Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы изменений, наблюдаемых в результате использования групповой психотерапии




Во многих работах показано, что у пациентов, про­шедших курс групповой психотерапии, отмечалось из­менение установок. S. Leder и Т. Wysokinska (1969), используя метод семантического дифференциала Os-good при лечении 5 пациентов с затяжным неврозом навязчивых состояний, обнаружили изменение само­оценок. Такие же результаты при использовании того же метода получали I. Zarebska-Jakubik (1979) у 120 больных, страдающих эпилепсией. При их лечении наряду с фармакологическими средствами использова­лась групповая психотерапия. У этих больных по сравнению с контрольной группой (где групповая пси­хотерапия не применялась) отмечалось изменение самооценки и отношения к своей болезни. Изменение установок в результате воздействия групповой психо­терапии более подробно исследовала М. Siwiak-Kobayashi (1976). Она обследовала 71 пациента, нахо­дящегося на лечении в Клинике неврозов. Используя семантический дифференциал Osgood, автор измеряла установки по отношению к родителям, к себе в раз­личных социальных ролях, к собственной активности, положительным интеракциям с окружением, к психоте­рапевтическим методам и невротическим симптомам. Исследования проводились дважды: в начале и в кон­це курса лечения. Установлено, что в положительную сторону изменились установки, касающиеся собствен­ной активности и социальных интеракций, в отрица­тельную — установки, касающиеся фармакотерапии и невротических симптомов. Оказалось, что наблюдае­мое изменение установок было связано с существен­ным клиническим улучшением состояния пациентов, находившихся на лечении.

Групповая психотерапия позволяет пациентам лучше осознать причины возникновения невротических симптомов. Это подтверждают исследования I. Za­rebska-Jakubik (1974). По данным автора, 64% боль­ных неврозами в результате лечения осознали меха­низмы возникновения симптомов. В этой работе инсайт оценивался психотерапевтом по 4-балльной шкале: «отсутствие инсайта», «незначительное и нестабильное связывание симптоматики с психогенными фактора­ми», «умеренный инсайт», «явный инсайт относительно механизмов возникновения симптомов и понимания


того, что их вызывает в настоящее время». Из работы Cz. Czabala (1979) следует, что осознание в ходе те­рапии связано с симптоматическим улучшением и по­ложительной оценкой психотерапевтического процесса.

Другие работы свидетельствуют, что у пациентов после курса групповой психотерапии появляются тен­денции к изменению некоторых аспектов поведения [Kuliszkiewicz D., Wolniewicz-Grzelak В., 1972; Ко-sewska A., 1978]. Изменение поведения психотерапевт оценивал при помощи 4-балльной шкалы: «отсутствие изменения в поведении», «незначительные и нестабиль­ные изменения в некоторых социальных ролях в от­делении и вне его», «умеренные изменения в поведе­нии», «явно выраженные постоянные изменения в наиболее нарушенных жизненных сферах». В иссле­дованиях В. Bigo (1979) подчеркивается, что отмечен­ный в результате психотерапии рост социально при­емлемого поведения связан со степенью симптомати­ческого улучшения.

Из работ Cz. Czabala (1976) следует, что в резуль­тате групповой психотерапии могут изменяться неко­торые личностные характеристики. У 71 пациента, про­ходившего обследование по тесту прилагательных (ACL) Gough перед началом и после лечения, уста­новлены достоверные статистические изменения неко­торых потребностей и личностных характеристик, ука­зывающих главным образом на усиление чувства соб­ственной ценности.

Факторы, способствующие или затрудняющие

Достижение результатов при групповой

Психотерапии

Первая группа факторов связана с индивидуаль­ными характеристиками пациента — члена психотера­певтической группы:

1) более значительное симптоматическое улучше­
ние наблюдалось у пациентов без органического по­
ражения центральной нервной системы [Leder S.,
Wysokinska-Gasior Т., 1976];

2) симптоматическое улучшение отмечалось у па­
циентов, не имеющих расстройств личности типа:
ананкастная личность, незрелая, с отклонениями
[Kuliszkiewicz D., 1974; Czabala Cz. et al., 1979;
Leder S., Wysokinska-Gasior Т., Zarebska-Jakubik I.,
1979],;j также с такими чертами личности, как низ-

и*. 323


кая степень возбудимости, неустойчивого настроения и обидчивости [Zarebska-Jakubik I., 1973];

3) более значительное симптоматическое улучше­
ние отмечалось у пациентов, у которых в анамнезе
отсутствовали симптомы невротического развития в
детском периоде, частые и серьезные соматические
заболевания, зависимость от лекарств [Kuliszkiewicz D.,
1974; Czabala Cz. et al., 1979]. Результаты лечения
были хуже, если болезнь длилась свыше пяти лет, если
больной предъявлял претензии и отрицательно отно­
сился к различным формам психотерапии [Kuliszkie­
wicz D., 1974];

4) на степень улучшения оказывает влияние ожи­
даемое улучшение, измеряемое перед началом лечения
величиной предполагаемого результата после окон­
чания курса психотерапии [Alexiew A., 1975]. Эта
зависимость, судя по обследованию 71 пациента, не
является прямолинейной. Величина ожиданий улучше­
ния самочувствия и изменения до определенного уров­
ня связаны с фактически достигнутым улучшением.
Чрезмерно высокие ожидания отрицательно влияют
на эффективность психотерапевтического процесса.
У больных неврозами студентов, проходивших курс
лечения в реабилитационно-лечебном лагере, наблю­
далась обратная зависимость — большие ожидания
связаны с большим улучшением;

5) на степень улучшения влияет мотивация па­
циентов к лечению. Пациенты, мотивация которых
связана с ориентацией на собственную активность
и с установкой на достижение инсайта, гораздо чаще
добивались положительных результатов. В работе
Т. Wysokonska-Gasior (1979) мотивация измерялась
опросником, содержащим 22 утверждения, которые
оценивались по 6-балльной шкале. После проведения
симптоматического анализа утверждения были раз­
делены на 5 факторов: активная собственная позиция;
установка на извлечение «вторичного выигрыша» от
болезни; установка на активное решение интерперсо­
нальных трудностей собственными силами; неадекват­
ная мотивация, принятая под давлением внешних фак­
торов; ориентация на симптоматическое улучшение
или постановку диагноза. Опросник заполнялся один
раз в начале лечения;

6) установлено, что пациенты, достигающие луч­
ших результатов в процессе лечения, отличались
большей спонтанной активностью, сотрудничеством с


группой и психотерапевтом, положительной установкой по отношению к групповой психотерапии. Такие па­циенты' чаще акцептируются психотерапевтом и груп­пой и более положительно к ней относятся [Leder S., 1967].

Вторая группа факторов больше связана со струк­турой группы, в рамках.которой протекает процесс психотерапии:

1) симптоматическое улучшение и инсайт (изме­
ряемые по 4-балльной шкале оценок) легче достигают­
ся при лечении в стационарном отделении, где груп­
повая психотерапия наряду с индивидуальной и други­
ми формами включена в систему психотерапевтичес­
кого сообщества [Kuliszkiewicz D., 1972; Kuliszkie­
wicz D., Wolniewicz-Grzeiak В., 1972]. Используемая
таким образом групповая психотерапия создает более
благоприятные условия для личностных изменений.
Результаты исследований [Bigo В. et al., 1978] пока-
'зали, что изменения главным образом относятся к
таким характеристикам, как уменьшение эгоцентризма
и возрастание независимости;

2) изменения, происходящие в поведении и уста­
новках пациентов (измеряемые по 4-балльной шкале
оценок), более ощутимы в условиях лечения в дневном
стационаре, где групповая психотерапия сочетается
с терапией, специально ориентированной на научение
новым формам поведения [Kuliszkiewicz D., 1972;
Kuliszkiewicz D., Wolniewicz-Grzeiak В., 1972]. По­
добные условия лечения предоставляют пациентам
больше возможностей для достижения необходимых
изменений во взаимной перцепции [Bigo В. et al.,
1978]. У 70 больных неврозами установлены сущест­
венные различия в способе восприятия участников
психотерапевтической группы. Взаимная перцепция
членов группы оценивалась по 5-балльной шкале,
содержащей восемь определений: антагонистический,
зависимый, заботливый, неуверенный, доминирующий,
активный, понимающий других, самостоятельный. Каж­
дый оценивал себя и остальных участников два раза
за время лечения. В конце лечения пациенты, проходя­
щие курс лечения в дневном стационаре, значительно
чаще считали своих коллег менее заботливыми, актив­
ными, понимающими других и менее зависимыми, чем
пациенты стационарного отделения.

Вероятно, важное значение для результатов пси­хотерапевтического процесса имеют индивидуальные


особенности группового психотерапевта. В работе Cz. Czabala (1979) были обследованы 117 больных нев­розами, лечившихся у одних и тех же психотерапевтов, которые использовали три различные формы психо­терапии: групповую, индивидуальную и одновременно индивидуальную и групповую. Оказалось, что разные психотерапевты достигают различных результатов ле­чения в зависимости от того, какую из форм психоте­рапии они применяют и по отношению к каким пациен­там. Результаты измерялись с помощью субъективных оценок пациентов, которые определяли ценность ле­чебного метода и достигнутых результатов для профес­сионального и семейного функционирования (шкала Hock). Упомянутая работа не содержала подробного анализа индивидуальных особенностей психотерапев­та, влияющих на результаты лечения.

По всей вероятности, одной из особенностей груп­пового психотерапевта является его отношение к ос­новным техникам и психотерапевтической тактике. В работе Т. Wysokinska-Gasior (1979) отсутствуют исследования связи установок психотерапевта и эф­фективности психотерапевтического процесса, хотя и была предпринята попытка их учета. Используя семан­тический дифференциал Osgood, обследовано 42 пси­хотерапевта (члена секции психотерапии Польского общества психиатров). Анализ оценки 36 понятий показал, что совершенно отрицательно оценивается поведение группового психотерапевта, в котором про­является тенденция к доминированию, давлению и агрессивности. Отрицательно оценивался и «безлич­ностный» характер отношений пациент — психотера­певт (анонимность, пассивность, нейтральность пси­хотерапевта).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...