Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игра (учебная) деловая криминалистическая




 

Не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете, должно превосходить себя, чтобы быть собою.

Б.Л. Пастернак

Понятие деловой игры и ее место в системе подготовки следователей

Деловую игру (ДИ) можно рассматривать как статическую и как динамическую модель профессиональной деятельности. С точки зрения статики ДИ - это система ролевых функций и пред­писаний, подлежащих выполнению для моделирования и иссле­дования возможных взаимоотношений, характерных для опреде­ленной профессиональной деятельности.

ДИ - это контролируемая система, т. к. процедура игры го­товится и корректируется. ДИ может быть рассмотрена и как саморегулируемая система. Процесс профессиональной адаптации молодых следователей может складываться из следую­щих элементов:

а) формирования стойкого интереса к специальности следователя;

б) накопления положительных стереотипов выполнения типо­вых профессиональных действий;

в) накоплений профессионального опыта, т. е. суммы типовых и информационных моделей следственной деятельности;

г) формирование стабильных навыков гармоничного профес­сионального общения с сотрудниками и иными лицами;

д) приспособления внутренних возможностей студентов;

е) формирования «психологической защиты» от психотравмирующих компонентов профессиональной деятельности.

Профессиональная адаптация - это смещенный из реальной профессиональной деятельности в учебный процесс социально-психологический механизм приспособления молодого специалиста к новым условиям профессиональной деятельности к типовым условиям деятельности трудового коллектива, к изменениям в структуре собственной психофизиологической деятельности.

Механизм деловой игры по криминалистике.

Механизм ДИ - это динамическая сторона события, характе­ризующаяся взаимодействием участвующих в нем элементов, а также совокупностью состояний и процессов, переживаемых уча­стниками игры.

Функционирование механизма ДИ обусловлено ее структурой. Элементы структуры ДИ выглядят следующим образом:

1. Задачи ДИ.

2. Принципы ДИ.

3. Условия ДИ.

4. Методы ДИ и ее модель.

5. Состав исполнителей ролей ДИ.

6. Сценарий ДИ.

7. Система оценок деятельности участников ДИ.

8. Документация.

9. Система внутренних и внешних связей.

Методика проведения ДИ слагается из комплекса приемов и методов целесообразного, оптимизирующего взаимодействия преподавателя и участников при подготовке и проведении игры.

Названную методику можно представить в виде модели, проце­дуры ДИ, состоящей из стадий, этапов, операций и приемов.

Механизм регуляции процесса профессиональной адаптации в ДИ зависит от ряда факторов:

- особенностей социальной микросреды группы;

- ценностных ориентации группы;

- место каждого участника ДИ в социальной структуре группы;

- социально значимых свойств каждого участника игры;

- содержания и направленности игровых ситуаций;

- эмоционального режима процесса отдельной ДИ и комплекса игр.

Игра сама по себе становится эффективным инструментом приспособления каждого участника к конкретному профессио­нальному действию или деятельности.

Подготовка модели деловой игры.

«Разум и чувство помогают друг другу и пополняют друг друга. Тот, кто следует советам одного из них, отказываясь от другого, нерасчетливо лишает себя той помощи, которая дана нам для нашего руководительства». Л. Вовенарг

Подготовка ДИ - сложная, многоступенчатая Процедура, зави­сящая от ряда субъективных и объективных факторов.

Подготовка модели ДИ может быть представлена в виде алго­ритма, состоящего из последовательных этапов и входящих в них операций. Этапом можно считать набор операций, характери­зующихся своими задачами, целями и результатами. Операция по подготовке игры - это однородная, логически обусловленная часть этапа, направленная на достижение соответствующих этапу задач, целей и результатов. Любой этап или операция при подго­товке ДИ сопряжены с прогнозированием. Каждому этапу про­гнозирования соответствует прогнозный фон, представляющий собой совокупность внешних обстоятельств, имеющих значение для объекта прогнозирования.

Главной задачей первого этапа подготовки ДИ является диаг­ностика основных элементов предстоящей игры. Данный этап складывается из следующих пяти операций:

1. Выбора темы и анализа исходной ситуации для ДИ.

2. Формирования целей и задач предстоящей ДИ.

3. Определения структуры ДИ. Структура определяется с учетом целей, задач, темы, состава участников и других элементов игры.

4. Диагностика игровых качеств участников ДИ.

Диагностика личностных качеств участников ДИ позволяет создать игровой ансамбль, в котором исполнители ролей функ­ционируют неавтономно, а согласованно, достигая совместно общие цели, независимо от ролевых функций.

5. Исследования объективных обстоятельств, влияющих на ход ДИ. Каждое из вводимых в ДИ внешних обстоятельств и предметов подлежат всестороннему анализу с позиций целесооб­разности использования их в игре.

Подготовка сценария, на основе которого будет проходить игра.

«...Если мы владеем принципом, всякая творческая работа возмож­на, даже легка, и идет правильным ходом, методически, давая в ре­зультате если не шедевры, то хорошие, достойные произведения...» Виолле ле Дюк

Подготовка сценария представляет собой второй этап подго­товительных действий. В него входят три следующие операции.

1. Системный анализ исходной информации, с которой начи­нается ДИ.

2. Анализ существующих методик решения поставленной проблемы.

3. Подготовка сценария ДИ. Сценарий ДИ состоит из блоков информации:

- о преступлении, подлежащем анализу;

- об организации игры и содержании действий ее участников;

- о материальной обстановке игры;

- о качествах участников игры;

- о средствах управления ходом ДИ;

- о прогнозируемых, промежуточных и конечных результатах ДИ;

- о действиях, которые должны выполняться исполнителями ролей. Ознакомление участников деловой игры с исходной инфор­мацией.

Ознакомление игроков с исходной информацией по ДИ может

проходить в двух формах:

1. Непосредственно перед игрой.

2. За несколько дней до начала игры.

Получив исходную информацию, участники ДИ вплотную со­прикасаются с материалом предстоящей игры, которая с этого момента вплетается в их учебную деятельность как во время за­нятий, так и вне их.

Сама форма изложений исходной информации требует твор­ческого подхода. Информация должна удивить, поразить не­обычностью, яркостью, новизной.

Исходную информацию целесообразно оттенять эмоциями. В уместных ситуациях можно использовать юмор, приветствуя и остроумные ответы, и решения обучаемых.

При подготовке к игре уместно обратить внимание на то, как каждый участник увидит себя в игре. Известно, что каждый чело­век сознательно или непроизвольно сопоставляет свои действия с действиями других людей.

Участники ДИ обязаны:

- глубоко узнать свою роль и учебные материалы по теме ДИ;

- проявлять корректность и уважение к другим участникам в системах «совместно с другим, против другого» и т. д.;

- проявлять заинтересованность в установлении истины, неза­висимо от рулевых функций, - стремится к максимальной результативности занятий;

- аргументировано защищать свою позицию, и уметь призна­вать свои ошибки.

«Когда человек, принявший на себя чуждый ему характер, возвра­щается к своему природному, то как бы снимает маску с лица». Ж. Лабрюйер

Контролируемая самоподготовка участников деловой игры. Успех в ДИ заложен в процессах регулируемой самоподготов­ки. Самоподготовка складывается из нескольких операций:

1. Системного анализа исходной информации.

2. Изучения специальной литературы по технологии ДИ.

3. Подготовки к выполнению ролевых функций. Самоподготовка группы к ДИ предполагает изучение спра­вочной и специальной монографической литературы, использование на занятиях и при подготовке домашних заданий по ДИ специальной литературы, формирует навыки использования справочника. Кроме того, обучаемые сами ищут ту информацию, которая им необходима для разрешения проблемной ситуации. В данном случае преподаватель создает у них познавательную по­требность, активизирует мышление.

Наличие возможности использования на занятии любой спе­циальной литературы раскрепощает игроков, снижает психологический барьер перед стоящими проблемами, убеждает в возмож­ности коллегиального решения любых ситуаций.

Преподаватель, не вмешиваясь в процесс самоподготовки группы ДИ, может помочь игрокам наводящим вопросом, но так, чтобы подсказка нашла ответ через решение промежуточной учебной задачи. Это позволяет обучаемым обрести уверенность в собственной силе в том, что они самостоятельно вышли на пра­вильное решение проблем.

Получение консультаций у опытных практиков-следователей позволяет связывать теоретический учебный материал с его прак­тическим применением.

Обязательным условием подготовки проведения ДИ должна быть предельная выразительность исполнения ролевых функций

(экспрессия).

Роль преподавателя при самоподготовке состоит в том, чтобы помочь участникам ДИ обнаружить в себе скрытые возможности, укрепить уверенность в собственной силе, познать человека, роль которого исполняется в ДИ; а главное - вызвать и развить жела­ние творить, создавать новое, без боязни быть непонятным.

Практика организации игр породила возможность проведения сквозных ДИ, суть которых состоит в том, что все практические занятия проводятся только в игровом варианте.

Последовательность и содержание ролевых функций участни­ков ДИ зависят от сценария игры, целей и задач, поставленных преподавателем, а также от личных целей и задач непосредствен­ных исполнителей ролей.

Участники ДИ осуществляют своеобразное накопление про­фессиональных потенциалов, некоторого профессионального опыта.

ДИ является средством развития и самоутверждения личности следователя. В ходе ДИ у игроков формируется стиль профес­сионального общения. Стиль деятельности участников ДИ можно обнаружить и в процедурной стороне игры.

«Кто гонится за славой, от того слава бежит; кто же ее избега­ет, за тем она вослед идет». Л.Н. Толстой.

Управление процедурой деловой игры.

Общее руководство процесса ДИ преподаватель должен взять на себя. Осуществляя руководство игрой, преподаватель может взять себе наиболее сложную. Управление деловой игрой может осуществляться прямо и косвенно. Преподаватель средствами рефлексивного управления не подавляет волю участников ДИ, он лишь активизирует активные связи, актуализирует необходимые для игры эмоциональные состояния студентов, направляя проце­дуру игры в планируемое русло.

Можно считать ДИ удачной, если по линиям обратной связи преподаватель принимает следующую информацию:

1. Участники ДИ пришли в состояние готовности встать на по­зиции людей, роль которых они исполняют в игре.

2. Участники ДИ выполнили свою ролевую функцию в соот­ветствии со сценарием, соотносили свое поведение с деятельно­стью партнеров по игре.

3. Участники ДИ проявили элементы творчества в трактовке исполненных ролей, в поисках выразительных форм своей роле­вой деятельности. «Портрет должен быть картиной и характеристикой лица». И.Е. Репин.

Анализ деловой игры.

Анализ ДИ может проходить по следующей схеме:

1. Постановка преподавателем задач по оценке хода и резуль­татов ДИ.

2. Определение предмета анализа, т. е. того, что следует ана­лизировать и оценивать.

3. Установление критериев, по которым должна оцениваться игровая деятельность.

4. Анализ игры ее участниками.

5. Организация дискуссии о достоинствах и недостатках игры.

6. Подведение итогов обсуждения преподавателей. Анализу подлежат только реально выполненные ролевые действия участ­ника ДИ, но не его деятельность вообще.

При обсуждении ДИ преподаватель должен побуждать всех участников дать оценку игровой деятельности.

При оценке деятельности участников ДИ надо также учитывать следующие обстоятельства, влияющие на ход и результаты ДИ:

1. Время, использованное участниками на подготовку ролевых функций.

2. Место проведения ДИ и предметы, использованные в ходе игры.

3. Степень подготовленности группы к решению поставлен­ных задач с учетом года обучения, объема изученных предметов, опыта участия в деловых играх.

4. Уровень самостоятельности игроков при решении постав­ленных задач.

Анализ ДИ должен носить характер психологической помощи, обеспечивающей оптимальные формы поиска себя в себе самом.

ДИ являются основой - «полигоном» - для внедрения в след­ственную практику криминалистических методов.

«Конкретная задача любого человека всегда связана с его уникаль­ностью и неповторимостью. Таким образом, в любой заданный момент каждый может иметь лишь одну единственную задачу. Мир ценностей поэтому видится под углом зрения отдельной личности, а для каждой данной ситуации существует один единственный подходящий взгляд. Соответственно, абсолютно верное представление о чем-либо суще­ствует не вопреки относительности индивидуальных точек зрения, а благодаря им». В. Франкл

Игры эвристические

 

Обаяние чаще заключается в уме, чем в лице, так как красота обна­руживается сразу и не таит ничего неожиданного, а ум раскрывается понемногу, когда сам человек этого желает, и в той мере, в какой он это­го желает.

Шарль Монтескье

 

Первое учение об эвристических методах было разработано и введено в практику Сократом. Как философ он ставил себе цель преподавать не готовую систему, а метод, с применением которо­го можно разрабатывать системы.

Его интересовала не структура, а рекомендации о том, как действовать при ее построении. При этом он предпочитал беседу, дискуссию, игру, в ходе которой содействовал своим собеседни­кам в размышлениях.

Тем самым они распознавали свои идеи, а также их противо­речия, что в целом способствовало развитию идей.

Метод назывался мейотикой Сократа, что дословно означает «акушерское искусство» и достаточно метко отражает суть.

Эвристика - особая отрасль интеллектуальной деятельности, отражающая сумму методов, приемов и способов, которыми располагает конкретный следователь при решении конкретной зада­чи, изобретении методов расследования преступлений.

С позиции педагогики эвристика - такая система словесного обучения, когда учитель путем наводящих вопросов заставляет уче­ника прийти к самостоятельному решению поставленного вопроса.

С позиции философии, эвристика — это наука о возникновении нового в знании и деятельности человека, знание реализуется в диалоговых играх.

С позиции логики эвристика - совокупность логических прие­мов и методических правил теоретического исследования и оты­скания истины, реализуемых в интеллектуальных играх.

С позиции математики эвристика — это искусство отыскивать такие пути решения задач, которыми овладевают путем подража­ния, упражнений, игровых форм развития.

Эвристика - это (по ключевым понятиям):

- механизм преобразования информации (интеллектуально-игровой);

- метод преодоления ситуации (прогнозный, игровой, мо­дульный);

- система приемов и методов в синтезе;

- система порождения, создания нового;

- особая отрасль интеллектуальной деятельности, отражающая высокий уровень методологических знаний;

- отражение индивидуальной методологии (отражающий так­тический репертуар приемов и методов);

- философия поиска;

- система извлечения информации из скрытого носителя;

- система диагностики информации и ситуации;

- адаптация информации.

«„.Какое это сложное искусство - живопись. Я выражаю в одной фра­зе то, что художник с трудом набрасывает в течение недели, и горе его в том, что он знает, видит и чувствует подобно мне, но не может этого выразить и потому не знает удовлетворения...». Д. Дидро

Эвристика - это основа интеллектуальной культуры крими­налистики.

Криминалистическая эвристика - это система научных поло­жений, принципов, правил, приемов и методов, направленных на преобразование информации, ее адаптацию и нестандартное ис­пользование при обвинении и защите.

Эвристический метод - это сверхспособ, превышающий воз­можности обычных, стереотипных способов, что особенно харак­терно для игровой формы.

«Каждый из нас обладает одинаковым правом иметь об этом свое суждение». Ж.Б. Робине

Игра экстенсивная

 

Судьба, которую переживает человек, имеет двоякий смысл: он дол­жен ее формировать, где это возможно, и - где это необходимо - дос­тойно принимать ее, терпеть.

Б. Франки

Экстенсивная игра - строится на расширении числа подходов с уходом от активных действий, на процессах выживания, на пе­редаче тактической инициативы другим участникам уголовного производства. Следователь и защитник в этом случае ждут оши­бок от процессуальных противников, которые могут стать осно­вой для наступательной позиции.

Глубокий и развитый ум черпает информацию из глубин дол­говременной памяти, а по ходу извлечения информации, синтезирует с требованиями текущей криминалистической ситуации, со­держащей проблему...

Умения использования операций, переключения внимания, концентрации усилий, фокусирование, инкубация промежуточ­ных решений отражают инструментальные возможности развито­го мышления, приученного опережающе реагировать на реальные условия решения задачи:

Проблемная информация, воспринятая следователем по пово­ду расследуемого дела, постоянно находится в процессах взаимо­действия с иными блоками информации в связи с исследуемыми обстоятельствами. Проблемная информация, принятая и понятая следователем, постоянно «будит» сознание, возвращая его к по­ставленным вопросам: кто преступник, как совершено преступ­ление, каковы его причины и т. д.

Все это формирует картину происшествия.

«Горе тому художнику, который стремится показать свой та­лант, а не свою картину! Право, было бы смешно, если бы самое глав­ное у художника была его рука». Р. Ролпан

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...