Игровая тактика формулирования вопросов1
Игровая тактика формулирования вопросов слагается из этапов: 1. Определение задач взаимодействия. 2. Формулирование системы вопросов, подлежащих выяснению. 3. Системотехника вопросов: последовательность, непротиворечивость, стиль, сопряженность с тактическими приемами, эмоциональное балансирование психических воздействий вопросов, чтобы сформировать контактные формы взаимодействия и не разрушать до определенного необходимого периода. 4. Исполнение вопросов в процессе следственного действия, сопряжен с рядом целевых функций: - построение сценария; - «репетиция» допустимости воздействия; - активизация интеллектуальной и речемоторной деятельности партнера в заданном направлении; - захват и удержание инициативы во взаимодействии; - рефлексивное управление процессом взаимодействия; - предоставление возможностей для самовыражения относительно расследуемого преступления; - контроль за реакциями партнера и качеством передаваемой информации; - оценка результатов. Активизация вопроса
Если подозреваешь кого-нибудь во лжи - притворись что веришь ему; тогда он лжет грубее и попадается. Если же в его словах проскользнула истина, которую он хотел бы скрыть, - притворись неверящим; он выскажет и остальную часть истины. А. Шопенгауэр
Вопрос можно рассматривать как объект, который может центрировать на себя внимание, отвлекать внимание, нейтрализовать внимание, формировать среду безразличия. Вопрос надо поместить в центр ситуации, надо выставить напоказ, нарядить, украсить... Вопрос должен вскрыть проблему, как скальпель вскрывает нарыв-Вопрос должен обострить неопределенное, обнажить подход к истине, раскрыть к ней двери, впустить в душное хранилище тайн воздух поиска...
Главное в приеме - найти место каждому вопросу и не выводить вопрос из центра внимания, пока он не отработает поставленную для него задачу. Ситуация напоминает симфонический оркестр, который ожидает своего дирижера, настраивая инструменты и обостряя процессы ожидания, но каждый инструмент (вопрос) играет при этом свою собственную партию. Острая «приправа» профессионального риска оттеняет профессиональную пригодность человека, знающего, где войти в ситуацию и где и когда из нее выйти. 2.58. Аргументация в процессах межличностного взаимодействия
Не лгать, но и всей правды не говорить. Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда, - это кровопускание из самого сердца нашего. Бальтасар Грациан
Аргументация - приведение доводов, аргументов в пользу чего-либо. Аргумент - логический довод, служащий основанием доказательства1. Аргумент - это суждение, посредством которого обосновывается истинность другого суждения. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны отвечать следующим требованиям2: а) аргументы должны быть истинными суждениями, истинность которых устанавливается независимо от тезиса; б) аргументы должны быть достаточным основанием для доказываемого тезиса. Нарушения указанных правил приводит к логическим ошибкам, делающим доказательства некорректными. Используемые в следственной работе аргументы традиционно делятся на две группы: обращенные к исследуемой и обсуждаемой следственной ситуации, обращенные к личности процессуального партнера следователя. Аргументация должна адаптироваться: - к следственной ситуации, форма которой диктует форму аргументов; - к криминальной ситуации - преступлению, содержание которого предопределяет содержание аргументов;
- к личности процессуального партнера, психические качества которого определяет темп аргументации, адресность, акценты, формы заполнения пауз и их длительность и т. д.; - к личности следователя - исполнителя композиции аргументов, сочетание которых должно звучать, как симфонический оркестр. При этом формируется иллюзорная оценка действительности, мешающая адекватному выходу из ситуации. Субъект не анализирует свой неуспех, а игнорирует его, объясняя причинами, не относящимися к собственной личности, перенося ответственность за неудачи на других лиц или случайное стечение обстоятельств1. Следователь вынужден работать с психотравмированным субъектом, и это вызывает потребность следовать ряду правил. Активное слушание партнера налагает на следователя ряд тактических обязанностей: - проявлять уважение к личности говорящего партнера, не прерывать его, не отвлекать посторонними движениями; - лицо следователя и вся его фигура должна выражать заинтересованность в личности говорящего. В молчаливом внимании следователя к говорящему проявляются контактоформирующие предпосылки дальнейшего откровенного диалога; - предоставить говорящему партнеру возможность самореализации. Следователь обязан помочь партнеру раскрыться, освободиться от психотравмирующей информации, от гнетущего ощущения одиночества в замкнутом психологическом пространстве; - оказать обвиняемому (подозреваемому) психологическую помощь, сбалансировать систему мотиваций, направить в позитивное русло установки, оказать воздействие на смену и переоценку былых «ценностей», которые, возможно, и привели обвиняемого в настоящее состояние. Древнегреческий философ Гераклит обоснованно утверждал: «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно». Демонстрация отсутствия (демонстрационное легендирование следователем и декодирование защитником)
Блистать своим отсутствием. М.-Ж. Шенье
Демонстрация отсутствия является одним из самых тонких и изысканных приемов, состоящих в косвенной (не прямой) демонстрации информации, которой еще нет. Это прием с преактивным эффектом.
Предположим, что перед следователем предполагаемый преступник, на которого еще нет достаточных доказательств вины, но следователь убежден в своей правоте. В этом случае он может диагностировать реакции партнера на различную информацию, которую может знать только преступник. Следователь может пригласить своего партнера (предполагаемого преступника) пофантазировать версиями, втягивая его в разговор и оценивая его реакции. Значимость анализируемых событий, эпизодов, отдельных фактов создадут уверенность о достаточной информированности следователя. Это может вызвать эффекты неуправляемости вегетативных реакций, эмоциональных эффектов, что должно быть замечено следователем и правильно интерпретировано. Защитник в этом случае может своевременно заметить этот прием и «отсечь» его демонстративной диагностикой, дать понять, что прием расшифрован и правильно диагностирован и использование его бесполезно. Р.Г. Зорин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|