Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие№ 25. Тема: Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?). Ход занятия. III период обучения Занятие №6




Занятие№ 25

Тема: Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу? ).

Цели: Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед говорит детям: «Сядет тот, кто повторит за мной по три слова: каша, компот, бульон (суп, рассоль­ник, борщ; сок, напиток, варенье и т. п. )».

1. Логопед объясняет, что сегодня разговор пойдет о том, какие бывают соки, супы, каши, другие кушанья.

Логопед раздает на каждый стол по одному полиэтиленовому мешочку размером примерно 10x10 см. В них находятся разные сыпучие продукты (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т, п. ). Затем логопед говорит детям:

— Назовите свои продукты.

— Какую кашу можно сварись из вашего продукта? (Гречне­вую, пшенную, манную и т. п. )

— Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п. )

— Какой напиток можно приготовить? (Кофейный. )

-  Какую запеканку можно сделать? (Манную, вермишеле­вую и т. п. )

Логопед помогает детям яри затруднениях с ответами. Наи­более сложные прилагательные проговариваются хором.

2. Логопед достает из-под стола банку с вареньем. Она обернута цветной бумагой. Обращается к детям: «Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку вот с этим вареньем. А какое оно, мы не знаем. Давайте попробуем догадаться! »

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жением различных фруктов, ягод и плодов, а дети образовывают от их названий относительные прилагательные (яблочное, клюк­венное, клубничное, грушевое, сливовое и т. п. ).

Сложные слова логопед и дети проговаривают хором.

3. Динамическая пауза. Логопед объясняет детям, что тот, кому он бросит мяч, должен ответить одним словом на его не­ сколько слов:

напиток из клюквы — клюквенный; пирог с яблоками — яблочный; запеканка из творога — творожная; котлеты из курицы — куриные; бульон из мяса — мясной; оладьи из картофеля — картофельные.

(Желательно подобрать прилагательные, которые не будут фи­гурировать в остальных частях занятия. )

4. Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки, просит исправить Незнайкины ошибки и читает: «Лена купила клубника сок (клубничный сок). Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое). Мама приготовила картошка пюре (картофельное пюре). Папа принес кабачок
икру (кабачковую икру)».

5. На столах у детей заранее разложены вырезанные из кар­тона кастрюльки. На каждой из них наклеена картинка с изоб­ражением какого-либо продукта — мяса, рыбы, фруктов, овощей и др. Дети по просьбе логопеда переворачивают кастрюльки изоб­ражением вверх и рассказывают, какой суп сварила сегодня мама (мясной, молочный, фасолевый, гороховый и т. п. ).

Логопед следит за правильностью составления предложений с относительными прилагательными.

Вместо таких кастрюлек можно сделать аналогичные буты­лочки для сока, на которых будут наклеены различные картин­ки с изображениями ягод, фруктов и т. п.

III Итог Логопед подводит итог занятия, «угощая» из закрытой банки детей вкусным вареньем.

III период обучения Занятие №6

Темя: Распространение предложений путем введения однородных определений:

Цели: Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-призна­ки в определенное место предложения перед определяемым словом. Расширять и активизировать словарь детей. Уточ­нить понятия «слово», «предложение», «действие».

Ход занятия

Организационный момент. Садится тот, кто выполнит задание

логопеда (логопед подбивает задание в соответствии с темой занятия).

1. Логопед загадывает детям загадку:

, -. Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет, Им играют в волейбол, им забьют в ворота гол.

Дети отгадывают загадку и логопед достает из-под стола боль­шой красивый мяч. После рассматривания мяча логопед спраши­вает: «Какой мяч по цвету? Какой по форме? Какой по величине? Какой по материалу? » (Эти вопросы отработаны на предыдущих занятиях. )

После подбора определений (разноцветный, круглый, боль­шой, резиновый) при помощи подсказывающих жестов логопе­да, называния им слов-антонимов дети произносят следующие определения: красивый, блестящий, упругий, легкий, новый и т. п.

При назывании каждого из указанных определений логопед на наборном полотне располагает прямоугольники красного цве­та по количеству подобранных слов. Потом говорит ребятам: «Мы с вами подобрали много слов про то, какой это предмет».

2. На наборном полотне логопед оставляет пять прямоугольников и достает из-под стола коробку, читая при этом стихотворение:

Здесь, в коробке, есть предметы.

Все сейчас получат свой..

Осмотри предмет, потрогай

 И подумай — он какой?

Логопед раздает детям предметы, у которых легко опреде­лить цвет, форму, величину, из какого материала он сделан, и просит ребят рассказать об этих признаках предметов.

Затем показывает на пять прямоугольников красного цвета и говорит, что надо придумать пять слов о том, какой предмет.

Дети, глядя на фишки, контролируют количество подобран­ных ими слов. Логопед опрашивает четверых-пятерых ребят.

3. Логопед выставляет перед детьми картинку. На ней изображена девочка, несущая большой разноцветный мяч, похожий на тот, который ребята рассматривали в начале занятия. Затем логопед просит составить по этой картинке предложение из трех слов. (Девочка несет мяч. )

Количество названных слов логопед фиксирует на наборном полотне квадратиками другого цвета (например, синего) и гово­рит детям: «Сейчас я короткое предложение превращу в длин­ное, красивое, интересное».

Затем отодвигает вправо последний синий квадратик и мед­ленно произносит предложение с пятью-шестью определениями. Например: «Девочка несет красный, большой, красивый, новый, блестящий, резиновый мяч». Необходимо акцентиро­вать внимание детей на том, что слово мяч оказалось в конце предложения.

4. Динамическая nayза. Логопед просит детей включить в это же предложение свой четыре определения, встать, подойти к наборному полотну и каждое слово отобразить на схеме.

Аналогично распространяются другие предложении (напри­мер: «Мальчик держит флажок», «Девочка поливает цветок»).

5. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой нарисована девочка, несущая какой-то предмет (его изображение закрыто белым листом бумаги). Логопед говорит: «Давайте представим, что девочка несет ваш предмет (имея в виду предметы, розданные ребятам в начале занятия). Какое короткое предложение вы составите? »

После того как задание выполнено, логопед говорит: «А те­перь составьте длинное предложение, где будет четыре слова о том, какой ваш предмет». (Логопед указывает на схему. )

Ребята составляют длинные предложения. Логопед следит, чтобы определяемое слово было в конце предложения и дети со­отнесли проговариваемые слова с их отображением на схеме.

В заключение логопед открывает закрытый на картинке пред­мет и к ней составляются короткое и длинное предложения.

6. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...