Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деликатное уличение во лжи




 

Секрет моего приема ясен. Дело не в самих физических действиях, как таковых, а в той правде и вере, которые эти действия помогают нам вызвать и чувствовать в себе.

К. С. Станиславский

 

Суть игрового приема состоит в предотвращении желания допрашиваемого дать ложные показания. При первых симптомах ложности в показаниях допрашиваемого нужно остановить, сообщив при этом, что многие в его положении пытаются давать неправильные показания, надеясь изменить ситуацию в лучную для себя сторону. Следователь показывает, что понимает это, сопе­реживает допрашиваемому, но ложные показания в ряде случаев могут навредить самому допрашиваемому или его близким (обви­няемому), потому что ложность по скоростным параметрам или ди­намике маневра может интерпретироваться в сторону отягощения вины. Механизм преступления - очень сложная композиция и запу­тывать его больше, чем он есть в реальности, нецелесообразно. Ложь лучше предупредить, чем впоследствии преодолевать допол­нительными приемами с конфликтными проявлениями, т. к. лгущий впоследствии будет держаться за свою ложь даже в ущерб себе.

2.61. Демонстрация слабых мест в показаниях в ар­гументах

 

Чем больше ум и образование человека, тем ложь его вреднее для него и других. Л.Н. Толстой

 

Демонстрация слабых мест и показаний состоит в расчленении материала таким образом, чтобы были ясно различимы отдель­ные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения», «это и то полностью ошибочно». При этом целесообраз­нее не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а преимущественно ориентироваться на слабые места и попытаться именно их и опровергнуть.

Целью приема является выделение слабых мест, а через них выйти на сокрытую информацию.

С одними и теми же средствами, но с различными целями мож­но достичь противоположных результатов. Главная цель порожда­ет систему второстепенных целей, поэтому следователь должен обнаружить проблему в следственной ситуации и поставить зада­чу, из которой вытекает и цель. В ходе реализации метода цель может корректироваться за счет получения новых данных.

Анализ процессуально-значимых диалогов

 

Криминалист может в процессе слушания в знак согласия по­качивать головой, пересаживаться ближе к участнику действия, или, напротив, увеличивать расстояние до говорящего, подчерки­вая свое несогласие с его точкой зрения или демонстрируя свое недоверие определенной информации.

Интерпретировать содержание диалога с участником процес­суального действия - это значит:

- определить главный смысл всего речевого поведения парт­нера, т. е. того, что он хотел достичь, общаясь со следователем;

- расчленить главную цель его деятельности на древообраз­ную систему целей,

- обнаружить в речевых и неречевых формах поведения уча­стника следственного действия доказательства подтверждения версий относительно системы целей;

- сопоставить предпосылки (исходные данные) анализируемой ситуации и результаты, достигнутые (не достигнутые) участни­ком следственного действия;

- сформулировать выводы обобщений и оценок, дедуктивно не вытекающих из анализируемой деятельности, но по косвен­ным доказательствам поведения партнера, свидетельствующих о сокрытии определенной информации, вероятность существова­ния которой связана с наличием главной и второстепенных целей деятельности анализируемого лица;

- истолковать скрытый материал путем анализа связей ис­ходной следственной ситуации и результатов деятельности ана­лизируемого лица, с одной стороны, а с другой - связей извест­ных, установленных фактов с фактами, скрываемыми участни­ком следственного действия.

Интегрирование тактических игровых элементов

 

Большое счастье - желать, еще большее счастье - мочь, но самое большое счастье - преодолеть.

Народная мудрость

 

Интегрирование в криминалистике - это создание из элемен­тов приемов, методов и доказательств внутреннего единства, это создание ценностно-ориентированного единства информации о преступлении, его исполнителях, особенностях механизма пре­ступного действия, расследования и защиты.

Механизм интегративной тактики:

- это логико-психологическое преобразование исходной ин­формации с поэтапным переформированием целей и задач по ка­ждому из этапов;

- это Синтезирование методов и приемов, а также их адапта­ция к интегрированию;

- это распределение приоритетов при проверке версий и опре­делении границ этапов, в рамках которых планируется тактика операций и отдельных следственных действий;

- это формирование системы целей и распределение их на «дереве целей» согласно тому или иному этапу расследования и защиты.

Тактика с этих позиций складывается в живой организм, в ко­тором есть стратегический центр - главная цель, подчиняющая себе тактические задачи отдельных следственных действий. Каж­дое следственное действие обладает также системой целей, среди которых есть главные и второстепенные, промежуточные и ко­нечные. Но все они в комплексе должны быть подчинены глав­ной цели, определенной стратегии.

«Нет ничего столь совершенного, чтобы быть свободным от вся­ких упреков». Эзоп

Семичленная формула

 

Удваивать себя - великое чудо, и величие его недоступно тем, кто убеждает, что способен себя устраивать.

Монтень

 

Корректность вопроса предполагает осмысленность, мотивированность, обоснованность, вытекающие из исходных данных.

Корректность любого содержит в себе прогноз на ответ и от­слеживается по каналам обратной связи, вопрос корректируется по ходу ответа и развивается уточняющими вопросами по схеме семичленной формулы.

Семичленная формула восполняющих вопросов: кто, что, где, когда, как, чем, зачем?

Методика использования формулы Квинтилиана состоит в том, что любая проблема, встающая перед следователем по пово­ду расследуемого дела, может фильтроваться через все семь вопросов. Крепость каждого следственного суждения может прове­ряться этой семичленной формулой.

Но самое интересное то, что каждый из предлагаемых семи вопро­сов может комбинироваться с каждым из последующих, например:

Кто - что, кто - где, кто - когда, кто - зачем, кто - чем? Где - кто, где - чем, где - зачем, где - что, где - когда?

Семикратный поиск1 как метод является универсальным в интегративной тактике. Он объединяет все методы процесса позна­ния криминальной и криминалистической действительности.

Эти вопросы означают: кто и какие средства использует для решения проблемной следственной ситуации, каким образом возникла ситуация и как из нее можно выходить (вернуться к на­чалу следствия и начать все с нуля; преобразовать методы работы и продолжить работу дальше новыми методами и в новом на­правлении или в серии новых направлений, преобразовать исход­ные данные, иначе их истолковать, найти информацию, которая не была предметом глубокой проверки, но могла бы повлечь за собой развитие процесса выхода из тупика... Стратегия «семи­кратного анализа» позволяет:

- через систему семи вопросов проверить исходные данные с максимальной критикой и найти дефекты на начальном этапе расследования обстоятельств преступления;

- просмотреть каждый вопрос и возможный ответ через приз­му аналогов;

- проконтролировать в семикратном варианте каждый из эта­пов процесса вхождения в тупиковую ситуацию и соответственно обнаружить систему альтернатив для выхода из ситуации;

- упростить и усложнить исходные данные для сформирова­ния оснований построения серии новых экспертиз;

- интегрировать все возможные приемы и методы, умножить по­тенциал следственного действия для установления истины;

- при построении ранжировать информацию, расставлять ее по хронологии и по значимости, по наличию связей, по системам использования.

Интегрировать, собирать и разбирать информацию, строить макеты, игры, которые позволяют рефлексировать:

- думать за противника;

- думать за помощников;

- думать за зрителей;

- думать за прокурора, надзирающего за расследованием;

- думать за адвоката, защищающего будущего обвиняемого;

- думать за государственного обвинителя;

- думать за судью, рассматривающего дело;

- думать за начальника следственного отдела;

- думать за коллег, которые вели аналогичные дела и были в аналогичной ситуации;

- думать за себя, которому достанется позор и слава, радость и горе, поражение и победа...;

- думать за проблему, которая находится в руках, как тяжелый чемодан на вокзале, как неродившийся долгожданный ребенок, как неполученная и неистраченная зарплата, как нежданный по­дарок судьбы...

Искать ключевое слово к решению проблемы, например, к по­строению композиции допроса, к сценарию судебных прений, к системе защиты по делу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...