Связь типов информационных систем с задачами принятия решений
Тип ЗПР
| Организационный уровень
|
Управление операциями
| Менеджмент
| Стратегическое планирование
|
Структуризованная
| Учет дебиторской задолженности (ТРS)
| Анализ бюджета
|
|
Полуструктуризованная
| Управление запасами
| Краткосрочное прогнозирование (MIS)
| Размещение производства (DSS)
|
Неструктуризованная
| Календарное планирование проекта Финансовый менеджмент
| Подготовка бюджета (ESS)
Программа продажи
| Решения о запуске новых продуктов
Отношения с поставщиками и потребителями
|
Системы всех типов создавались в конечном итоге для того,
чтобы улучшить, облегчить (и удешевить) процесс выработки уп-
равленческих решений. С течением времени — это «функция по-
мощи», выполняемая автоматизированными информационными,:
системами. Об этом дает представление табл. 2.12.
Таблица 2.12
Содержание «функции помощи» автоматизированных информационных систем в процессе принятия решений
Фаза развития
| Описание функции
| Примеры инструментария
|
Ранняя
| Вычисления
| Калькуляторы, первые компьютерные программы, статистические модели, простейшие модели исследования операций
|
Промежуточная
| Поиск,хранение и отображение информации для принятия решения
| Системы управления базами данных, файловые системы
|
Текущая
| Выполнение вычислений для принятия решения на отобранной информации, запросные cиcтемы c дружелюбным интерфейсом, анализ типа «что, если...»
| Финансовые модели, электронные таблицы, модели исследования проектирования, системы принятия решений
|
Начинающаяся
сегодня и продолжающаяся
в будущем
| Взаимодействие с лицом, принимающим Решения, для облегчения, формулирования и выполнения интеллектуальных шагов процесса принятия решений
| Экспертные системы
|
Исторически первым объектом автоматизации в процессе
принятия решений был выбор решения. Дальнейшее развитие рас-
ширяло зону автоматизации (формирование множества альтерна-
тив, формализация проблемы). Наконец, типичная область прило-
жения современных экспертных систем — это диагностика, т.е.
как раз выявление, уточнение проблемы.
Эволюцию информационных систем можно рассматривать и с
позиции их влияния на организацию: встраивание информацион-
ной системы в действующую бизнес-форму или изменение ее. Это
видно из табл. 2.13.
Таблица 2.13
Интеграция информационных систем
| Продуктивность
| Эффективность
| Деловая интеграция
|
|
Внутренний фокус
| Традиционная обработка данных(расчеты, платежные ведомости)
| «Сердцевые» («сущностные») операционные системы (on-line, реального времени MIS
| Внутренняя интеграция (связи «end-to-end»)
|
|
|
|
|
|
Внешний фокус
| Электронный обмен данными (прямое
накладные)
| Рационализация процессов. Деление информации (уровни хранения ценовые файлы)
| Внешняя интеграция (оптимизация цели предложения)
|
|
|
|
|
|
Принимает текущую бизнес-форму
| Изменяет бизнес-форму
| |
Глава 2. Каков должен быть уровень централизации обработки информации?
К настоящему времени сложились две основные формы орга
низации обработки информации и использования технических
средств — централизованная и частично или полностью децентра
лизованная.
Централизованная обработка информации и использования технических средств базируется на сосредоточении вычислитель-
ных ресурсов информационных систем в едином центре (чаще
всего это большие ЭВМ и вычислительные комплексы), которые
обрабатывают в нем информацию, а затем передают результаты
пользователям. (См., например: Информатика: Учебник/Под ред.
Н.В. Макаровой. — M: Финансы и статистика, 1997. — 768 с.)
Достоинства централизации:
- возможен сильный контроль за информационной системой и ее обслуживанием;
- информационные ресурсы располагаются централизованно;
- данные и затраты на их создание не дублируются;
- имеется
возможность обращения пользователя к большим массивам информации; разделение данных в организации;
- используются очень опытные специалисты для работы с информационной системой в центральном вычислительном цен-
тре;
- имеется возможность управления большими и сложными про-
ектами;
-хорошие возможности для объединения и стандартизации;
- легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии.
Недостатки централизованной организации информацион-
ной системы:
- функции информационной системы должны появляться из реальных потребностей бизнеса, а не из задач саморазвития информационной системы;
- информационные услуги не нацелены на персональное обслуживание. Пользователи рассматриваются как покупатели ус
луг, отсюда — ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации;
-большие трудности в планировании информационных услуг и использовании информационных ресурсов;
- могут быть большими затраты на содержание информационной системы, чем в децентрализованном случае;
- ограничена ответственность и мотивация персонала информационной системы, что не способствует оперативному получе-
нию информации пользователем.
Централизованный подход к организации информационной сис-
темы лучше всего применять, если:
- существует необходимость полного контроля за информационной системой;
- организация мала;
- в информационной системе используются очень дорогие ресурсы либо использование ресурсов ограничено;
- различные подразделения организации имеют похожие или одинаковые потребности, используются похожие опера-
ции;
- имеет место монолитная организация с централизованным автократическим подходом к управлению;
- централизация является жизненной необходимостью.
Децентрализация обработки информации и использования
технических средств предполагает реализацию функциональных
подсистем и осуществление обработки информации непосред-
ственно на рабочих местах. В большинстве случаев технической ос-
новой децентрализованной обработки информации являются пер-
сональный компьютер и средства телекоммуникаций.
Достоинствами децентрализованной организации информа-
ционной системы являются:
- информационные системы более интегрированы с бизнесом и лучше отвечают деловым потребностям, данные расположены
близко к пользователям, пользователи хорошо понимают ин-
формацию;
- гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя, у пользователей гораздо больше автономии;
- уменьшаются телекоммуникационные затраты;
- системы меньше и проще, поэтому ими проще управлять, создавать и поддерживать, уменьшается централизованный кон-
троль;
- цели использования ресурсов и усилий могут быть тщательно продуманы;
- усиление ответственности низшего звена сотрудников.
Недостатки децентрализованной организации информацион-
ной системы:
- потенциальное дублирование ресурсов;
- возможность неэффективного использования информационных ресурсов;
- большие проблемы с совместимостью и стандартизацией ресурсов из-за большого числа уникальных разработок;
- трудности с созданием и использованием сложных систем реализацией проектов;
- проблемы в управлении системами и проектами между подразделениями;
- неравномерность развития уровня информационной культур и уровня автоматизации в разных подразделениях, нет мест для специалистов с большим опытом, так как общий уровень знаний и навыков меньше;
- психологическое неприятие пользователями, рекомендуемы централизованно стандартов и готовых программных продуктов.
Децентрализованный подход к организации информационной сис
темы лучше всего применять, если:
- организация значительна по размерам;
- децентрализация поддерживается органами управления;
- существует потребность в скорости и гибкости информационного обслуживания;
- применяются различные операции, сервис уникален для одной части организации и должен контролироваться этим под
разделением;
- имеет место организация с заданными подразделениями, которой активно используют мотивацию сотрудников и подразделений, делегирование полномочий;
-имеется связь между производительностью и децентрализацией.
В качестве гибрида этих двух способов организации информационной системы используют частично децентрализованный подход. В этом случае имеется и мощный вычислительный центр (общая стратегия, обучение, помощь, стандарты и политика применения программных и технических средств), и локальные вычис
лительные ресурсы, объединенные в сеть.
Глава 3. Создание информационных систем
Планирование информационных систем
Для того чтобы иметь хорошую информационную систему
необходимо планировать ее создание. Именно поэтому вопрос
планирования информационных систем рассматривается здесь отдельно. Процесс планирования должен начинаться с оценки теку-
щей ситуации, определения миссии информационной системы,
интенсивности использования информации, пользователей, оцен-
ки среды организации, места на рынке, ее сильных и слабых сто-
рон, выработки стратегии, которая должна лечь в основу бизнес--
плана по созданию информационной системы.
Подход, описанный здесь, к планированию информационных
систем предложен Д.P. Трутневым (см.: Trutnev О. Information
Systems Management. IMISP, МВА Program. St. Petersburg, 1998.) (См.
также модули «Стратегическое управление»; «Управление про-
граммами и проектами».)
Планирование позволяет:
- создавать планы информационных систем, поддерживающие бизнес-направление фирмы;
- ориентировать разработчиков на конечные бизнес-результаты, а не на окончание проектов информационных систем;
- эффективнее использовать ресурсы информационной системы;
- закладывать большую управляемость и лучшую интеграцию существующих и будущих систем;
- быть уверенным в том, что ИС будет соответствовать общему направлению развития организации;
- учесть мнение конечных пользователей;
- создавать условия для правильного реагирования на непредвиденные ситуации.
Самая простая идея планирования — придерживаться прагма-
тичной стратегии (в зависимости от событий и идей): обращаться с
информационными проектами как с «проектами делового развития».
Вы всего лишь осуществляете проект по развитию бизнеса, и все
вовлеченные в него должны это понимать, а не руководствоваться
вводящим в заблуждение энтузиазмом по поводу самой информаци-
онной системы или технологии. При таком подходе информацион-
ные системы должны рассматриваться как технические части проек-
тов общего усиления организации, а не как отдельные проекты.
Ключевые вопросы при оценке проектов:
- Как этот проект поможет мне достичь бизнес-целей?
- Подходит ли он мне технически?
- Является ли он лучшим использованием ресурсов?
Процесс планирования информационной системы должен на-
чинаться с оценки использования информации и информацион-
ной технологии во всей организации и с оценки самой по себе ИС.
Последнее может происходить при помощи внутренних и внешних экспертов, конечных пользователей. Другой альтернативой может стать полная оценка, произведенная внешней фирмой на заказ и представленная главному менеджеру.
Рис. 3.1. Подход к определению возможностей информационных систем
Оценка в любом случае должна представлять собой сравнение текущего уровня использования информации и информационно
технологии с системой стандартов, которые могут представлять
собой нормы в отрасли, оценку предыдущей деятельности, аналогичные параметры ведущих фирм, кроме
того, отношения пользователей с системой (рис. 3.1).
Пересмотр миссии отдела, занимающегося информационной
системой
Другой важной частью оценки является пересмотр миссии от-
дела, занимающегося информационной системой. Действия отдела
должны быть оценены в свете этой миссии. Миссия может быть
лучше всего определена путем выделения отдельных аспектов из
всей стратегии организации, устанавливающих требования для
информационной системы.
Ключевые вопросы:
- Помогает ли ИС организации делать то, что она делает, с минимальными затратами ресурсов?
- Вовлекает ли ИС организацию в проекты, которые будут упрочнять нашу конкурентную позицию в будущем?
Определение миссии будет зависеть от того, кто будет в этом
процессе участвовать.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: