Занятие № 14. Тема: глаголы-антонимы. Ход занятия. Требования к планированию и проведению занятий по развитию связной речи
Занятие № 14 Тема: Глаголы-антонимы. Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чувство языка. Ход занятия Организационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто назовет действия, которые мы совершаем каждый день». Логопед рассказывает детям историю: — Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Просит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился. После чтения рассказа логопед уточняет действия с противоположным значением: ложиться — вставать, убирать — разбрасывать и т. п. 2. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия: опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот — закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п. 3. Игра «Картинки-перевертыши». Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предложения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны. На первой картинке изображен мальчик, который чинит машинку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Логопед продолжает: «Какое действие в этом предложении? Назовите противоположное действие и составьте новое предложение». Когда дети составили предложение, логопед переворачивает картинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как составлено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие.
Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам: Девочка снимает фартук (надевает). Папа вешает картину (снимает). Мальчик пачкает костюм (чистит). Бабушка выдергивает морковку (сажает). Мальчик ловит мяч (бросает). Девочка ловит бабочку (выпускает). Обращается особое внимание на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные действия. 4. Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоятельно составить предложение по индивидуальной картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в котором будет противоположное действие — антоним (уже без наглядной опоры). У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки. ) Дети составляют по два предложения со следующими противоположными действиями: подплыть —. отплыть, завязать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др. 5. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ При проведении занятий данного профиля мы предлагаем тематическую последовательность несколько отличную от той, что описана в специальной литературе. Наши многолетние исследования показали, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а также педагоги В. К. Воробьева и В. П. Глухов.
Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания (сюда не включаются разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т. п. ). Затем мы отобрали те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных фактора, и расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана. Обозначился следующий порядок: — воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия; — составление рассказа по демонстрируемому действию; — пересказ рассказа с использованием фланелеграфа; — пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок; — составление рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ рассказа с использованием одной — составление рассказа по одной сюжетной картинке. К этим видам рассказывания мы предлагаем, добавить описание а также, сравнение предметов и объектов но проводить их с помощью вспомогательных средств. Экспериментальными данными подтверждается, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные: — с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств; — установлением последовательности в изложении выявленных признаков; — удержанием в памяти этой последовательности. В работе воспитателя группы для детей с общим недоразвитием речи мы советуем вначале использовать те виды работ, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи. Ими могут быть:
— чтение и раэбор коротких рассказов и сказок; — рассматривание сюжетных картинок; — рассматривание объектов и предметов; — беседа по картинке, а также виды работ для логопеда, указанные выше. Однако для достижения большего обучающего эффекта целесообразно на занятиях воспитателя переходить к новому виду рассказывания после отработки его на занятиях логопеда. При проведении занятий по формированию связной речи мы предлагаем учитывать следующие методические принципы: 1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4, -словным, от фраз к рассказу). 2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов. 3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимание наих успехах и достижениях с целью повышения речевой активности. 4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней). 5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия. (На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|