Выбор базовой стратегии информационной системы
Существует несколько концептуальных основ для определе-
ния базовых стратегических свойств ИС, наиболее полезные опи-
саны ниже, и ввиду того, что они являются базовыми, они могут
помочь в разработке собственной концепции.
Главная цель ИС-плана состоит в осознании того, что по-
требности фирмы в информации определяют структуру ее ИС и
ИТ, а также управления ими. G.Parsons (Parsons G. Information
Technology: А New Competitive Weapon. Sloan Management Review, Fall
1983. P. 3) предложил 6 основных ИС-стратегий, сформулирован-
ных после изучения этой связи: центральное планирование, пер-
венство, свободный рынок, монополия, скудные ресурсы и кон-
цепция необходимого зла.
Конечно, существует множество смесей этих стратегий, но
прежде всего при планировании необходимо определить, какая из
них соответствует реальной ситуации.
Центральное планирование
В этом случае имеется центральный отдел, координирующий
ИС-стратегию и бизнес-стратегию, а начальник ИС-отдела дол-
жен быть частью управленческого аппарата, занятого принятием
решений.
Первенство
Фирмы с такой стратегией обычно пытаются связать потреб-
ности фирмы с развитием ИТ и вкладывают в исследования круп-
ные суммы. Необходима сильная поддержка высшего руководства.
Свободный рынок
В этом случае избегается бюрократия центрального планиро-
вания, менеджеры-пользователи решают, какие у них потребнос-
ти в информации и как их удовлетворить, высшее управление не
вовлекается в этот процесс.
Монополия
Здесь отдел ИС является монопольным распространителем
ИТ.
Скудные ресурсы
Когда менеджмент рассматривает ИТ как скудный ресурс, он
пытается ограничить его использование. Главный вопрос здесь:
сколько ресурсов займет проект и через какое время он окупится?
Необходимое зло
В этом случае фирма рассматривает ИТ как необходимое зло,
которое нужно для достижения целей, и проект будет осуществ-
ляться лишь в случае, когда станет абсолютно необходим для дос-
тижения деловой цели.
В любое время фирма может применять одну из шести страте-
гий или смешивать их, при смене обстоятельств менять их, но это
всегда глубокоинтеллектуальный труд.
Стратегическая матрица McFarlan — МсKеnnеу
Эта матрица похожа на матрицы, созданные Бостонской кон-
салтинговой группой и General Electric и полезна для выбора стра-
тегии фирмы.
Выделяются 4 класса фирм, на которые ИТ будет иметь раз-
личное влияние: стратегический класс, оборотни, фабричный
класс, класс поддержки.
Стратегический класс. Сюда попадают фирмы, настоящее и
будущее которых зависит от использования ИТ для ежедневной
деятельности: банки, страховые компании и т.д. Фирмы этой категории должны придерживаться стратегии центрального планиро-
вания или первенства ввиду высокой корреляции между успеш-
ным использованием ИТ и успехом фирмы.
Оборотни. Эти фирмы не сильно зависят от ИТ, но могут в будущем планировать ее широкое применение, чтобы «подстелить
соломки» своему конкурентному преимуществу. Такие фирмы дол-
жны придерживаться стратегии центрального планирования, пер-
венства и свободного рынка.
Фабричных-класс. Это те фирмы, в которых хотя и может су-
ществовать зависимость повседневных операций от ИТ, но кото-
рые работают в отраслях, где ИС не может стать источником кон-
курентного преимущества. Здесь рекомендуется стратегия монопо-
лии и скудности ресурсов.
Класс поддержки. Такие фирмы обычно используют ИТ для поддержки, например системы пароля. Им рекомендуется страте-
гия скудности ресурсов, хотя возможны случаи применения моно-
полии и свободного рынка.
Разработка стратегического плана ИС состоит из 4 шагов:
1. Постановка целей. Здесь необходимо также провести численные оценки результатов.
2. Проведение внутреннего и внешнего анализа. Здесь рассмат-
ривается внешняя среда, оценка технологии, стратегического
плана, проводится SWOT-анализ (сильные стороны, слабые
стороны, возможности, угрозы).
3. Выделение стратегических инициатив. Это те действия, которые впоследствии при операционном планировании станут
проектами.
Средства для определения стратегических инициатив ИС
-Критические факторы успеха.
Один из методов определения стратегических возможностей
ИС — это определение информационных потребностей и процес-
сов, которые являются критическими для успеха фирмы (крити-
ческих факторов успеха). В 1979 r. Дж.Ф. Рокарт описал эти факто-
ры. Такие факторы определяют несколько областей (4 — 6), кото-
рыепри удачном исполнении принесут больший успех фирме или
функции. Такие факторы имеют и долгосрочное и краткосрочное
влияние на ИТ. Будучи определенными, они могут рассматривать-
ся в качестве целей.
- Анализ конкурентных сил.
Как принято считать, конкурентное преимущество получает-
ся при нарушении баланса власти между бизнесом и другими дея-
телями в отрасли.
На пути достижения конкурентного преимущества указывают
следующие источники:
поставщики;
потребители;
конкуренты.
- Цепочки ценности.
Анализ был описан в качестве, метода определения стратеги-
ческих инициатив М.Портером и В.Милларом. Этот анализ вклю-
чает в себя 9 звеньев или 5 первичных и 4 вспомогательные задачи
для организаций, которые могут добавить ценности (для покупа-
теля) в процесс производства, доставки, обслуживания продукта.
В более широкой перспективе эта система является частью си-
стемы ценностей, которая проходит от поставщиков к фирме, к
дистрибьюторам и к конечным пользователям.
- Подход стратегических выпадов.
Еще одно средство для определения стратегических иници-
атив было предложено в 1985 г. Раскофом и др. Смысл в том,
что инициативы связаны с основными стратегическими толчка-
ми, которые представляют собой рычаги движения конкурен-
ции: дифференциацией, затратами, инновациями, ростом и со-
юзами.
Вторая шкала в матрице представляет собой те области в от-
расли, в которых может действовать фирма: поставщики, потре-
бители, конкуренты.
Операционный план ИС
После определения инициатив они должны быть представле-
ны в виде проектов с конкретными результатами, приоритетами и
т.д., т.е. в виде операционного плана.
Долгосрочный план ИС
Операционное планирование отличается от стратегического
по своему фокусу, связи с бизнесом и т.д. Долгосрочный план
обычно создается на 3 — 5 лет и фокусируется на выборе проектов
и приоритетах, а также распределении ресурсов между проектами:
1. Определяются цели.
2. Определяются проекты развития ИС. Здесь применяется портфельный подход. Планирование проектов состоит из трех фаз: определение, конструкция и внедрение.
Несомненно, такой план может корректироваться.
Краткосрочный план ИС
Это план на один год. Он фокусируется на специальных зада-
ниях и проектах, которые уже осуществляются или готовы к нача-
лу. Он связан с годовым бюджетом.
Подходы к планированию ИС
Существует ряд подходов. Один из наиболее широко извест-
ных — подход сверху вниз — обычно для проектно-ориентиро-
ванных компаний. Существует и ряд других подходов, например у
С. Ньюмена — «серединный».
Основные направления для, эффективного планирования
- С самого начала необходимо уяснить цель.
- ИС-план должен создаваться как итеративный, а не как последовательный процесс.
- План должен отражать реальные ожидания.
- Процесс постановки реалистических ожиданий должен вовлекать менеджеров-пользователей.
- Границы между различными видами программирования и работы с компьютерами практически стерлись, поэтому очень
важно делать комплексный план.
- Эффективный ИС-план должен охватывать все проблемы и барьеры, с которыми сталкивается обычная организа-
ция. Формальная стратегия: исходя из деловых потребнос-
тей.
Ключевые вопросы при формулировке деловой и информационной
стратегии:
Где наш бизнес сейчас?
Где мы хотим быть через (скажем) пару лет?
Что мы должны для этого сделать?
Какие у нас специфические приоритетные цели?
Могут ли лучшие информационные системы помочь нам в достижении целей?
Что же у нас за информационные цели (назовите в приоритетном порядке)?
Должны ли мы использовать автоматизированные информационные технологии для достижения информационных це-
лей?
Какие специфические проекты информационных технологий мы должны проводить?
Роль людей в планировании ИС
И пользователи, и специалисты должны иметь определенные
роли в планировании ИС для того, чтобы он соответствовал целям
организации.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: