Тема: овощи. Ход занятия. 4. сказка «грибок-теремок». 7. игра «раз, два, три, картинку подними!». 8. подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Тема: овощи Цели: уточнить обобщение овощи. Расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме, обратив особое внимание на прилагательные и глаголы. Уточнить место произрастания овощей (в земле, на земле). Развить внимание детей. Ход занятия Организационный момент: Дети стоят около стульчиков. Воспитатель предлагает сесть тому, кто назовет цвет овоща. Воспитатель называет овощи (помидор, огурец, лук, горох и т. п. ) Все дети правильно ответившие на вопрос садятся на свои места. 1. воспитатель достает спрятанную корзину с овощами и с выражением читает стихотворение: осень щедрою рукою одарила нас с тобою, и на каждой грядке выросли загадки. Затем произносит загадки содержащие набор определений. Например: круглый, красный, мягкий, сочный, кислый. (помидор) При отгадывании загадки воспитатель достает из корзинки соответствующий овощ. При таком подходе расширяется пассивный запас прилагательных и облегчается активный подбор слов. 2. игра «кто быстрее отгадает? » подбор слов, обозначающих действие с объектом. Перед детьми на подставке разные овощи (натуральные или муляжи). Воспитатель предлагает детям отгадать которые из этих овощей выдергивают, выкапывают, срывают, срезают, снимают. (если данный вид работы вызывает у детей сложности, можно каждое действие сопровождать определенными жестами, помогающими понять смысл слова, а затем провести хорошее проговаривание слов-действий). 3. игра «подберем побольше слов». Подбор определений к объекту. Воспитатель ставит на высокую подставку один из овощей, а другие – убирает. Затем предлагает детям посмотреть и подумать какой этот овощ по цвету, форме, величине, вкусу и т. п. (огурец – вытянутый, зеленый, сочный, маленький, колючий, спелый, твердый, пахучий и т. д. ). Воспитатель при подборе определений помогает словом, жестом, мимикой. Все определения воспитатель повторяет еще раз (можно хором).
4. сказка «грибок-теремок». Воспитатель выставляет на стол домик в виде гриба, на его крыше – площадка, под окном – большая дверца. Воспитатель берет в руки помидор и рассказывает сказку, сопровождая ее соответствующими действиями: - Красный помидорчик с грядки раз нарушил все порядки: Прыг с куста – и наутек. Видит – в поле теремок… Зашел в домик – никого, а поселиться решил на крыше. Так привычнее – на свету, на солнышке. Следом за ним морковка бежит (достает морковь): «помидорчик, дружок, возьми с собой жить! Надоело под землей сидеть». «лезь - говорит Помидорчик, - на крышу». «нет, - отвечает морковка – я к солнцу непривычная, я в домике буду! »(воспитатель помещает морковку в теремок). Следом огурчик скачет. А его где поселить? Подобным образом, в процессе рассказывания сказки, уточняется место произрастания всех овощей. Наглядное размещение их на крыше или в домике помогает зрительному закреплению знаний. 5. динамическая пауза. Воспитатель рассказывает стихотворение. Дети повторяют вслед за ним, выполняя соответствующие движения: Мы картошку накопали, Огурцы с гряды сорвали (приседание), Выдернули всю морковку (наклон), Срезали капусту ловко И в корзине от земли Вам в подарок принесли. 6. игра «расставь картинки». Развитие внимания. Воспитатель объясняет детям, что будет читать стихи, а им надо разложить картинка в том порядке, в каком овощи будут названы в тексте: Купите лук, зеленый лук, петрушку и морковку, Купите нашу девочку, шалунью и плутовку. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, морковку, капусту, горох
И суп овощной оказался неплох! Дети раскладывают картинки в названном порядке. (на данном этапе обучения количество картинок не должно превышать 4-х). 7. игра «раз, два, три, картинку подними! » У всех детей на столах разложены картинки с изображением овощей (по одной или по две в зависимости от уровня развития детей). Воспитатель просит поднять картинки тех ребят, про чьи овощи можно сказать: красный (желтый, зеленый), растет в земле (на земле). Дети отвечают полным предложением. 8. подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Проведение занятий по развитию речи с учетом лексических тем требует большое количество наглядного материала. Это наборы предметных и сюжетных картинок, разнообразные пособия для дидактических игр, пейзажные картины, наборы игрушек и предметов. Литературу для занятий и вечернего чтения полезно систематизировать с учетом лексических тем. При таком подходе облегчается планирование занятий по развитию речи, подбор текстового и наглядного материала, выбор литературы для чтения в свободное время и в конечном итоге возрастает эффективность работы. 3. пополнение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных моментов Возложение на воспитателя этой задачи, которой, казалось бы, в полном объеме должен был заниматься логопед, связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР. Еще один момент: работая с детьми в продолжении всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь. Подчеркнем, однако, что не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой. Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный процесс, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе? Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, предать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «кто больше придумает слов? », «кто точнее скажет слово? », «кто быстрее ответит на вопрос? », «кто больше заметит частей предмета? » и т. п.
В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что им можно делать, что им можно мыть. В живом уголке попросить детей ответить какая белка, что может делать попугайчик, какой аквариум, что делают в нем рыбки и т. п. на улице, во время прогулки, можно спросить детей: «какое небо? », «какой снег на участке? », « какие листья лежат на земле? », «что делают ветер, дождь, снег? » и т. п. Не следует стремиться для таких словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|