Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
В последнее время все большую популярность и широкое распространение получают игровые и конкурсные программы как один из видов досуговой деятельности россиян. На телеэкране и на площадках дворцов и домов культуры все чаще являют себя веселый энтузиазм и здоровое соперничество аудитории, готовой дерзнуть самоутвердиться и получить за это весьма ощутимое материальное удовлетворение. Перед сценаристами и режиссерами подобных программ стоит непростая и ответственная задача эстетически и этически обеспечить эту естественную человеческую потребность. И в этом случае профессиональная подготовка к подобного рода деятельности есть необходимое условие для практической реализации творческого замысла специалиста. Итак, что такое игровая программа? Прежде всего, это совокупность и определенная последовательность игры. Но тут же возникает вопрос: а что есть игра? Игра есть моделирование определенных жизненных ситуаций, существование которых в реальности невозможно либо нежелательно, и проживание в этой модели сторон, участвующих в игре. Другими словами, игра есть замена безусловных реальных обстоятельств предлагаемыми обстоятельствами, аналогичными первым, но условными по отношению к ним. Необходимо помнить, что речь идет о создании не заимствованной из каких-либо источников, а оригинальной игры. Придумать игру-это значит определить и сформулировать основные драматургические понятия игры: 1. Игровой замысел. 2. Игровой конфликт. 3. Игровая ситуация. 4. Игровое действие. 5. Игровые правила. 6. Игровое пространство. 7. Игровой материал. Разберемся в сути этих понятий. Игровой замысел определяет цель и задачи игры.
Игровой драматургический конфликт - это противоречие между спросом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее участников. Развитие этого конфликта идет по убывающей, и он разрешается тогда, когда предложение становится равнозначным по спросу. Игровая ситуация есть расстановка сторон, участвующих в игре, в определенный момент времени. Игровое действие - это заданное действие участников игры, в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую. Игровые правила - это правила, по которым происходит игровое действие. Игровое пространство - это совокупность площадок, на которых происходит игра. Игровой материал представляет собой тот реквизит, которым в случае надобности пользуются в игре. Композиция игры, как и игровой программы в целом, представляет собой "контрапункт", т.е. сочетание самостоятельных действий в одном драматургическом целом. А само понятие композиции можно определить как мотивированное распределение и последовательность отдельных драматургических модулей в одном драматургическом целом. Композиция игр и игровых программ универсальна, а о видовом разнообразии и типологии игр речь в данной разработке не идет. Уяснив, что такое игра и игровая программа, можно перейти к разбору театрализованной игровой программы. Можно сказать, что театрализованная игровая программа - это программа, драматургически выстроенная и подразумевающая образное решение, что достигается путем привлечения художественных выразительных средств и потому связано с областью искусства. Игра в подобной программе подается в художественной форме и театральными средствами. Каким же образом создается драматургия театрализованной игровой программы? Во-первых, одним из признаков театрализации является наличие художественного приема, используемого в игровой программе. Художественный прием - это образное решение и воплощение в конкретную художественную ткань композиционной схемы, создающее драматургическую целостность всей игровой программы. Композиционная схема может являться общей для целого ряда театрализованных игровых программ. Художественный прием единствен для каждой театрализованной игровой программы, где он может быть заменен термином "интрига". В этом случае интрига - художественная, образная разработка направления игровых действий и последовательность игровых ситуаций. А это, в свою очередь, определяет и раскрывает взаимодействие сторон, участвующих в играх.
Во-вторых, одним из способов театрализации игровой программы является создание игрового эпизода, включающего в себя интермедию и непосредственно игру, которые драматургически связаны друг с другом. Интермедия - это вставная сцена, исполняемая между отдельными частями драматургического произведения, а в нашем случае - это сценическая миниатюра, предваряющая игру в отдельном игровом эпизоде театрализованной игровой программы. Какова функция интермедии? В игровом эпизоде она определяет и художественно организует игровое пространство для последующей игры, являющейся логическим продолжением интермедии. В данном случае игровое пространство - это безусловное либо условное художественно решенное пространство, в котором создаются игровые ситуации и происходят игровые действия. Кроме того, интермедия является эмоционально-образным введением в начальную игровую ситуацию. В конечном счете интермедия является средством театрализации для всей игровой программы в целом, поскольку она подчинена художественному приему и осуществляется с помощью художественных выразительных средств. Типажи либо персонажи, действующие в интермедии, становятся своеобразными ведущими игры, и вся игра проводится в образном и смысловом ключе, заданном интермедией. В-третьих, театрализация игровой программы может достигаться включением в игровой эпизод вместо интермедии дивертисмента, т.е. вставного концертного номера, который дается в дополнение к игре и имеет с ней логическую (причинно-следственную) или смысловую связь.
При отсутствии интермедии определенная степень театрализации может осуществляться путем создания ведущими художественных образов и типажей, сущность которых и общение между собой и с участниками игры имеют опять-таки смысловую и логическую связь с игрой. Прилагаемый ниже сценарий театрализованной игровой программы "Хорошо там, где нас нет" дает наглядный практический пример реализации теоретических основ драматургии театрализованной игровой программы в конкретный конечный результат творческого процесса театрализации как отдельного игрового эпизода, так и всей игровой программы в целом. Полезно сразу оговорить, что художественный прием, с помощью которого создается драматургическая целостность сценария, определен и сформулирован как "экзотическая кругосветка". «Хорошо там, где нас нет» Сценарий театрализованной игровой программы. Вступление Игровая программа осуществляется в зрительном зале на сценической площадке. Ведут ее восемь человек (четверо мужчин и четыре женщины). Звучат позывные радио России. Занавес открывается. На сцене - восемь ведущих, одетых в будничную затрапезную одежду. Посредством фонограммы звучит "ассорти" из фрагментов рекламы, новостей и т.п. Через определенные промежутки времени ведущие один за другим от величайшей скуки замертво падают на сцену. После падения последнего на сцене воцаряется тишина. Ведущие медленно встают. Звучат куплеты ведущих. Ведущие: Постыла нам родная дребедень! Ну до чего наскучило, о боже, одно и то же слышать каждый день и видеть каждый день одно и то же. Под пальмой, как под зонтиком, эх, нам бы свить гнездо! Экзотикой, экзотикой мы грезим от и до! Все буднично, как обод колеса, худой хомут и ржавая подкова. Заморские нам снятся чудеса. И мы хотим чего-нибудь такого. мы бредим от и до! Отныне впору сдвинуться с ума, Здесь-рынок, Жириновский и зима. А где-то там - мулатка у кокоса. Под пальмой, как под зонтиком, эх, нам бы свить гнездо! Экзотикой,экзотикой мы бредим от и до! Ведущие: - Хочу мулатку! -Хочу кокос! - Хочу чего-нибудь такого! - Какого? -А этакого! -Экзотического! Ведущие обращаются к залу. - А вы хотите? Зал дружно отвечает: -Хотим! Ведущие закрывают глаза, разводят руки с выступлениями указательными пальцами, сводят руки, чтобы пальцы коснулись друг друга. Выбор сделан. Ведущие. – Всё ясно! - Дикий Запад! - Салун для ковбоев!
Ведущие убегают за кулисы, чтобы вновь предстать перед залом уже в качестве ковбоев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|