Оценка роли конкурентных преимуществ в системе стратегических целей организации
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, которое является не кратковременным, а устойчивым. Современная методология оценки конкурентоспособности предприятия определить положение организации на рынке, сформировать решения назревших проблем во всех сферах деятельности - производстве, маркетинге и сбыте, человеческих ресурсах, финансах. В условиях финансового кризиса в России конкуренция обостряется, вследствие чего топ-менеджмент находится в постоянном поиске новых, адекватных условиям конкуренции, инструментов управления организации и рычагов повышения конкурентоспособности. Объектом исследования являются конкурентные преимущества товаров организации на примере ОАО «Большевичка». Предмет исследования - методические подходы к оценке конкурентных преимуществ. Целью дипломного проекта является разработка и обоснование рекомендаций по повышению конкурентных преимуществ ОАО «Большевичка» для достижения стратегических целей организации. Данная цель обусловила постановку следующих задач: · раскрыть понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ; · систематизировать критерии и факторы конкурентоспособности; · оценить конкурентные преимущества в системе формирования стратегии фирмы; · охарактеризовать критерии конкурентоспособности товаров швейного производства; · проанализировать конкурентные преимущества ОАО «Большевичка»; · разработать практические рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации и оценить их.
При проведении исследования использованы такие методы и инструменты, как PEST-анализ, карты стратегических групп, модель пяти сил конкуренции М.Портера, SNW-анализ, SWOT-анализ, методы портфельного анализа, профиль конкурентов, матрица тестирования бизнес-процессов и др. Работа состоит из трех глав. В первой главе изучаются теоретические основы конкуренции и конкурентных преимуществ, как факторов стратегического развития организации. Вторая глава посвящена анализу внешней и внутренней среды и конкурентных преимуществ ОАО «Большевичка» и ее стратегических целей. В третьей главе на основе выявленных во второй главе результатов анализа конкурентоспособности компании разрабатываются мероприятия по улучшению конкурентных позиций и оценивается экономический эффект данных мероприятий.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ конкурентных преимуществ ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка роли конкурентных преимуществ в системе стратегических целей организации
Конкуренция (в переводе с латинского означает «сталкивание») является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие организации стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный продукт. С середины 1980-х гг. понятие конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке позиций организации. В условиях жесткой конкуренции, предприятиям необходимо освоить методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности организации становится барометром ее экономического состояния, одним из критериев оценки несостоятельности организации. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития любой коммерческой организации. Изучение конкурентоспособности важно как для предприятий-производителей, так и продавцов, включая сервисные услуги. Обеспечению конкурентоспособности организации подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, повышением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.
Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации. «Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке; она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке». Сущность конкурентоспособности организации - совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определённого уровня конкурентоспособности. Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: ) конкурентоспособности продукции (услуг); ) ресурсный потенциал организации. Категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность организации» взаимозависимы. Организация не может быть конкурентоспособным, если ее товар/услуга не имеет сбыта. В ряде случаев конкурентоспособность товара/услуги обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде может привести к разорению производителя). «В ходе разработки стратегии организации необходимо анализировать конкурентоспособность товара/услуг, т.е. любая фирма должна постоянно осуществлять текущий контроль и анализ конкурентного преимущества (превосходства) на рынке, на котором она и конкурирующие организации предлагают аналогичные по потребительскому спросу товары или услуги».
Для коммерческого предприятия важное значение имеет определение его конкурентной позиции и конкурентного статуса. Под конкурентной позицией понимается место фирмы на определенном сегменте рынка в сравнении с ее конкурентами. Конкурентная позиция - это положение, которое то или иное предприятие занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и своими преимуществами и недостатками по сравнению с другими предприятиями. Конкурентные преимущества формируются под влиянием множества факторов, которые фирма достигает, формулируя рыночную стратегию. «Конкурентное преимущество системы - это какая-либо эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами». Под конкурентными преимуществами понимается превосходство организации над её конкурентами в экономической, технической, организационной или других сферах деятельности. Являясь относительной величиной, конкурентная позиция всегда и количественно и качественно соизмерима экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокая рентабельность, рыночная доля, более высокий объем продаж). Конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями компании. В отличие от возможностей конкурентное преимущество реально фиксируется в виде предпочтений покупателей. Конкурентные преимущества: имеют разный уровень иерархии; относятся как к продукту товару, так и к организации, отрасли, экономике в целом; основываются на ценовых и неценовых факторах; могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными; могут быть устойчивыми и нестабильными; могут быть уникальными и имитируемыми и т. д. Для организации работ по обеспечению конкурентоспособности организации необходимо определить её стратегию развития, миссию, возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны организации. Определить эти факторы и ответить на все вопросы, возникающие в процессе организации работ, поможет система обеспечения конкурентоспособности (далее - СОК) и полный её анализ. Данная система является открытой и состоит из внешнего окружения и внутренней структуры. К компонентам внешнего окружения относятся: вход, выход системы, связи с внешней средой и обратная связь. Внутренняя структура системы состоит из пяти подсистем: научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей.
Рисунок 1. Система обеспечения конкурентоспособности
К компонентам внешней среды фирмы относятся макросреда, инфраструктура и микросреда, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость работы фирмы. «Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами. Некоторые факторы макросреды оказывают прямое влияние на функционирование фирмы. В принципе, чем больше конкурентоспособность страны, тем выше конкурентоспособных фирм». На рис. 1 показаны связи всех подсистем, что свидетельствует о необходимости соблюдения всех компонентов при решении любой задачи и, в частности, при повышении конкурентоспособности фирмы. Анализ системы начинается с ее «выхода» - выпускаемых организацией продуктов (продукции, услуг, новшеств и т. п.). Принципиальная схема процесса формирования конкурентоспособности организации приведена на рис. 2.
Рисунок 2. Схема процесса формирования конкурентоспособности организации Другой важной составляющей инновационности служат социальные инновации. Технической и инструментальной базой такого рода новаций является набор освоенных социальных технологий. Эффективность технических новшеств определяется системой мер по организации человеческих ресурсов для изменения набора образцов устойчивого поведения, обеспечивающего технические и технологические требования данного новшества. Помимо этого, в технический инструментарий социальных новаций входят методы формирования корпоративных ценностей, корпоративной культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|