И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье».
Человек, воссозданный ангелом, стал Пророком.
Помните последнюю строчку «Пророка»? Напутствие, данное ангелом поэту, который получил дар пророка?
«Глаголом жги сердца людей».
А теперь перечитайте стихотворение Пастернака. Оно все насквозь глаголит. И жжет. Свечами, жарой пустыни (когда от жажды «заплывали губы»), |жжет солью слез, самумом, Сахарой.
И вдруг в снегах Архангельск! Почему?
«Но вреден север для меня» (Пушкин).
Все в жаре, в огне и огнях. Все мчится!
Но «храпел в снегах Архангельск» (!)
Здесь еще расстояние температур. Сахары и Архангельска в снегах.
А чтобы почувствовать, как жгут глаголы «Пророка», вы пишем их в ряд.
«Мчались, мылись, слепла, высыхали, были темны, мчались и прислушивался». «Плыли, стынет, заплывали, пошла на убыль». «Тронул, шел, храпел, плыли, просыхал и брезжил».
Семнадцать глаголов в двенадцати строчках!!! А вы говорите: «телевизор!» «А вы говорите: всемогущий компьютер».
Телевизор перегорит от напряжения, Компьютер потребует немедленно его выключить, А «глагол будет жечь сердца людей».
Если мы не перебьем, не уничтожим друг друга, так и не сумев понять – кто мы на Земле.
Если вы много раз, да вслух, да с подлинным погружением, прочитаете это стихотворение, то мне останется задать вам один вопрос – тот, который стоит в заглавии этой главы. Если вы соглашаетесь со мной, если вы осознали, что подобные стихи – не просто хорошее, но более или менее необходимое чтение, если вы понимаете, что никакие технологии не заменят человеку потребность в перечитывании этого крохотного стиха, если вы чувствуете, что это стихотворение разрушает традиционные представления о времени, что оно причастно идее космичности культуры, что оно разбивает привычную атмосферу каждодневности, что оно вдохновляет нас на осознание бессмертия, я буду очень рад.
Но если у вас вдруг появится ощущение причастности к уровню мысли этого стиха, чувство белой зависти к его автору,
Потому что вы сами – Творец,
то я буду просто счастлив.
Ведь мы рождены гениальными. Только важно не испугаться своего предназначения, не погрязнуть в толпе, не раствориться в ней. Глава 17
Пять собеседников
Это последняя глава первой части книги. Она как бы обобщение написанного выше. Она же – тест для читателя.
В диалоге принимают участие
А. Блок и Б. Пастернак – два выдающихся русских поэта XX века. Их творчеству в книге уделено немало внимания. В поэзии обоих существует невероятно глубокая связь между чисто поэтическими категориями красоты и философскими категориями бытия. Оба они – мост между традициями русской поэзии XIX и XX веков. И одновременно – полновластные хозяева поэзии века XX.
Г. Гессе – грандиозный писатель этого же времени, живший и творивший в Германии и Швейцарии. Он автор одной из величайших и глубочайших книг всех времен – «Игра в бисер». Эту книгу я хотел бы порекомендовать прочесть всем, кого волнует судьба будущего человечества и человеческой духовной культуры. Кстати, идейным вдохновителем этой книги и ее героев, тех, кто открыл тайны «игры в бисер» является Николай Кузанский и его философия. Именно сочетание математики и музыки стали основой единственного занятия жителей выдуманной Гессе страны Касталии – игры в бисер. Цель касталийцев, убежавших от «эпохи фельетона» (так называет Гессе нашу нынешнюю цивилизацию), – сохранить высшие ценности духовной культуры человечества, играя в бисер в созданной ими стране. Каждая бисеринка игры – это математическая формула или тема баховской фуги, аккорд из прелюдии Рахманинова или строчка из средневекового трактата. Но с другой стороны, боюсь рекомендовать эту книгу всем. Вдруг ее чтение у некоторых сразу «не пойдет», и вы перестанете доверять мне или себе.
Или подумаете о том, что вы «безнадежны» как духовный восприятель и мыслитель. Ведь, действительно, эта книга столь же глубоко духовна, сколь и по-особенному сложна для тех, у кого нет достаточного опыта погружения в духовную сферу жизни. Таким людям могу дать совет: Может быть, не стоит пытаться читать «Игру» сразу и целиком, а попробовать читать ее понемногу. Для начала – вступление к ней под названием «Опыт общедоступного введения в игру в бисер». Если почувствуете, что вас захватило, читайте дальше, если нет, перечитайте «Опыт» еще несколько раз. Очень важно прочесть стихи из этой книги. Они называются «Стихи школяра и студента». С перерывами, с возращением к прочитанному.
И в одном я убежден до глубины души: тот, кому удастся пройти через все сложности первого общения с этой, может быть, глубочайшей сокровищницей мысли последних столетий, возьмет эту книгу в спутники навсегда.
Возвратившись же к ней через пару лет, вы будете удивлены насколько естественно вы будете воспринимать эту, еще недавно сверхсложную, как вам казалось, книгу.
Томас Манн – немецкий писатель XX века – автор равновеликой «Игре в бисер» книги «Доктор Фаустус». Этой книге, которая так же, как и книга Гессе, является кульминацией мышления интеллектуальной элиты XX века, я хочу посвятить отдельную главу во втором томе.
Итог же принадлежит средневековому японцу – одному из гениев поэзии хокку. Почитайте побольше стихов хокку. Познакомьтесь с величайшим поэтом хокку Мацуо Басе. Суметь выразить глубочайшие мысли всего в трех строчках – особое умение японской поэзии. Я бы даже порекомендовал вам после углубления в хокку попробовать написать в подобном стиле и ограничении самим. Это прекрасная тренировка для постижения тайн поэзии и риторики.
Здесь я позволю себе процитировать хокку, написанное мной в те времена, когда я усиленно тренировался в их написании. Да еще в самые несвободные годы полной регламентации жизни.
Лист бумаги в тюрьме. Значит, вовсе я не арестант – Напишу о Вселенной стихи.
Если вы глубоко и несколько раз прочитаете подряд мысли этих пятерых собеседников, то почувствуете вневременность и безграничность, единство и глубину мыслительного творческого процесса на нашей планете. Это и есть тот мир, который, согласно Николаю Кузанскому, – коридор между нашим миром и миром «Абсолютного Максимума».
Коллаж Ум обладает способностью соединять все идеи, между которыми не возникает противоречий. Д. Юм, «Трактат о человеческой природе»
В пространствах беспредельных горят материки, В подвалах и котельнях не спят истопники. Б. Пастернак, «Ночь»
...Если мы допустим на минуту, Что за поверхностью зияют бездны, Возможно ль будет доверять уюту, И будут ли укрытья нам полезны? Г. Гессе
Я возьму тебя с собою И вознесу тебя туда, Где кажется земля звездою, Землею кажется звезда, И, онемев от удивленья, Ты узришь новые миры – Невероятные виденья, Создания моей игры... А.Блок Рассудок, умная игра твоя – Струенье невещественного света, Легчайших эльфов пляска, – и на это Мы променяли тяжесть бытия. Г. Гессе
Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство И дышат почва и судьба. Б. Пастернак
Мне кажется, что наивность, бессознательность, самоочевидность являются неотъемлемыми признаками того явления, которое мы зовем культурой. Т. Манн
Видели все на свете Мои глаза – и вернулись К вам, белые хризантемы. Иссё
Я испытываю безумное искушение порассуждать на тему этого диалога. Но, во-первых, я боюсь испортить прозой его невероятную поэтичность, во-вторых, чудо этого подстроенного мною диалога в том, что поэты через века и страны общаются между собой так, словно они сидят рядом друг с другом. Я боюсь стать пятым лишним.
А посему предлагаю читателю остаться с ними наедине и не только понять ход их мыслей, но и глубоко прочувствовать эту атмосферу: АТМОСФЕРУ ПИРШЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА. Часть 2.
Пути
И толковала чернь тупая – Зачем так звучно он поет, Напрасно ухо поражая К какой он цели нас ведет? …
Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий. Ты червь земли, не сын небес. Тебе бы пользы все – на вес Кумир ты ценишь Бельведерский, Ты пользы, пользы в нем не зришь. Но мрамор сей ведь бог!.. так что же? Печной горшок тебе дороже – Ты пищу в нем себе варишь. А. С. Пушкин, из стихотворения «Поэт и толпа»
И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. А.С. Пушкин, из стихотворения «Памятник»
КТО ОН, ЧЕЛОВЕК, –
«ФАБРИЧНЫЙ ТОВАР ПРИРОДЫ»
ИЛИ ВСЕЛЕНСКИЙ ГЕНИЙ? Глава 1
Пивной ГУЛАГ
Много лет я разъезжал по нашей стране, лихорадочно пытаясь встретить как можно большее количество людей.
Ибо идея о шансе (помните Курочку Рябу?) не давала мне покоя.
Понимая, что мы живем в стране, которая пережила самое страшное в истории человечества – нападение на генофонд, представляя себе все последствия этого нападения, я старался построить свои выступления таким образом, чтобы разбудить в людях веру в силу воздействия прекрасного, в их собственные творческие возможности. О телевидении нечего было даже и думать. Поэтому приходилось работать, только как бы физическим телом.
С одной стороны, даже сейчас, через много лет, в глубине души понимаю, что это попахивает утопией. В 1991 году, в последний день пребывания на родной земле написал стихотворение, которое назвал: «Московские старухи».
Вот оно:
Старые московские квартиры... В них – старухи, словно негативы: Веруют упрямо в Дух и Баха. Кружева, как дырки, в их рубахах. Правнуки – битово-беспартийны: Путают иконы и картины. Остальные говорят (о, время!) Про зарплаты, пенсии и премии. А когда семьей вернутся с дачи – Не играют Шуберта, не плачут... Но старухам жить осталось мало... (Вторят им арбатские подвалы.) Прошло 14 лет... Ни тех старух, ни тех подвалов нет... Но что же взамен? Когда я иду по улицам Петербурга, то среди многих изменений (положительных и отрицательных) наблюдаю одно для меня самое трагическое. Огромное число девочек 13-14 лет и старше, которые ходят по улицам, сидят на скамейках в парках, дворах и пьют пиво. И не просто пиво, но такое, которое в Швеции например, можно купить только в специальных магазинах. Эти магазины работают пять дней в неделю (с 11 до 18 часов). Но купить крепкое пиво в Швеции может только тот, кто достиг двадцати лет. Если у продавца есть сомнение в возрасте покупателя, то требуемся документ, удостоверяющий возраст. Во всех магазинах, где продают спиртное, есть даже такое обращение: «Если вам уже исполнилось двадцать лет, но вы выглядите моложе, то не забудьте взять с собой удостоверение личности». Таким образом страна пытается защитить своих граждан от алкоголизма или, по крайней мере, от привыкания к спиртному с детских лет. К тому же крепкое пиво стоит так дорого (как, собственно, и все спиртное в Швеции), что всегда существует масса альтернатив для траты денег. Скажем, пол-литра крепкого пива стоит столько же, сколько поездка на суперкомфортабельном корабле из Стокгольма в Хельсинки (и обратно) с возможностью провести на корабле 18 часов (дискотеки, концерты, сауна). Затем – день в столице Финляндии и еще 18 часов назад.
Выбирайте! Бокал крепкого пива или поездка на корабле. Выбирайте! Два бокала крепкого пива или поездка вдвоем в двухместной каюте. В Швеции никто не запретит мальчику и девочке ехать в двухместной каюте. Выбирайте! Два бокала пива или плеер. Выбирайте! Десять бокалов пива или полет в Париж и обратно (!!!). Если каждый день в течение десяти месяцев, не выпив бокал пива, откладывать его стоимость, то на эти деньги можно отправиться в двухнедельное путешествие на какой-нибудь остров в Средиземном море. Можно взять с собой друга или подругу. Сэкономленных на пиве денег хватит на два билета на самолет (до Крита и обратно), гостиницу (номер на двоих со всеми удобствами), прекрасное питание, путешествия по всему острову. Да, забыл сказать, что в гостинице обязательно есть бассейн для тех, кто любит подсвеченную пресную воду, бесплатные шезлонги и наличие рядом бара с прохладительными напитками и мороженым.
Выбирайте!!!
Бокал крепкого пива каждый день или поездка в колыбель европейской цивилизации!
Минойсская культура, древний Кноссос – лабиринт Минотавра. Отсюда взлетел Икар. Остров Крит, возможно, – одно из самых красивых мест на нашей планете.
И все это – вместо одного бокала крепкого пива в день.
Кем нужно быть, чтобы даже в течение одной секунды сомневаться в выборе. Только человеком с тяжелейшей алкогольной наследственностью. В России же крепкое пиво стоит меньше чем сок, его можно купить в любое время дня и ночи, несчетно количество торговых точек, продающих алкоголь 24 часа в сутки. Тринадцатилетняя девочка, пьющая крепкое пиво, – это последнее нападение на генный фонд русского народа. Народ, переживший столетний ГУЛАГ, потерявший в течение четырех поколений своих лучших представителей, вступил в третье тысячелетие с крепленым пивом на знамени. И это – во имя группки людей, получающих миллиардные прибыли. Остатки народа, выдержавшие геноцид коммунистов, геноцид фашистов, погибнут в угоду пивной мафии. Помню, в конце 70-х годов партия и правительство приняли решение повысить цены на спиртное. Резко взлетели цены на коньяк, на высококачественные вина. Но цены на низкопробные, медленно убивающие плодово-ягодные вина, которые, собственно, и пил советский народ, остались практически без изменений. Эти страшные вина народ ласково называл «чернилами». Должен сказать, что «чернила» были, пожалуй, великолепным добавлением к системе ГУЛАГа. Ибо коммунистическая идея могла существовать только при условии тотального страха или тотального потребления спиртного. (Лучше – того и другого вместе.) Я тогда написал стихотворение, которое могло быть высоко оценено коммунистами (15-20 лет лагерей). Помню, даже ухитрился раза два прочитать его со сцены. Я и сегодня удивляюсь тому, что все обошлось. Хотя мне кажется, стихотворение было пуонизано такой болью за страну, что даже гебисты не могли не согласиться с ним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|