Цель гениев – черпать энергию неизмеримого, безграничного мира и поддерживать ею энергию мира ограниченного.
Земному телу невероятно трудно сосуществовать в этих двух измерениях.
Отсюда – столь частые нервные истощения, отсутствие привычной земной логики в рассуждениях гениев.
Отсюда их одиночество, неумение устроить свою жизнь в соответствии с повсеместно принятыми нормами исчислимого мира.
Но если спросить у Гения, хочет ли он поменять свою беспокойную жизнь на жизнь обычного человека, то сколько бы Гений ни жаловался, он скажет, однако, твердое
«НЕТ!!!»
Ибо во-первых, он не сможет жить по-другому, а, во-вторых, Гений подсознательно чувствует, что в этом мире ему дано задание и для него открыты иные измерения. Борис Пастернак, прекрасно ощущая место художника в мире, написал: «Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну – Ты – вечности заложник У времени в плену».
Человек искусства продолжит заниматься своим делом чего бы это ему ни стоило, ибо без искусства, без связи с неизмеримым миром, с его энергетикой погибнет ограниченный мир, задохнется в своем сиюминутном практицизме. В какой-то степени искусство, как, впрочем, и религия – противоядие против мира, где техника старается заменить собой человека. В сегодняшнем виртуальном мире появляется как никогда страшная опасность потерять Человека. Пользуясь компьютером и телевидением, человека можно зомбировать в каждом доме, его можно купить и продать так, что человек этого даже не заметит. Он и не заметит, что давно перестал принадлежать самому себе. Сегодня, когда можно увидеть по телевизору одновременное уничтожение тысяч людей, а затем переключить программу и понаблюдать веселое шоу, становится страшно за человека. Если смерть многих тысяч можно заменить, переключить за долю секунды на комедию, то:
что же тогда – мучения Родиона Романовича Раскольникова по поводу совершенного им убийства «никчемной старушонки»? Что такое – борьба Моцарта со смертью после нашего знания о коммунистических и фашистских лагерях? Как оценивать человеческую жизнь после жуткого Беслана? Чего стоит эта жизнь?
Две дочерние религии иудаизма – ислам и христианство столкнулись в смертельной схватке. Что может противостоять всем этим ужасам? Быть может, то, что я напишу, звучит как утопия? (Да пожалуй, так оно и есть!) И все же
ИСКУССТВО!!!
Искусство и те, кто способен его воспринять. Понятые всерьез и воспринятые на глубоком уровне творения гениев. Искусство подлинное никогда не обращается к толпе, но лишь к одному Человеку. К его глубочайшим возможностям и способностям взывают
фуги Баха
и симфонии Моцарта,
картины Рембрандта
и романы Достоевского,
могучие соборы и мечети, устремленные в Космос, к своей великой колыбели.
Но способности к восприятию искусства не лежат на поверхности. Как все подлинное, искусство требует погружения в себя. Сделать это как раз труднее всего, ибо мир ориентирован на поверхностность суждений, мгновенность восприятия, однозначность оценок. Простейшие видеоряды и клипы вместо представлений, готовые литературные образы, кем-то приготовленные и сервированные в многочисленных телевизионных сериалах, вместо развития собственной творческой фантазии индивидуума. Как противовес всему этому выступает стих Пастернака, который я хочу поместить здесь. Когда я перечитываю такие стихи, как этот, то моя пошатнувшаяся вера в благополучный исход человеческой цивилизации крепнет, несмотря ни на что. Ибо раз в отдельных представителях человечества есть подобные состояния, то чисто теоретически оно может существовать как знаковая система, как представитель высочайших сфер человеческого духа. В этом стихотворении мандельштамовские требования «орудийности» поэзии существуют как высшее воплощение этой орудийности. Стихотворение хочется читать вслух.
Читать как заклинание.
Б. Пастернак Из цикла Тема и вариации
Мчались звезды. В море мылись мысы. Слепла соль. И слезы высыхали. Были темны спальни. Мчались мысли, И прислушивался сфинкс к Сахаре.
Плыли свечи. И казалось, стынет Кровь колосса. Заплывали губы Голубой улыбкою пустыни. В час отлива ночь пошла на убыль. Море тронул ветерок с Марокко. Шел самум. Храпел в снегах Архангельск. Плыли свечи. Черновик «Пророка» Просыхал, и брезжил день на Ганге.
Всего 12 строк...
В каких временах мы успели побывать? И в каких странах? В скольких культурах?
Для простого перечисления и объяснения мне придется использовать Намного большее количество слов, чем в самом пастернаковском стихотворении. И вы, при наличии некоторого опыта, можете сами попытаться сделать это. Я же попробую, насколько смогу, приоткрыть завесу над космичностью, невиданной философской глубиной этого шедевра русской поэзии XX века.
«Плыли свечи...» Плыли, значит оплывали. Но и плыли, ибо один из главных героев – Средиземное море. Свечи как отражение звезд. Звезд, которые мчались.
Но что это за странный образ: «мчались звезды»? Ведь звезды неподвижны для наблюдателя? Неподвижны, да, но только в случае с конкретно данным временем. А дано безграничное время... Ведь колосс, или Колосс Родосский, – одно из семи чудес античного мира был разрушен задолго до того, как на земле появился Пушкин и написал стихотворение «Пророк». За время, прошедшее между разрушением Колосса и рождением Пушкина, звезды промчались с огромной скоростью на огромное расстояние. Значит, начало стиха: «Мчались звезды...» превращает Время в фон. Но фон чего? Фон для безграничной и не имеющей пределов скорости мыслей.
Поэтому дальше так логично: «Мчались мысли». Движение мыслей приравнено к движению звезд.
Но какой же отрезок времени описывает Пастернак? Не меньший, чем нужно, чтобы море высохло до слепой соли.
Но высохшее море – не больше, чем высохшие слезы, или просыхающий черновик «Пророка».
Но «слепла соль» – это еще и слезы, соленые слезы. Слезы, слепящие глаза. Сфинкс, который загадал загадку из глубины своей Египетской цивилизации («прислушивался сфинкс к Сахаре»). Но задал он ее представителю другой цивилизации – греческому царю Эдипу. (Кто утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех.) Перед нами – диалог цивилизаций. Но при чем тут Пушкин? Как при чем? А Ибрагим Ганнибал!!! Прадед!!! Пушкина!!! И вновь «прислушивался сфинкс к Сахаре» – это же родословная Пушкина. Ибо сфинкс – это и Санкт-Петербург. А значит, Россия разговаривает с Африкой!!! И Пушкин – их представитель. Еще один диалог цивилизаций!!! Окончание стиха: «Брезжил день на Ганге» в контексте отсутствия времени в стихе может восприниматься как начало еще одной цивилизации – индуистской. Восходит солнце индуизма!!!
А «ветерок с Марокко», который «тронул» море? И тут же: «Шел самум». Ветерок – причина самума? Или опять разные времена? А «Были темны спальни»? Потому что свечи оплыли? Или отплыли? Со скоростью мчащихся звезд. Или еще не зажжены? А вообще, все стихотворение-парафраз на тему: А. С. Пушкин пишет стихотворение «Пророк» (?) (!) Ведь единственный образ, который повторяется в стихе дважды – это «плыли свечи».
Не верите, что все это – о «Пророке»? Так вот вам тема, на которую написано это стихотворение. Как вариация на тему:
«И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|