Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бойтесь лицемерия и следования страстям




 

Лицемерие, двуличие, показуха – враги верующего. Если намерения и деяния человека будут запятнаны этими качествами, то нет в нем искренности, и Аллах не примет его богослужений и иных благих дел. Посланник Аллаха в связи с этим говорил: «Аллах не примет деяний, в которых имеется лицемерие даже весом в пылинку».

Однажды Посланник Аллаха рассказал мусульманам об участи лицемера: «Ангелы с радостью подняли на небеса благие деяния одного из рабов божьих, но когда они достигли небес, Всемогущий и Всеблагой Аллах сказал: «Бросьте их в самую глубину ада, ибо при их совершении он не стремился ко Мне и не имел искреннего намерения». [336]

В одном из хадисов от Имама Али сказано, что следование низменным страстям и неспособность контролировать их является причиной отсутствия искренности по отношению к Аллаху: «Каким образом может быть искренним человек, который одолеваем страстями и низменными желаниями?» [337]

Еще одной причиной отсутствия должной искренности Имам Али называл длительные мечты и несбыточные желания. Он говорил одному из мусульман: «Уменьши свои желания и тогда ты будешь искренен в деяниях». [338]

 

Восполнение молитв в течение тридцати лет

Покойный аятолла Дастгайб приводит в одной из своих книг следующую историю. Жил неподалеку от мечети верующий человек, который постоянно посещал ее и никогда не пропускал коллективной молитвы. Он раньше всех приходил в мечеть, становился в первый ряд молящихся и позже всех уходил из мечети. Среди людей он слыл богобоязненным и благочестивым человеком. В один из дней случилось так, что по уважительной причине он запоздал к началу коллективной молитвы. Когда он вошел в мечеть, он увидел, что первые ряды уже заполнены и там не осталось свободного места. Поэтому он был вынужден встать в самом последнем ряду. Когда он произносил фразу «Аллаху акбар» и присоединялся к коллективной молитве, то был очень расстроен тем, что не смог сегодня встать в первом ряду. Он с сожалением думал про себя: «Как же так? Что я делаю в последнем ряду? Я всегда выполнял молитву впереди и мое место в первом ряду…» Неожиданно он вздрогнул, его голову пронзила мысль: «Что за думы!? Разве истинному верующему столь важно, в каком ряду он стоит во время коллективной молитвы? Для чего я молюсь? Чтобы выполнить повеление Аллаха и достичь Его довольства или же чтобы тешить свое самолюбие и выглядеть самым набожным в глазах окружающих? Ведь это ничто иное как лицемерие и показуха!» Его сковал ужас. Он вдруг понял, что в течение долгих тридцати лет совершал молитвы без искренности, без верного намерения, которое желает от него Всевышний Аллах. Ведь если бы он вершил свои молитвы только ради Аллаха, то никогда не расстроился бы от того, что выполнил молитву, стоя в последнем ряду. Вслед за этим его сердце озарилось светом. Он осознал, что необходимо уничтожить в себе малейшие проявления лицемерия. Для этого он попросил у Аллаха защиты от козней сатаны, затем обратился к Нему с искренним раскаянием и принял твердое решение исправить свои помыслы. Затем он решил для себя, что, вооружившись терпением и искренностью, он повторно совершит все молитвы, которые он выполнял в течение последних тридцати лет. Таким образом этот случай заставил его проснуться ото сна беспечности и взглянуть на себя другими глазами.

 

Халиф и аскет

 

Рассказывают, что во времена халифата некий человек отправился к халифу, чтобы тот назначил его наместником одной из провинций. Внешность этого человека говорила, что он является набожным аскетом, праведным и богобоязненным, а на его лбу были заметны следы от продолжительных земных поклонов. Прибыв во дворец халифа, он изложил ему свою просьбу. Халиф выслушал его, а затем спросил:

– Что у тебя со лбом?

– Это следы продолжительных земных поклонов, которые я совершаю днем и ночью, в радости и печали. Я много поклоняюсь Аллаху, – ответил ему человек.

– Тогда твои праведные деяния служат преградой тому, с чем ты обратился ко мне в своей просьбе.

– Каким образом?

– Если ты действительно являешься набожным верующим, который много и искренне поклоняется Аллаху, то мне стыдно назначать тебя наместником. Ведь в этом случае мирские заботы поглотят тебя, и ты уже не сможешь поклоняться Аллаху как прежде. А если ты сказал это только для того, чтобы я удовлетворил твою просьбу, то не подобает мне – халифу – попадаться на твой обман и хитрость.

Человек покинул дворец ни с чем.

 


Глава 29. Богобоязненность

 

В своих аятах Священный Коран отводит богобоязненности самое достойное место и считает ее единственным мерилом ценности и значимости человека: «Воистину, самый почитаемый из вас пред Аллахом – самый богобоязненный». [339]

Коран отзывается о богобоязненности как о наилучшем припасе, который может приготовить человек для загробного мира: «Запасайтесь, и, воистину, наилучшим припасом является богобоязненность». [340]

В другом аяте богобоязненность названа самым лучшим одеянием человека: «Однако богобоязненность – наилучшее одеяние». [341]

В огромном количестве аятов Корана сказано, что одним из важнейших призывов божьих посланников к своим последователям был призыв к набожности и богобоязненности: «Готовьте для себя благие деяния, будьте богобоязненны пред Аллахом и знайте, что вы встретитесь с Ним». [342]

Коран считает богобоязненность божественным светом, рядом с которым располагается знание: «Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас». [343]

Коран заявляет о близости благочестия и богобоязненности друг к другу, побуждая верующих к обладанию этими двумя качествами: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». [344]

Коран призывает к справедливости, упоминая о ней, как о благодатной почве для последующего возникновения богобоязненности: «Будьте справедливы, ибо она ближе к богобоязненности». [345]

 

Сущность богобоязненности

 

Теперь пришел черед узнать, что есть сущность богобоязненности – качества, являющегося величайшим духовным богатством, самым важнейшим и значительным достоинством человека? В Священном Коране имеются упоминания, которые приподнимают завесу над истинной сущностью богобоязненности. В некоторых аятах указывается на то, что местопребыванием богобоязненности является сердце. Это следует, например, из следующего аята: «Они те, сердца которых Аллах испытал для принятия богобоязненности». [346]

В следующем аяте богобоязненность сопоставляется с порочностью, и действительно два этих качества являются полной противоположенностью друг друга: «Клянусь душой и Тем, кто придал ей облик, и внушил ей порочность и богобоязненность». [347]

С точки зрения исламской религии каждое благое деяние, совершенное с подлинной искренностью, высочайшей верой и чистейшим намерением, в своем возникновении неизменно основывается на набожности и богобоязненности. Коран говорит о мечети, которую воздвигли искренние верующие, и о мечети, построенной лицемерами, преследовавшими свои корыстные цели: «Никогда не совершай в ней молитву. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, более заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней». [348]

Изучив эти аяты и сопоставив их с другими аятами последнего небесного писания, можно сделать вывод, что богобоязненность – это соблюдение обязательств и осознание ответственности, которые возникают в сердце человека в результате обладания прочной и искренней верой. Богобоязненность – это то, что удерживает человека от порочности и погружения в пучину грехов, то, что призывает его к благочестию, чистоте и справедливости. Богобоязненность – это качество, способствующее совершению благих деяний с искренностью, чистым намерением и незапятнанными помыслами. Если мы решим ознакомиться со словарным значением слова богобоязненность, по-арабски звучащее «таква», то мы также придем к выводу, о котором было сказано ранее. Так как слово «викайа», производным от которого является слово богобоязненность, изначально означает усердие в сохранении и защите чего-либо. Поэтому богобоязненность – это усердие в сохранении своего загробного мира, это усердие в защите своей души от различных проявлений порочности и греха. Богобоязненность – это стремление сконцентрировать весь свой потенциал на помыслах и деяниях, угодных Аллаху и в совершении которых заключено Его довольство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...