Теория фирмы Коуза, ее преимущества и недостатки.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Экономический подход к доверию. Теоретико-игровая иллюстрация проблемы доверия. Доверие между партнерами и выбор типа контракта. Доверие – психологическое состояние, которое включает намерение пойти на риск, основанное на позитивных ожиданиях касательно намерений и поведения контрагента. Виды доверия: 1. «доверие к договору» (сontractual trust) - соблюдении каждой стороной устных или письменных договоренностей; 2. «доверие к компетенции» партнера (сompetence trust) - относится к ожиданиям, что партнер достаточно компетентен, чтобы выполнить свои обязательства; 3. «доверие к доброй воле» партнера (goodwill trust) - относится к взаимным ожиданиям партнеров, что их контрагент будет готов пойти им навстречу, сделать больше, чем от него формально ожидается. Что такое доверие, с точки зрения экономиста? Гамбетта: Когда мы говорим, что доверяем кому-то или кто-то заслуживает доверия, то мы неявно подразумеваем, что вероятность того, что это лицо предпримет действия, которые выгодны нам или, по крайней мере, не нанесут нам ущерба, достаточно высока для того, чтобы рассматривать возможность участия в каких-либо формах сотрудничества с ним. Специфические инвестиции, свойственные отношенческим контрактам невелики (в сравнении с основным капиталом сторон). Следовательно, партнеры практически не зависят друг от друга. Тем не менее, они ориентированы на поддержание долгосрочного взаимодействия и max интегральной суммы прибыли, а не прибыли от текущего контракта. Т.е. стороны готовы к серьезным взаимным уступкам, т.к. связаны отношениями, которые им невыгодно разрывать. Существует различие между «доверием, основанным на расчете» (calculative trust) и «личным доверием» (personal trust).
Игра «доверие» в условиях контракта
Влияние уровня доверия в экономике на выбор экономическими агентами типа контракта. См. Билет 52 и 51. Для отношенческого контракта доверие между сторонами просто необходимо, т.к. без него партнеры просто не смогут осуществлять трансакции. Для неоклассического контракта доверие к третьей стороне, механизму осуществляющему решение споров, является ключевым. В классическом же контракте уровень доверия самый низкий, т.к. в нем должны быть прописаны все условия.
Объяснение возникновения фирмы Ф. Найтом. Критика подхода Найта Коузом. Воззрения неоклассиков Й. Шумпетера и Ф. Найта
Ф. Найт (1921) объяснил существование фирмы необходимостью в институте, который обеспечивал бы распределение риска. В обмен на страхование от риска работники позволяют владельцу фирмы осуществлять над собой контроль, давать указания. Во-первых, люди часто берут на себя риск, но не требуют в обмен возможности контролировать других людей. Во-вторых, ценовая система не нуждается в фирме как институте, чтобы решить проблему распределения риска. Коуз видит и иные, кроме фирмы, пути реализации управленческих способностей: свои знания и советы можно продавать на рынке, как и любой другой продукт. Аналогично наемным работникам нет необходимости наниматься, чтобы получить гарантированный доход, поскольку любые действия можно выполнять по контракту на рынке и получать тот же гарантированный доход. Поэтому Р. Коуз замечает, что "Найт нигде не объясняет, почему же механизм цен должен вытесняться", т.е. почему рынок заменяется своей противоположностью, иерархией.
Теория фирмы Коуза, ее преимущества и недостатки. Первым серьезным исследованием природы возникновения фирмы стала статья Рональда Коуза «Природа Фирмы», появившаяся в 1937 году. Необходимо отметить, что Коуз настаивал на изменении методологического подхода к экономической теории, говоря о том, что все допущения, используемые экономистами при создании теорий функционирования экономических систем, должны быть реалистичными. В то время практически все экономисты настаивали, на том, что экономическая теория должна быть в первую очередь удобна для анализа, что даже если допущения, принятые в теории нереалистичны, но они могут упростить для анализа всю систему, их надо применять. Включив трансакционные издержки в анализ, Коуз создал теорию, которая максимально близко к действительности объясняла как предпосылки к созданию фирм, так и границы их расширения.
Коуз объясняет существование фирмы экономией на трансакционных издержках. Координация деятельности внутри фирмы заменяет рыночную координацию, когда трансакционные издержки использования ценового механизма становятся высокими.
Два основных метода организации производства: рыночная контрактация и фирма.Когда издержки, связанные с использованием рыночного механизма становятся слишком высокими, тогда рыночный механизм заменяется другим механизмом координации, основанным на системе команд, указаний. Коуз о границах фирмы: «Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или затратами на организацию ее через другую фирму». Преимущества иерархических отношений, устанавливаемых в фирме, Коуз видит в экономии трансакционных издержек, в первую очередь, издержек переговоров об условиях контракта. Достоинства подхода Коуза: Вклад Коуза в экономическую теорию заключается в том, что он первым дал ответ на вопрос о возникновении фирмы, не выходя за рамки стандартной экономической теории, пользуясь ее основными понятиями: экономические агенты ищут способы экономить издержки, в том числе и тогда, когда они принимают решение о том, как организовать конкретную сделку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|