Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие № 17. Тема: Падежные конструкции. Изменение существительных. в единственном числе по падежам. Ход занятия. Цели;Учить детей изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении




Занятие № 17

Тема: Падежные конструкции.

Изменение существительных

в единственном числе по падежам.

Цели; Учить детей изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. (Занятие проводит­ся только тогда, когда все падежные формы — родитель­ный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи — отработаны, а также изучен с детьми на занятиях предлог С в значении совместности. )

Ход занятия

Организационный момент. Логопед говорит детям: «Сядет тот,

кто повторит за мной: ТО-ТУ-ТА (МО-МУ-МА, ТОМ-ТУ-ТЕ, КОМ-КУ-КА-КЕит. п. )». (Это некоторые окончания слов при изменении падежной

формы. )

1. Логопед приглашает к столу девочку и просит ее выбрать из кукольного уголка самую красивую куклу, а также взять рас­ческу, ленту и коляску. Когда девочка все названные предметы привозит в своей коляске к столу, логопед говорит:

— Сейчас я буду рассказывать про Лену и ее любимую кук­лу, а вы заканчивайте мои предложения.

Логопед говорит, а девочка производит с куклой соответству­ющие действия:

— Была у Лены любимая... (кукла).

— Лена часто возила в коляске свою... (куклу).

— Каждое утро Лена привязывала бант своей... (кукле).

— Лена расчесывала волосы любимой... (кукле).

— Потом Лена укладывала в коляску... (куклу) и ходила на
улицу со своей... (куклой).

— Всем подружкам в детском саду Лена рассказывала о...
(кукле)»

Затем логопед объясняет детям: «Ребята, вы заметили, как одно и то же слово менялось в наших предложениях: куклА, куклУ, куклЕ, куклОЙ. Слово менялось потому, что соседние слова были разными».

2. Логопед берет игрушечного кота и говорит детям:

— А сейчас я прочитаю стихотворение про этого кота, а вы будете заканчивать предложения.

У норы добычи ждет... (кот).

Мышь осталась без хвоста, убегая от... (кота),

И бежит скорее в дом, чтоб не встретиться с... (котом).

Потом спрашивает ребят: «Кто заметил, какое слово меня­лось во всех предложениях? От каких слов это зависит? » (От соседних. )

3. Из-под стола логопед достает игрушку. Это — Незнайка. Затем спрашивает детей:

— Кто пришел к нам в гости? (Дети должны на все вопросы отвечать полным предложением. )

— Кого мы рады видеть?

— Кому похлопаем все вместе? (Дети хлопают, Незнайка кланяется. )

— У кого всегда неправильные ответы? (Незнайка смущенно закрывает лицо. )

— С кем мы часто встречаемся на занятиях?

— О ком мы с радостью всегда вспоминаем?

4. Динамическая пауза. Воспитатель читает стихотворение и показывает упражнения, которые дети повторяют вслед за ним:

Наклонилась сперва книзу наша голова (наклон вперед).

 Вправо, влево мы с тобой покачаем головой (наклоны в сто­роны).

Руки за голову, вместе начинаем бег на месте.

Уберем и я, и вы руки из-за головы.

5. Логопед предлагает детям открыть лежащие у каждого на столе конверты. В них картинки, на которых изображены разные звери. Логопед обращается к детям:

— Ребята, давайте представим, что мы пришли в волшебный лес. Здесь все звери играют друг с другом, не боятся людей, все вместе живут дружно» Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечайте каждый о своем животном:

—* Кого вы увидели в лесу?

— К кому подошли близко-близко?

— У кого много друзей в волшебном лесу?

— С кем вы познакомились?

— О ком расскажете другим ребятам?

(Дети должны отвечать на вопросы полным предложением. )

6. Воспитатель вносит большой пирог и передает его логопе­ду. Логопед спрашивает детей:

— Что вам принесла воспитательница?

— Чему вы так обрадовались?

— От чего мы отрезаем кусочки?

— Чем мы все любуемся?

— О чем вы расскажете дома?

После ответов детей логопед отрезает кусочки пирога и дает их сначала тем, кто занимался особенно старательно, а затем всем остальным ребятам.

Занятие №19

Тема: Пред лог В.

Цели: Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словосочетаниях и предложениях.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит сесть тех детей, кото­рые придумают, что может быть внут­ри коробки (кастрюли, холодильника, машины, банки, шкафа, пузырька и т. п. ).

I. Логопед достает из мешочка красивый маленький шарик на ниточке и по очереди опускает его в банку, бутылку, ящик, миску и т. п. (Отбираются те предметы, при произнесении назва­ния которых в сочетании с предлогом В звук не оглушается. )

Логопед спрашивает детей: «Где шарик? » После каждого от­вета, выделяя голосом предлог В, произносит сам: «В банке», «В ящике» и т. п. Затем следует объяснение: «Когда мы прячем пред­мет внутрь, в середину, появляется маленькое слово В».

2. Игра «Назови продукты».

Логопед показывает детям солонку и просит вспомнить, куда, в какие блюда, в какую еду мы кладем соль. Дети с помощью логопеда проговаривают предложения, подчеркнуто произнося предлог В: «Соль кладут В котлеты (В кашу, В картошку, В суп, В солянку и т. п. )».

Затем логопед показывает детям сахарницу и предлагает вспомнить и назвать, куда кладут сахар.

Ответы детей: «Сахар кладут В кефир (В чай, В кисель, В компот и т. п. )»/После проговаривания предложений логопед напоминает, что в каждом было маленькое слово В.

3. Логопед выставляет на фланелеграфе картинки, одновре­менно произнося следующий текст:

— Лена гуляла на полянке. Она собирала в корзинку земля­нику. С ней была собака Тузик и курочка Пеструшка. Пошел дождь. Лена побежала в дом. Курочка спряталась в сарай, а со­бака залезла в будку.

Логопед просит найти в рассказе маленькое слово В. Дети произносят предложения, выделяя голосом заданный предлог.

Затем логопед уточняет» есть ли маленькое слово В в таких предложениях:

«Лена гуляла на поляне», «Лена увидела волка», «Лена взя­ла корзинку».

(Можно даже с нажимом произносить звук В. )

После ошибочных ответов детей логопед уточняет, что ма­ленькое слово В появляется только тогда, когда предмет нахо­дится внутри, и приводит примеры.

4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение и вместе с детьми производит соответствующие действия:

В комнату вошел Мой брат (шаги на месте).

В сумке фотоаппарат (наклон, руки вниз).

В конуру полез наш пес (приседание).

Папа в дом арбуз принес (шаги на месте, руки в стороны).

После двукратного проговаривания и выполнения действий логопед спрашивает ребят: «Услышали вы маленькое слово В? » Дети выделяют его в соответствующих словосочетаниях.

5. Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в, них
маленькое слово В:

В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда.

В лес пошли Кирилл, Иринка, А у них в руках корзинка.

6. Дети занимаются индивидуальной работой: каждый по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово В. Логопед опрашивает детей. Они говорят предложения, выделяя предлог В.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...