Занятие№ 25. Тема: Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?). Ход занятия. III период обучения Занятие №6
Занятие№ 25 Тема: Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу? ). Цели: Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. Ход занятия Организационный момент. Логопед говорит детям: «Сядет тот, кто повторит за мной по три слова: каша, компот, бульон (суп, рассольник, борщ; сок, напиток, варенье и т. п. )». 1. Логопед объясняет, что сегодня разговор пойдет о том, какие бывают соки, супы, каши, другие кушанья. Логопед раздает на каждый стол по одному полиэтиленовому мешочку размером примерно 10x10 см. В них находятся разные сыпучие продукты (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т, п. ). Затем логопед говорит детям: — Назовите свои продукты. — Какую кашу можно сварись из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т. п. ) — Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п. ) — Какой напиток можно приготовить? (Кофейный. ) - Какую запеканку можно сделать? (Манную, вермишелевую и т. п. ) Логопед помогает детям яри затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. 2. Логопед достает из-под стола банку с вареньем. Она обернута цветной бумагой. Обращается к детям: «Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку вот с этим вареньем. А какое оно, мы не знаем. Давайте попробуем догадаться! » Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением различных фруктов, ягод и плодов, а дети образовывают от их названий относительные прилагательные (яблочное, клюквенное, клубничное, грушевое, сливовое и т. п. ). Сложные слова логопед и дети проговаривают хором. 3. Динамическая пауза. Логопед объясняет детям, что тот, кому он бросит мяч, должен ответить одним словом на его не сколько слов:
напиток из клюквы — клюквенный; пирог с яблоками — яблочный; запеканка из творога — творожная; котлеты из курицы — куриные; бульон из мяса — мясной; оладьи из картофеля — картофельные. (Желательно подобрать прилагательные, которые не будут фигурировать в остальных частях занятия. ) 4. Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки, просит исправить Незнайкины ошибки и читает: «Лена купила клубника сок (клубничный сок). Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое). Мама приготовила картошка пюре (картофельное пюре). Папа принес кабачок 5. На столах у детей заранее разложены вырезанные из картона кастрюльки. На каждой из них наклеена картинка с изображением какого-либо продукта — мяса, рыбы, фруктов, овощей и др. Дети по просьбе логопеда переворачивают кастрюльки изображением вверх и рассказывают, какой суп сварила сегодня мама (мясной, молочный, фасолевый, гороховый и т. п. ). Логопед следит за правильностью составления предложений с относительными прилагательными. Вместо таких кастрюлек можно сделать аналогичные бутылочки для сока, на которых будут наклеены различные картинки с изображениями ягод, фруктов и т. п. III Итог Логопед подводит итог занятия, «угощая» из закрытой банки детей вкусным вареньем. III период обучения Занятие №6 Темя: Распространение предложений путем введения однородных определений: Цели: Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-признаки в определенное место предложения перед определяемым словом. Расширять и активизировать словарь детей. Уточнить понятия «слово», «предложение», «действие». Ход занятия Организационный момент. Садится тот, кто выполнит задание
логопеда (логопед подбивает задание в соответствии с темой занятия). 1. Логопед загадывает детям загадку: , -. Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет, Им играют в волейбол, им забьют в ворота гол. Дети отгадывают загадку и логопед достает из-под стола большой красивый мяч. После рассматривания мяча логопед спрашивает: «Какой мяч по цвету? Какой по форме? Какой по величине? Какой по материалу? » (Эти вопросы отработаны на предыдущих занятиях. ) После подбора определений (разноцветный, круглый, большой, резиновый) при помощи подсказывающих жестов логопеда, называния им слов-антонимов дети произносят следующие определения: красивый, блестящий, упругий, легкий, новый и т. п. При назывании каждого из указанных определений логопед на наборном полотне располагает прямоугольники красного цвета по количеству подобранных слов. Потом говорит ребятам: «Мы с вами подобрали много слов про то, какой это предмет». 2. На наборном полотне логопед оставляет пять прямоугольников и достает из-под стола коробку, читая при этом стихотворение: Здесь, в коробке, есть предметы. Все сейчас получат свой.. Осмотри предмет, потрогай И подумай — он какой? Логопед раздает детям предметы, у которых легко определить цвет, форму, величину, из какого материала он сделан, и просит ребят рассказать об этих признаках предметов. Затем показывает на пять прямоугольников красного цвета и говорит, что надо придумать пять слов о том, какой предмет. Дети, глядя на фишки, контролируют количество подобранных ими слов. Логопед опрашивает четверых-пятерых ребят. 3. Логопед выставляет перед детьми картинку. На ней изображена девочка, несущая большой разноцветный мяч, похожий на тот, который ребята рассматривали в начале занятия. Затем логопед просит составить по этой картинке предложение из трех слов. (Девочка несет мяч. ) Количество названных слов логопед фиксирует на наборном полотне квадратиками другого цвета (например, синего) и говорит детям: «Сейчас я короткое предложение превращу в длинное, красивое, интересное». Затем отодвигает вправо последний синий квадратик и медленно произносит предложение с пятью-шестью определениями. Например: «Девочка несет красный, большой, красивый, новый, блестящий, резиновый мяч». Необходимо акцентировать внимание детей на том, что слово мяч оказалось в конце предложения.
4. Динамическая nayза. Логопед просит детей включить в это же предложение свой четыре определения, встать, подойти к наборному полотну и каждое слово отобразить на схеме. Аналогично распространяются другие предложении (например: «Мальчик держит флажок», «Девочка поливает цветок»). 5. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой нарисована девочка, несущая какой-то предмет (его изображение закрыто белым листом бумаги). Логопед говорит: «Давайте представим, что девочка несет ваш предмет (имея в виду предметы, розданные ребятам в начале занятия). Какое короткое предложение вы составите? » После того как задание выполнено, логопед говорит: «А теперь составьте длинное предложение, где будет четыре слова о том, какой ваш предмет». (Логопед указывает на схему. ) Ребята составляют длинные предложения. Логопед следит, чтобы определяемое слово было в конце предложения и дети соотнесли проговариваемые слова с их отображением на схеме. В заключение логопед открывает закрытый на картинке предмет и к ней составляются короткое и длинное предложения. 6. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|