Реформа пенсионного обеспечения в РФ. Современная пенсионная система, её структурные элементы и их характеристика
Пенсионная реформа - это кардинальное преобразование основ функционирования пенсионной системы государства в целях обеспечения гарантий выплаты материального обеспечения каждому гражданину в случаях наступления старости, инвалидности или потери кормильца. К основам функционирования пенсий государства относят правовое обеспечение и регулирование, а также организационно-финансовый механизм. До 1917 года в России страхование по старости не входило в сферу интересов государства. Только лицам, находящимся на государственной службе обеспечивалась выплата социальных пособий. С 1920 года уже новая власть признала старость как отдельный вид нетрудоспособности, которая нуждается в пенсионном обеспечении и назначила пенсию работникам высшего образования, но платил ее с 65 лет. В 1928 году работникам текстильной промышленности, в 1929 голу тяжелой промышленности и транспорта. В 1932 все отрасли промышленности были охвачены пенсионным обеспечением и был установлен пенсионный возраст. 60 лет-мужчины, 55лет-женщины. В 1956 году был принят закон о государственных пенсиях, который регулировал механизм расчета и назначения пенсий по старости, по инвалидности, потери кормильца). С середины 1960 года остро стает проблема пенсионной системы России в связи со снижением численности людей в трудоспособном возрасте. Стимулирование активности занятости пенсионеров (з.п + пенсия). С 1964 года был принят закон о пенсиях и пособиях членам колхозов 60 лет – женщины, 65 лет – мужчины. Но с 1968 года был приравнен к «промышленному». В те годы (80-84гг) до начала 90-х пенсионное обеспечение промышленников и колхозников осуществлялось за счет средств фонда государственного и централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников. Оба фонда входили в государственный бюджет страны.
В конце 80-х гг. XX в. Возникают проблемы несбалансированности бюджета страны по причине увеличения расходных частей двух вышеназванных фондов. Встает вопрос о пенсионной реформе с использованием рыночного механизма. С 20.11.90 г. Принят закон «О государственной пенсии в РФ», было принято решение о создании ПФР, были сформулированы принципы обязательного пенсионного страхования. Таким образом, пенсионное страхование было выделено в автономную систему с принятием бюджета ПФР. В 1995 г. была разработана концепция реформы пенсионного обеспечения. Причиной являлась задолженность ПФР перед пенсионерами по выплате пенсий. С этого года (с серидины) пенсия стала считаться с учетом применения индивидуального коэффициента пенсионера (соотношение между средней пенсии и средней з.п. по стране, если одного нет, то не страховая пенсия, а социальная), не меньше 1,2. Начиная с 2001 г. Реформировать ставшую привычной пенсионную систему страны. С 01.01.02 г. кардинально изменены принципы функционирования пенсионной системы России. Новая система базируется на следующих основных принципах: 1) Каждый гражданин подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию; 2) Пенсионное обеспечение застрахованных граждан осуществляется исключительно за счет средств обязательного пенсионного страхования, которые аккумулируются на индивидуальных лицевых счетах граждан, открытых в ПФР; 3) Каждый гражданин имеет право на передачу своих накоплений, как части трудовой пенсии, в негосударственный пенсионный фонд; 4) Определенные категории граждан (военнослужащие, люди отдельных профессий, государственные служащие) в соответствии с зак-вом имеют право на государственное пенсионное обеспечение;
5) При изменении норм зак-ва ранее установленный размер пенсии, полагающийся по нормам нового пенсионного зак-ва и т.д. С 01.01.15 г. пенсионная реформа пришла в следующую стадию. В настоящее время произошла замена трудовых пенсий, которые состояли из страховой и накопительной частей, на две самостоятельные пенсии – страховую и накопительную пенсии. Современная пенсионная система, её структурные элементы и их характеристика. В соответсвии с проводимой в стране пенсионной реформой структура новой пенсионной системы России включает в себя следующие элементы: Ø Государственное пенсионное обеспечение – основано на действии ФЗ от 15.12.01 №166 «О гос. Пенсионном обепечении в РФ» с изменениями и дополнениями. Данный закон устанавливает основании возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Пенсия по гос.пенсионному обеспечению – это ежемесячная гос.денежная выплата, предоставляемая гражданам в целях компенсации их заработка, утраченного в связи с наступлением определенных обстоятельств независимо от наличия или отсутствия права на страховую пенсию. Пенсии финансируются за счет средств федерального бюджета. К таким пенсиям относятся: 1) Пенсия за выслугу лет – назначается фед.госслужащим и военнослужащим; 2) Пенсия по старости – лицам, пострадавшим в рез-те радиационных и техногенных катастроф; 3) Пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, пострадавшим от радиации и военных катастроф; 4) Социальная пенсия – нетрудоспособным граждана, не имеющим право на на пенсию, предусмотренную ФЗ «О страховых пенсиях». Социальная пенсия рассчитывается на основании ст. 18 ФЗ № 166. Право на социальную пенсию имеют женщины с 60 лет, мужчины – с 65 лет, они должны быть гражданами РФ и проживать на территории России (как только выезжают из страны – теряют право). Не выплачивается, если гражданин приступил к работе. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении имеют: 1) федеральные государственные гражданские служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны; 4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 6) граждане из числа космонавтов; 7) граждане из числа работников летно-испытательного состава; 8) нетрудоспособные граждане. На пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют правограждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ. Пенсию по государственному пенсионному обеспечению вправе получать нетрудоспособные граждане, к которым относятся: · дети-инвалиды, · инвалиды с детства, · дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, · граждане из числа малочисленных народов крайнего Севера по достижению 50л – ж, 55л – м.; · граждане 60 л. – ж, 65л. – м., не имеющие право на страховую пенсию. Социальная пенсия по старости гражданам, указанным в пункте 5, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию (в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации). Социальная пенсия не выплачивается нетрудоспособным гражданам (ст. 24 п. 3.2 Закона о государственном пенсионном обеспечении) при их выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, а также гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории Российской Федерации имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства. В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, ст. 18 социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере: 1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, - 3 626 рублей 71 копейка в месяц;
2) инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам - 8 704 рубля в месяц; 2.1) инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), - 7 253 рубля 43 копейки в месяц; 3) инвалидам III группы - 3 082 рубля 71 копейка в месяц. Размер социальной пенсии ежегодно индексируется с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации Ø Обязательное пенсионное страхование – регулируется: 1) ФЗ от 15.12.01 №167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании РФ», 2) ФЗ от 24.07.09 № 212 «О страховых взносах в ПФР в ФСС «ФФОМС» 3) ФЗ от 01.04.96 № 27 «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» 4) ФЗ от 28.12.13 № 400 «О страховых пенсиях» 5) ФЗ от 29.12.13 № 424 «О накопительной пенсии» 6) Указами Президента РФ, постановлениями Правительства, нормативными актами ПФР. Обязательное пенсионное государственное страхование – система, создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию заработка, получаемого до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное страховое обеспечение – выплаты гражданам ПФР страховой и накопительной пенсий, формирование которых осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В соответствии с № 400 ФЗ с 01.01.15 г. на территории России устанавливается 2 вида пенсий: 1) Страховая пенсия, которая зависит от результатов труда человека и складывается из дифференцированной (расчетной) части и фиксированной части, размер которой определяется законодательством ежегодно с учетом наличия иждивенцев. Видами страховой пенсии является: - страховая пенсия по старости; - страховая пенсия по инвалидности; - страховая пенсия по случаю потери кормильца. 2) Накопительная пенсия, которая выплачивается гражданину в пределах денежных сумм, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Право на страховую пенсию определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о страховых пенсиях. Пенсия назначается гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в России, застрахованным в соответствии с Законом о пенсионном страховании. Страховая пенсия складывается, по сути, из 2-х частей: - собственно страховой – дифференцированной части, которая зависит от результатов труда человека и выражается в индивидуальном пенсионном коэффициенте; - фиксированной части, которая определяется постановлениями Правительства РФ Страховая и накопительная пенсии формируются за счет страховых взносов, которые уплачиваются работодателями в течении всей трудовой деятельности работника. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, т.е. самозанятое население уплачивают взносы самостоятельно. (212 ФЗ) Суммы поступающих страховых взносов накапливаются и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открываемых на каждого гражданина в ПФ. (27 ФЗ) Ø Дополнительное негосударственное пенсионное страхование и обеспечение.
Страховщиками по дополнительному (добровольному) негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию могут выступать негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Оба института разрабатывают пенсионные правила, которые содержат виды пенсионных схем (т.е. порядок уплаты взносов и выплат пенсионных накоплений), направления и порядок размещения временно свободных средств, иными словами содержание и условия пенсионных договоров. Ø Добровольное негосударственное пенсионное обеспечение возлагается на НПФ. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) действуют на территории России в соответствии с федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах). Согласно ст. 3 Закона о НПФ вкладчиками фонда являются юридические и физические лица, перечисляющие пенсионные взносы в пользу участников (физ. лица). Участниками фонда могут выступать граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, которым производятся или должны производиться выплаты негосударственных пенсий. Деятельность НПФ включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фондов и выплату негосударственных пенсий участникам фондов. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения. Деятельностью НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение граждан на основании заключаемых договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Вкладчиками являются - физические или юридические лица, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд; Участником является - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и НПФ пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу; Страховщиками по ОПС наряду с ПФР могут выступать негосударственные пенсионные фонды в части накопительной пенсии. Негосударственный пенсионный фонд – это организация, исключительной деятельностью которой является обязательное пенсионное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии ЦБ РФ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Деятельностью НПФ по обязательному пенсионному страхованию является обеспечение граждан накопительной пенсией на основании заключаемых договоров об ОПС. Договор об ОПС – это соглашение между НПФ и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу (физ. лицо) обязательной накопительной пенсии, либо осуществить выплату правопреемникам застрахованного лица. Страхователь - физическое или юридическое лицо, обязанное перечислять страховые взносы на финансирование накопительной пенсии в пользу застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Это означает, что НПФ могут функционировать параллельно с Пенсионным фондом РФ, осуществляя те же полномочия, в части накопительной пенсии.
Ø Добровольное негосударственное пенсионное страхование осуществляется страховыми компаниями
Пенсионное страхование – это разновидность страхования жизни, предусматривающее, начиная с оговоренного момента времени, пожизненную выплату ренты (пенсии) в обмен на уплату единовременно или в рассрочку страховой премии (взносов). Страховщиком является страховая компания по страхованию жизни, имеющая соответствующую лицензию ЦБ РФ, функционирующая на основании Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп.) и заключающая со страхователем договор личного страхования. Договор носит долгосрочный характер, заключается со страхователем (физ. и юр. лица) в пользу застрахованного лица (физ. лицо). В таком виде страхования страхователь может быть одновременно застрахованным лицом, если заключает договор в свою пользу. Существенные условия договора личного страхования определяются положениями гл. 48 ГК РФ и пенсионными правилами конкретной страховой компании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|