Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О нравственности в хадисах




ИСЛАМСКАЯ

НРАВСТВЕННОСТЬ

На сайте аятоллы Макарема Ширази




 

اخلاق اسلامی در سایت آیت الله مکارم شیرازی

ترجمه شده به زبان روسی

مترجم: آیرات بایشف

 

 

Исламская нравственность

На сайте аятоллы Макарема Ширази

Перевод и составление: Айрат Баешев

Тираж: 1000

Издание: Первое

Год издания: 2011

Количество страниц: 291

Издательство: Имам Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ним)


 

Содержание

 

Глава 1. Важность нравственности. 7

Глава 2. Роль нравственности в жизни общества. 13

Глава 3. Знание. 18

Глава 4. Знающий, но не практикующий. 23

Глава 5. Счастье и несчастье. 27

Глава 6. Самопознание и познание Аллаха. 32

Глава 7. Упование на Аллаха. 40

Глава 8. Любовь ради Аллаха. 46

Глава 9. Коран – путь исцеления. 50

Глава 10. Тайны молитвы. 56

Глава 11. Искренность и смиренность в молитве. 64

Глава 12. Ночная молитва. 68

Глава 13. Ценность разума. 75

Глава 14. Друзья и дружба. 80

Глава 15. Братство в Исламе. 84

Глава 16. Соблюдение договоров. 89

Глава 17. Родственные связи. 92

Глава 18. Права соседей. 96

Глава 19. Доброе отношение к родителям. 100

Глава 20. Ласковое отношение к сиротам. 108

Глава 21. Этика собраний и встреч. 112

Глава 22. Исламское гостеприимство. 118

Глава 23. Брак – жизненно важная необходимость. 122

Глава 24. Качества достойной жены. 126

Глава 25. Труд и усердие во благо семьи. 130

Глава 26. Блага Аллаха. 135

Глава 27. Покаяние. 139

Глава 28. Искренность в религии. 146

Глава 29. Богобоязненность. 153

Глава 30. Чистое сердце. 162

Глава 31. Терпение. 167

Глава 32. Скупость и щедрость. 173

Глава 33. Правда и ложь. 180

Глава 34. Смелость и трусость. 186

Глава 35. Благодарность и неумение благодарить. 192

Глава 36. Призыв к благому. 200

Глава 37. Иблис – враг человечества. 204

Глава 38. Грехи и их последствия. 212

Глава 39. Следование страстям. 220

Глава 40. Борьба со страстями. 227

Глава 41. Высокомерие. 231

Глава 42. Зависть. 240

Глава 43. Злословие, сплетни, клевета. 247

Глава 44. Порицание упрямства. 252

Глава 45. Подозрительность и плохое мнение. 257

Глава 46. Гнев и его последствия. 263

Глава 47. Сдержанность и кротость. 272

Глава 48. Необдуманная поспешность. 277

Глава 49. Беспечность в ближнем мире. 281

Глава 50. Любовь к мирскому. 285

 


Глава 1. Важность нравственности


Тема нравственности является одной из самых важнейших тем, упомянутых в Священном Коране. Многочисленные аяты последнего небесного писания прямо или косвенно призывают мусульман к обладанию добрым нравом, ведь по логике религии улучшение нравственности человечества является одной из основных целей ниспослания пророков. Без наличия приветствуемой нравственности религия теряет для людей всяческий смысл, и не принесет им пользу в вечной жизни загробного мира. С уверенностью можно сказать, что человек лишь тогда достоин называться человеком, когда он обладает прекрасными нравственными качествами. В ином случае он подобен хищному зверю, который, обладая разумом человека, сокрушает и уничтожает все вокруг себя. Внешне он может походить на вполне приличного и воспитанного человека, но внутри него полыхает пожар, возникший в результате отсутствия морали. Он перестает различать дозволенное и запретное, он перестает понимать, где справедливость, а где угнетение. Добрый нрав это украшение каждого верующего в этом мире и радость в мире загробном, ведь именно посредством доброго нрава мусульманин приближается к Всевышнему Аллаху.

Итак, очищение души от отрицательных качеств и последующее приобретение прекрасных нравственных качеств это важнейшая задача каждого мусульманина, так как это и является одним из видов совершенствования души. А совершенствование души посредством поклонения Всевышнему Аллаху является смыслом жизни человека в этом мире.

 

О нравственности в Коране

 

О важности нравственности сказано во многих аятах Священного Корана. В 164-ом аяте суры «Семейство Имрана» говорится: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении».

Данный аят указывает на то, что Всевышний Аллах отправил к людям Пророка для выполнения нескольких важных задач. И одной из основных задач пророческой миссии Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) является очищение душ верующих, воспитание в них прекрасных нравственных качеств. Аят заявляет, что Аллах оказал верующим величайшую милость, когда отправил к ним Пророка, который очищает их внутренний мир. Воистину, миссия Пророка, одной из целей которой является возрождение и развитие в сердцах человечества нравственных и моральных начал, это огромная милость Аллаха по отношению к верующим. Сам Посланник Аллаха неоднократно говорил мусульманам: «Поистине, я был послан для того, чтобы довести до совершенства достоинства нравственности и морали». [1]

В этом аяте присутствует еще один интересный момент. Помимо того, что одна из целей миссии Пророка заключается в очищении душ верующих и их воспитании, другой не менее важной целью в соответствии с аятом является обучение их Писанию и мудрости. То есть Посланник Аллаха одновременно воспитывает верующих и обучает их. В соответствии с учением исламской религии обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом, так как воспитание дополняет обучение, а обучение дополняет воспитание. Полезные знания повышают уровень нравственности и морали, в свою очередь нравственность повышает уровень и качество знаний человека, способствует лучшему восприятию нового. Почему? Ответ очень прост. Ибо если человек не сможет очиститься от таких отрицательных черт характера как гордыня, упрямство, самодовольство, фанатизм, то они будут постоянно закрывать ему дорогу для верного осмысления окружающего мира. Они затворят его разум и сердце, и не дадут ему воспринять истину такой, какая она есть. Именно поэтому наличие доброго нрава и отсутствие отрицательных нравственных качеств так важны в Исламе.

О ценности очищения души и украшении ее прекрасными моральными качествами говорится также и в суре «Солнце». В этой суре Всевышний Аллах клянется самой длинной клятвой, которая упоминается в Священном Коране. И эта самая длинная клятва произносится для подчеркивания значимости очищения души, для подчеркивания важности нравственности. Итак, в суре сказано:

«Клянусь солнцем и его сиянием!

Клянусь луной, которая следует за ним!

Клянусь днем, который выявляет его сияние!

Клянусь ночью, которая скрывает его!

Клянусь небом и клянусь Тем, Кто его воздвиг!

Клянусь землей и клянусь Тем, Кто ее распростер!

Клянусь душой и клянусь Тем, Кто придал ей соразмерный облики внушил ей порочность и богобоязненность!»

И после всех этих клятв Всевышний Аллах переходит к основной теме – теме очищения души, для чего и были произнесены все эти клятвы: «Преуспел тот, кто очистил ее (то есть душу), и понес урон тот, кто опорочил ее». [2]

Эта же тема прослеживается в еще одном аяте Священного Корана. В нем говорится: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву». [3] Всевышний Аллах учит в этих аятах, что преуспеет в жизни лишь тот человек, который очистит свою душу от всего дурного и украсит ее прекрасной нравственностью. А это возможно лишь посредством поминания Аллаха, послушания и поклонения Ему.

 

О нравственности в хадисах

 

В многочисленных высказываниях безгрешных предводителей исламской общины содержатся ценнейшие указания о важности доброго нрава. Посланник Аллаха и имамы из его рода неустанно трудились для того, чтобы каждый мусульманин стал обладателем доброго нрава, так как прекрасная нравственность это важнейшая часть религии. Пророк Ислама (да благословит Аллах его и его род) наставлял своих последователей: «Важнейшими условиями вступления человека в рай являются набожность и добрый нрав». [4]

В другом хадисе от Посланника Аллаха сказано: «Воистину, раб божий, который обладает прекрасной нравственностью, подобен человеку, постящемуся днями и молящемуся ночами». [5]

Однажды Повелитель правоверных Имам Али обратился к своему сыну Имаму Хасану (да будет мир с ними): «О мой сын! Никакое богатство не сравнится с мудростью и никакая нищета не сравнится с невежеством. Нет ничего отвратительнее высокомерия. И ничто не приносит человеку большего счастья, чем наличие доброго нрава и прекрасных моральных качеств». [6]

Имам Хасан говорил: «Воистину, наилучшее из лучшего это наличие доброго нрава». [7]

Имам Садик (да будет мир с ним) следующими словами описал пользу прекрасной нравственности: «Знайте, что благодеяния и добрый нрав благоустраивают города и продлевают жизнь человека». [8]

И еще один пророческий хадис, который показывает, насколько ценна и значительна в Исламе тема нравственности. Посланник Аллаха сказал: «Прекрасная нравственность это половина религии». [9]

 

Люди великого нрава


Посланник Аллаха и безгрешные имамы из его семейства являются примерами совершенных людей, обладающих самыми совершенными нравственными качествами. Ведь не зря Всевышний Аллах обращается в Коране к своему Пророку: «Воистину, ты человек великого нрава». [10]

Имам Хусейн (да будет мир с ним) рассказывал про великий нрав своего деда Пророка Ислама: «Посланник Аллаха дарил каждому своему собеседнику часть себя. И каждый его собеседник был уверен в том, что он является самым дорогим человеком для Посланника Аллаха». [11]

В исламской литературе имеется огромное количество историй и рассказов о Пророке Ислама, которые знакомят читателей с его превосходным нравом, притягивающим к себе всех окружающих. Вот один из этих рассказов:

Нуман ибн Амру Ансари был одним из сподвижников Посланника Аллаха. Однажды один араб из окрестностей Медины прибыл в город и привязал своего верблюда возле мечети, а сам вошел в мечеть. Несколько человек подшутили над простодушным Нуманом: «Нуман, давай зарежь этого верблюда и мы разделим его мясо, а потом Посланник Аллаха заплатит тому арабу его цену». Простодушный Нуман согласился и зарезал верблюда. Через некоторое время хозяин верблюда вышел из мечети и, увидев зарезанное животное, поднял крик. Он начал звать Посланника Аллаха для восстановления справедливости. Испуганный Нуман в страхе убежал подальше от мечети.

Пророк услышал крики и вышел из мечети. Увидев убитого верблюда, он спросил:

– Кто сделал это?

– Это сделал Нуман, – ответили люди.

Посланник Аллаха послал человека, чтобы тот разыскал Нумана. Тот некоторое время походил по улицам Медины в поисках Нумана и, наконец, нашел его, спрятавшегося в яме и прикрывшегося травой, чтобы никто не заметил его. Посланный человек вернулся к Пророку, сообщил ему, где скрывается беглец, и Пророк в сопровождении нескольких сподвижников подошел к укрытию Нумана.

– Уберите с его лица траву! – велел Посланник Аллаха.

Сподвижники убрали траву и беглец вышел из своего укрытия. Испуганный с прилипшей ко лбу травой он стоял перед Пророком.

– Эй, Нуман, что это ты сделал? – задал ему вопрос Пророк.

– Клянусь Аллахом, те люди, которые выдали место, где я спрятался, посоветовали мне зарезать верблюда.

Посланник Аллаха вместо того чтобы разгневаться на него улыбнулся, убрал с его лба остатки прилипшей травы, и сам расплатился за убитого верблюда.

Другой человек наказал бы провинившегося Нумана. Но не таков был Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Зная простодушие своего сподвижника, и зная, что его хитростью принудили к этому делу, он простил его и сам расплатился за верблюда. Таков был великий нрав Пророка Ислама.

 

Имам Саджад и араб

 

Безгрешные имамы из рода Пророка Ислама также обладали великим нравом. Вся их жизнь, все их поступки являются гордостью и достоинством их последователей. Однажды Имам Саджад (да будет мир с ним) с группой мусульман находился в своем доме в Медине. Неожиданно к его дому подошел некий человек и начал осыпать его ругательствами. Имам ничего не сказал ему в ответ. После того как человек ушел, имам обратился к присутствующим:

– Вы слышали, что сказал тот человек? Теперь я хочу, чтобы вы пошли со мной к его дому. Я хочу дать ему ответ.

– Да, мы пойдем с тобой, – ответили они.

Все вышли из дома и направились к тому человеку. По пути Имам Саджад повторял аят: «Которые сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». [12] Когда они подошли к дому человека, обругавшего имама, Имам Саджад сказал:

– Скажите ему, что пришел Али ибн Хусейн. Пусть он выйдет.

Тот человек подумал, что имам пришел отругать его в ответ. Увидев его, Имам Саджад обратился к нему:

– О брат, ты пришел ко мне и сказал про меня плохое. Если то плохое, что ты сказал, действительно есть во мне, то я прошу Господа простить меня. Если же того, что ты сказал, во мне нет, то я прошу Господа простить тебя.

Изумленный человек, не ожидавший услышать подобного ответа, промолвил:

– Того, о чем я говорил, конечно же в тебе нет. Я более достоин того плохого, что я сказал.

Завершим эту главу молитвой Имама Саджада из сборника молитв четвертого имама «Ас-сахифа ас-саджадийа». Данные молитвы являются ценным уроком для всех верующих людей:

«Господи! Благослови Мухаммада и его род и дай мне умеренность в делах, введи меня в число праведников! Сделай меня наставителем на стезю истины и одним из добродетелей! В Судный День дай мне счастье и спаси от адского огня! О Господи! Лиши меня любого качества, в котором нет блага для меня, и оставь мне качества, способные улучшить мой духовный мир, ибо без Твоей поддержки душа обречена на гибель».

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...