Грешник, лишающий свою семью
Согласно исламскому праву в постоянном браке муж должен обеспечивать все потребности жены и детей. Не жена, а муж обязан удовлетворять нужды своей семьи в жилье, одежде, пище. И если мужчина проявит в этом беспечность и нерадивость, то в Судный день он будет отвечать перед Всевышним Аллахом. Семья это святое, поэтому каждый мужчина должен заботиться о своих близких. Имам Садик говорил по этому поводу: «Человека можно считать грешником уже за то, что он лишает своей заботы людей, которые находятся на его иждивении». [278] В другом хадисе о подобных людях сказано еще резче. Посланник Аллаха говорил: «Будь трижды проклят тот, кто не заботится о людях, находящихся на его иждивении». [279] Всевышний Аллах сотворил этот мир так, что если кто-то желает добиться успеха в нем, он должен приложить для этого усилия. Творец этого мира любит людей усердных, работящих, тех, кто старается для блага своей семьи. И им Аллах дарует лучшую награду в этом мире и в мире ином. Всевышний Аллах не любит людей ленивых и не заботящихся о своих семьях. Многочисленные людские пороки имеют несколько причин появления, и одной из этих причин является лень. Поэтому тот человек, который видит в себе признаки лени, должен взглянуть на себя другими глазами, он должен посмотреть, что о нем думают окружающие. И если он жаждет достигнуть счастья в обоих мирах, то ему необходимо измениться и использовать данную ему Всевышним Аллахом силу и энергию на благом пути. Иначе он заслужит ненависть и отвращение всех людей в этом мире, а в мире ином его ждет гнев и осуждение Творца.
Глава 26. Блага Аллаха
Всевышний Аллах проявил к человеку величайшее милосердие, даровав ему огромное количество милостей и всевозможных благ. Он даровал человеку ум, чтобы тот размышлял. Он даровал ему тело. Даровал ему силу и энергию, чтобы человек мог двигаться и трудиться. Все это блага от Милостивого Аллаха. Всевышний Аллах обязал человека использовать дарованные ему разум и силу для устройства своей земной и загробной жизни: «Он Тот, кто сделал землю покорной для вас. Странствуйте по ней и вкушайте из Его удела». [280] Человек живет на этой земле и, странствуя по ней, то есть работая и усердствуя, в соответствии с божьим замыслом удовлетворяет свои потребности и потребности своих близких. Дозволенными путями он обязан добыть для семьи еду, одежду, жилье и все необходимое для нормальной жизни.
Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Существует семьдесят видов поклонения, но наилучший из них – честно зарабатывать на жизнь». [281] Всевышний Аллах подчинил человеку все сущее в мироздании. В Священном Коране сказано: «Разве вы не видите, что Аллах подчинил вам все то, что на небесах, и то, что на земле, и даровал вам явные и скрытые блага?» [282] В данном аяте говорится, что все в этом мире подчинено человеку, все сотворенное служит для того, чтобы человек в соответствии с предписаниями религии использовал его во благо себе. Поэтому человек, имея дарованные ему Господом разум и силу, не должен сидеть сложа руки, а должен усердствовать на этой земле, которая к тому же подчинена ему. Способность размышлять, обладание силой, земля, находящаяся в подчинении, все это является лишь частью тех многочисленных благ, которые Аллах даровал человеку. По этому поводу в Коране сказано: «Все блага, которые вы имеете, все от Аллаха». [283] В другом аяте говорится: «Воистину, Аллах тот, кто дарует надел». [284] Таким образом, можно сказать, человек должен использовать дарованные ему Аллахом блага для того, чтобы ему были даровано еще большее количество благ. То есть ему необходимо использовать разум и силу для получения своего надела от Господа. Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) говорил: «Всевышний Аллах дарует надел тому человеку, который старается приобрести его». [285] Сам Имам Али и все остальные безгрешные имамы лично старались в деле приобретения надела от Аллаха. Они, имея степень предводителей мусульманской общины, сами трудились и добывали средства к существованию. Имам Али копал землю, носил воду за плату, выращивал финики и этим путем удовлетворял все потребности своей семьи. Более того, заработанные средства он расходовал в качестве милостыни для нуждающихся. И за свою жизнь он освободил огромное количество рабов, за которых расплачивался лично заработанными деньгами.
Письмо
Никогда человек не должен отказываться от полезного и выгодного дела, и ни в коем случае он не должен перекладывать свои обязанности на плечи других. Не пристало мусульманину поступать таким образом. Так как мусульманин, в поте лица добывающий пропитание для своей семьи, по словам Пророка Ислама подобен воину, сражающемуся на пути Аллаха. Порой некоторые люди вследствие неправильного взгляда на мир лишают свою жену и детей многого необходимого. Они не проявляют должного усердия в работе и труде, в результате чего временами вызывают недовольство своих близких. Один из них это муж девушки, которая написала следующее письмо: «Сразу же хочу сказать, что мой муж не плохой человек. Наоборот, он добрый и ласковый, относится ко мне с нежностью, очень любит детей. Он никогда не обделяет нас своим вниманием, всегда помогает мне с детьми и помогает мне по дому. С этой стороны я очень благодарна ему. Но проблема в другом. Дело в том, что мой муж не обеспечивает должным образом свою семью с материальной стороны. Если честно, то очень часто у нас нет денег на приобретение самых элементарных вещей. И это тогда, кода мой муж имеет все возможности для того чтобы заработать необходимую сумму. Но он не зарабатывает. Я бы не сказала, что он лентяй, но он не любит работать. Обычно он говорит, что богатство или бедность полностью зависят от Аллаха. Если Аллах предписал тебе что-нибудь, то работай или не работай, это что-нибудь войдет к тебе домой через двери. А если не через дверь, то тогда пролезет в окно. Работа и труд, говорит он, лишь утомляют и отвлекают от многих важных вещей. Если Аллах пожелает, то все у нас будет замечательно. Несколько месяцев назад он ушел с хорошей работы, сказав, что туда далеко добираться и что ему не нравится директор. Имея такие взгляды, он не занимается каким-либо серьезным делом. Более того, те деньги, которые он иногда зарабатывает, он не умеет держать в руках. Он может одолжить их кому-нибудь, может подарить, в то время как у нас самих есть долги. Когда я говорю ему об этом, он называет меня скупой, говорит, что я мешаю ему помогать людям. Разве я скупая? Разве можно назвать женщину скупой из-за того, что у ее семьи множество долгов, а ее дети лишены многих элементарных вещей…»
Ответ
Муж этой девушки, по ее собственному свидетельству, является добрым и ласковым человеком, заботящимся о детях и помогающим людям. Это прекрасные качества для любого мусульманина. Они способны создать в семье добрую атмосферу и духовную гармонию. Но не нужно забывать, что люди имеют также материальные нужды. И если глава этой семьи полностью обеспечит свою супругу и детей с материальной стороны, то в семье воцарится полное счастье. Хотим мы этого или нет, но материальная сторона все же играет значительную роль в семейной жизни. Ведь людям нужно есть, где-то спать, во что-то одеваться. В исламской религии мужчина является ответственным за обеспечение своей семьи с материальной стороны. Если мужчина не имеет имущества, а также не может обеспечить свою супругу и детей едой, одеждой, жильем, то он обязан работать, зарабатывать деньги и этим путем удовлетворять нужды семьи. Имам Садик (да будет мир с ним) сказал однажды: «Для сохранения достоинства детей и супруги мужчина должен обладать тремя качествами: 1. Добрым нравом и обходительностью; 2. Усердием, на пути добывания пропитания для семьи; 3. Усердием в защите семьи. Если мужчина не обладает этими качествами, то он должен сделать все возможное для их приобретения». [286]
В одном из хадисов от Посланника Аллаха говорится: «Зарабатывать на жизнь честным способом это обязанность всех верующих мужчин и женщин». [287] Посланник Аллаха и безгрешные имамы из его рода являются для мусульман примерами самых совершенных людей, следуя которым мусульмане становятся ближе к ним. Один из соратников Имама Садика, которого звали Фадль ибн Убай, рассказывал: «Однажды я и несколько человек пришли к Имаму Садику. Мы увидели его в поле, на котором он, проливая пот под жарким солнцем, трудился лопатой. Мы подбежали к нему, хотели забрать лопату из его рук и продолжить работу вместо него. Но Имам Садик сказал в ответ: «Нет, я сделаю все сам. Я хочу, чтобы Всевышний Аллах увидел меня с лопатой в руке, зарабатывающего на жизнь честным способом». [288] Имам Бакир (да будет мир с ним) говорил: «Если человек будет трудиться в этом мире для того чтобы стать независимым от людей, чтобы обеспечить всем необходимым свою семью, чтобы помочь соседу в трудную минуту, то в Судный день он встретит Всевышнего Аллаха с лицом, сверкающим как луна в четырнадцатую ночь». [289] Многие люди, так же как и муж этой женщины, ошибочно полагают, что надел, который дарует Всевышний, не зависит от того, работает человек или нет. Они ни чем не занимаются и говорят: «Мы уповаем на Аллаха, мы верим, что Он дарует нам наш надел». Данный взгляд на жизнь восходит к неправильному пониманию предопределения Аллаха и вопроса свободы воли и фатализма. Необходимо верно понимать учение Ислама в этом вопросе, гласящее, что Всевышний Аллах лишь тогда дарует человеку щедрый надел, когда тот сам будет стремиться к этому и сделает все возможное от себя. Человек, который сидит сложа руки и ждет, когда же Аллах дарует ему надел, подобен путнику, закрывшему глаза и просящему Аллаха указать ему верную дорогу. Разве он не знает, что использование глаз это и есть использование Аллаха как указателя верной дороги? Точно так же использование разума и сил для добывания пропитания, труд и усердие это и есть те блага, которые увеличивают человеку надел от Аллаха. Однажды Посланник Аллаха проходил мимо поля. Он увидел там нескольких лежащих без дела мужчин. Он спросил их: «Кто вы? Почему вы не обрабатываете эту землю?» Мужчины ответили: «Мы уповающие на Аллаха». Посланник Аллаха сказал им в ответ: «Нет, вы не уповающие на Аллаха, вы фаталисты, обманывающие сами себя». [290] Завершим эту главу молитвой от Имама Саджада (да будет мир с ним), с которой он обращался к Аллаху: «Господи! Ниспошли нам вкусную пищу, взрасти посеянное нами, наполни молоком наших животных и дай нам больше сил! Господи, Благослови Мухаммада и род Мухаммада, даруй нам блага небес и земли. Поистине, ты над всем властен». [291]
Глава 27. Покаяние
Самой большой трудностью, встающей перед теми, кто решил следовать по пути духовного совершенствования, является ощущение тяжести от совершенных ранее грехов, ошибок и просчетов. Это ощущение приносит еще больше страданий, если человек совершал тяжкие грехи; они давят на него, словно нелегкая ноша. Это чувство мешает ему, порой оно изводит человека, опустошает его душу и даже может привести его к сильнейшему отчаянию. Однако эта трудность разрешима в небесных религиях. Ислам, вся программа которого почерпнута из Священного Корана, призывает человечество к покаянию. Согласно учению исламской религии, человек, обратившийся к Аллаху с искренним и правильным раскаянием, освобождается от бремени грехов. Его душа чувствует небывалую легкость и наполняется божественным светом. Покаяние является началом нового этапа в его жизни. В некоторых хадисах говорится, что душа покаявшегося человека становится чистой словно душа младенца, только появившегося на свет. Священный Коран открывает перед грешниками двери божественной милости и зовет их войти в них. И эти двери зовутся покаянием. Призыв Корана обращен ко всем согрешившим и оступившимся, независимо от тяжести совершенных ими грехов. Коран обещает им, что если они обратятся к Творцу с искренним раскаянием, то Он простит им их грехи, они смогут забыть старую и начать новую жизнь. В одном из хадисов от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), который вселяет надежду в сердце любого грешника, сказано: «Тот, кто покаялся в своем грехе, будто бы и не совершал его». [292] Такой же хадис, но с небольшим добавлением, передается от Имама Бакира (да будет мир с ним): «Тот, кто покаялся в своем грехе, будто бы и не совершал его. Тот же, кто обратился к Аллаху с раскаянием, но несмотря на это продолжает грешить, подобен насмехающемуся». [293]
Пять условий покаяния
Священная Книга, ниспосланная Аллахом для наставления человечества, обращается к верующим: «О вы, которые уверовали. Обратитесь к Аллаху с искренним раскаянием». [294] Да, самым первым и самым важным шагом на пути к духовному спасению является раскаяние в грехах. Данное раскаяние должно быть искренним, без малейшей фальши и лицемерия. Побудительной причиной этого раскаяния должно быть стремление к Аллаху, боязнь лишиться Его милости, страх перед грехом, отрицательное влияние которого может быть очень даже опасным. Если же человек раскаивается в грехах лишь для того, чтобы этим путем заработать положение в глазах окружающих или для достижения каких-либо мирских корыстных целей, то грош цена этому покаянию. Оно не будет принято Аллахом, более того, оно обернется против самого человека. Так в чем же заключается покаяние? Покаяние – это искреннее сожаление о содеянном грехе, которое влечет за собой решение не совершать данный грех в будущем. Если грех можно искупить, например, если поправший права других людей в состоянии восстановить их права, то кающемуся нужно сделать это. Затем он должен попросить у Аллаха прощения. Исламские ученые считают, что правильное покаяние должно отвечать пяти следующим требованиям: 1. Кающийся должен перестать совершать грех. 2. Он должен сожалеть о совершенном грехе. 3. Ему нужно принять твердое решение не совершать этот грех в дальнейшем. 4. В случае необходимости ему нужно искупить и возместить грех. 5. Он должен обратиться к Аллаху с просьбой о прощении. Однажды Муаз ибн Джабаль спросил Посланника Аллаха о том, что такое искреннее раскаяние. Посланник ответил ему: «Искреннее раскаяние – это когда кающийся кается, а затем не возвращается к совершению греха подобно тому, как молоко не возвращается обратно в вымя». [295] Эти слова Пророка показывают, что настоящее покаяние способно произвести в душе верующего такие перемены, что он уже никогда не вернется к повторному совершению того же греха. Искреннее покаяние – это наивысшая степень раскаяния. Имам Саджад – четвертый безгрешный имам (да будет мир с ним) обращался к Аллаху со следующими словами: «О Аллах! Ты тот, кто открыл перед рабами Своими врата и назвал их покаянием. И Ты сказал: «О вы, которые уверовали. Обратитесь к Аллаху с искренним раскаянием». Так какие же отговорки могут быть у тех, кто проявит беспечность и не войдет в эти врата после того как они раскрылись перед ним?» [296] Имам Бакир (да будет мир с ним) говорил о том, как значимо для Аллаха покаяние Его рабов: «Воистину, Всевышний Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем человек, который потерял свое верховое животное и свою поклажу, а затем нашел потерянное». [297]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|