Типы изменений, наблюдаемых в результате использования групповой психотерапии
Во многих работах показано, что у пациентов, прошедших курс групповой психотерапии, отмечалось изменение установок. S. Leder и Т. Wysokinska (1969), используя метод семантического дифференциала Os-good при лечении 5 пациентов с затяжным неврозом навязчивых состояний, обнаружили изменение самооценок. Такие же результаты при использовании того же метода получали I. Zarebska-Jakubik (1979) у 120 больных, страдающих эпилепсией. При их лечении наряду с фармакологическими средствами использовалась групповая психотерапия. У этих больных по сравнению с контрольной группой (где групповая психотерапия не применялась) отмечалось изменение самооценки и отношения к своей болезни. Изменение установок в результате воздействия групповой психотерапии более подробно исследовала М. Siwiak-Kobayashi (1976). Она обследовала 71 пациента, находящегося на лечении в Клинике неврозов. Используя семантический дифференциал Osgood, автор измеряла установки по отношению к родителям, к себе в различных социальных ролях, к собственной активности, положительным интеракциям с окружением, к психотерапевтическим методам и невротическим симптомам. Исследования проводились дважды: в начале и в конце курса лечения. Установлено, что в положительную сторону изменились установки, касающиеся собственной активности и социальных интеракций, в отрицательную — установки, касающиеся фармакотерапии и невротических симптомов. Оказалось, что наблюдаемое изменение установок было связано с существенным клиническим улучшением состояния пациентов, находившихся на лечении. Групповая психотерапия позволяет пациентам лучше осознать причины возникновения невротических симптомов. Это подтверждают исследования I. Zarebska-Jakubik (1974). По данным автора, 64% больных неврозами в результате лечения осознали механизмы возникновения симптомов. В этой работе инсайт оценивался психотерапевтом по 4-балльной шкале: «отсутствие инсайта», «незначительное и нестабильное связывание симптоматики с психогенными факторами», «умеренный инсайт», «явный инсайт относительно механизмов возникновения симптомов и понимания
того, что их вызывает в настоящее время». Из работы Cz. Czabala (1979) следует, что осознание в ходе терапии связано с симптоматическим улучшением и положительной оценкой психотерапевтического процесса. Другие работы свидетельствуют, что у пациентов после курса групповой психотерапии появляются тенденции к изменению некоторых аспектов поведения [Kuliszkiewicz D., Wolniewicz-Grzelak В., 1972; Ко-sewska A., 1978]. Изменение поведения психотерапевт оценивал при помощи 4-балльной шкалы: «отсутствие изменения в поведении», «незначительные и нестабильные изменения в некоторых социальных ролях в отделении и вне его», «умеренные изменения в поведении», «явно выраженные постоянные изменения в наиболее нарушенных жизненных сферах». В исследованиях В. Bigo (1979) подчеркивается, что отмеченный в результате психотерапии рост социально приемлемого поведения связан со степенью симптоматического улучшения. Из работ Cz. Czabala (1976) следует, что в результате групповой психотерапии могут изменяться некоторые личностные характеристики. У 71 пациента, проходившего обследование по тесту прилагательных (ACL) Gough перед началом и после лечения, установлены достоверные статистические изменения некоторых потребностей и личностных характеристик, указывающих главным образом на усиление чувства собственной ценности. Факторы, способствующие или затрудняющие Достижение результатов при групповой Психотерапии
Первая группа факторов связана с индивидуальными характеристиками пациента — члена психотерапевтической группы: 1) более значительное симптоматическое улучше 2) симптоматическое улучшение отмечалось у па и*. 323 кая степень возбудимости, неустойчивого настроения и обидчивости [Zarebska-Jakubik I., 1973]; 3) более значительное симптоматическое улучше 4) на степень улучшения оказывает влияние ожи 5) на степень улучшения влияет мотивация па
6) установлено, что пациенты, достигающие луч группой и психотерапевтом, положительной установкой по отношению к групповой психотерапии. Такие пациенты' чаще акцептируются психотерапевтом и группой и более положительно к ней относятся [Leder S., 1967]. Вторая группа факторов больше связана со структурой группы, в рамках.которой протекает процесс психотерапии: 1) симптоматическое улучшение и инсайт (изме 2) изменения, происходящие в поведении и уста
Вероятно, важное значение для результатов психотерапевтического процесса имеют индивидуальные особенности группового психотерапевта. В работе Cz. Czabala (1979) были обследованы 117 больных неврозами, лечившихся у одних и тех же психотерапевтов, которые использовали три различные формы психотерапии: групповую, индивидуальную и одновременно индивидуальную и групповую. Оказалось, что разные психотерапевты достигают различных результатов лечения в зависимости от того, какую из форм психотерапии они применяют и по отношению к каким пациентам. Результаты измерялись с помощью субъективных оценок пациентов, которые определяли ценность лечебного метода и достигнутых результатов для профессионального и семейного функционирования (шкала Hock). Упомянутая работа не содержала подробного анализа индивидуальных особенностей психотерапевта, влияющих на результаты лечения. По всей вероятности, одной из особенностей группового психотерапевта является его отношение к основным техникам и психотерапевтической тактике. В работе Т. Wysokinska-Gasior (1979) отсутствуют исследования связи установок психотерапевта и эффективности психотерапевтического процесса, хотя и была предпринята попытка их учета. Используя семантический дифференциал Osgood, обследовано 42 психотерапевта (члена секции психотерапии Польского общества психиатров). Анализ оценки 36 понятий показал, что совершенно отрицательно оценивается поведение группового психотерапевта, в котором проявляется тенденция к доминированию, давлению и агрессивности. Отрицательно оценивался и «безличностный» характер отношений пациент — психотерапевт (анонимность, пассивность, нейтральность психотерапевта).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|