрицательного отношения группы. В конце лечения
пациенты, отличающиеся повышенным выражением
отрицательных эмоций, воспринимаются группой как
антагонисты, их не любят. В этой фазе психотерапии
выражение отрицательных эмоций связано с такими
индивидуальными характеристиками, как стремление
сконцентрировать внимание на себе, чрезмерная са­
моуверенность, недостаточная социальная адаптация;

4) выражение оценок и мнений не связано с оп­
ределенными характеристиками личности. Если в нача­
ле.процесса психотерапии оно воспринимается как
форма поиска помощи, то в конце лечения либо оста­
ется в той же форме, либо трансформируется в фор­
му предоставления помощи другим.

Не установлено существенной зависимости между восприятием и поведением, а также отношениями участников, оцениваемых категориями «люблю» и «не люблю». Этот вывод свидетельствует о том, что для членов группы, работающих над индивидуальной проблематикой, важнее оценка участников в катего­риях «люблю» или «не люблю». В работе A. Kosewska (1978) подчеркивается, что интерперсональная прив­лекательность в отличие от других сфер сплоченности (подробное описание этой работы см. ниже) не воз­растает в ходе психотерапевтического процесса.

В других работах [Czabala Cz., Kosewska A., 1976] отмечалось, что восприятие участников, помо­гающих разрешению проблем, непосредственно не связано с положительным эмоциональным отношени­ем типа «люблю» к этим членам группы. Участники, воспринимаемые как помогающие другим (один из вариантов социометрического выбора, использован­ных в этой работе), в отличие от участников, воспри­нимаемых как наиболее мешающих разрешению проб­лем (другой социометрический выбор), характеризо­вались следующими чертами: большей ответствен-


ностью и самоконтролем, более непосредственным выражением эмоций, большей упорядоченностью действий и более сильной потребностью в независи­мости (характеристики, измеряемые с помощью CPI и ACL Gough). Аналогично не наблюдалось сущест­венных различий в индивидуальных характеристиках при сравнении участников, наиболее и наименее лю­бимых группой. В этой работе подчеркивается, что взаимный положительный выбор связан со сходством, а отрицательный - с различиями индивидуальных характеристик участников интеракции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...