Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффект передвижения смыслов




 

«Торговец лошадьми рекомендует покупателю верховую ло­шадь. «Если возьмете эту лошадь и сядете на нее в 4 часа, то в 6.30 вы будете в Питсбурге!», - а что я буду делать в Питсбурге в 6.30 утра?». 3. Фрейд

«Ничто так не отравляет жизнь, как цианистый калий». А.Р. Белкин (демонстрация перехода косвенного смысла в прямой)

Эффект использования остроумных сравнений

 

«Почти невозможно пронести факел истины через толпу, не опалив кому-нибудь бороды». Лихтенштейн

«Большим светилом это человек не был....Но он был большим подсвечником». 3. Фрейд

Эффект использования острот, построенных на бессмыслице

 

Анекдот от Фрейда: «Солдат из богатой семьи Инциг получил направление в артиллерию. Неглупый, но недисциплинированный парень. Один из начальников, расположенный к нему, отводит его в сторону и говорит: «Ты для нас не годишься. Я дам тебе добрый совет: купи себе пушку и работай самостоятельно...». (Пушку ку­пить нельзя, но остроумная бессмыслица превращается в остроту).

Эффект многократного повторения одного и того же материала

 

«Человеческая жизнь распадается на две половины: в первой половине мы желаем наступления второй, а во второй - желаем возвращения первой». (3. Фрейд)

Использование парадокса в остроте

 

«Эта женщина во многих отношениях - настоящая Венера Милосская; она также чрезвычайна стара, у нее также нет зубов, а на желто­ватой поверхности ее тела имеется несколько белых пятен». Гейне

Использование негативных сравнений

 

«В нем были свойства величайших мужей: он держал голову, наклоненной в сторону, как Александр; он всегда что-нибудь за­креплял в волосах, как Цезарь; мог пить кофе, как Лейбниц; когда он удобно сидел в кресле, то забывал про еду и питье, как Ньютон и его приходилось будить, как последнего; одна пуговица брюк у него всегда была расстегнута, как у Сервантеса...» Лихтенберг

Демонстрация противоположностей тому, что действительно думает автор текста. При этом вторая часть высказывания ней­трализуется с первой. («Господа, господа, вы же скоты...»).

«Они изменники - эти достойные мужья». Марк Антоний

Эффект демонстрации намека. «Он был набитый идеалист»... (намек на второе слово - «дураки»). «В порочащих связях был, но... не замечен». А.Р. Белкин

Эффект демонстрации двойного смысла

 

«Врач, вызванный к больной, отводит мужа в сторону и гово­рит: «Эта женщина мне не нравится». Муж отвечает: «Она мне давно уже не нравится». З. Фрейд

«Если голова болит - значит она есть». А.Р. Белкин (двойной смысл с элементами парадокса).

«Куда вы попадете, если воткнете нож между четвертым и пя­тым ребром?» - спрашивает профессор на экзамене у студента-медика. - «В - тюрьму», не задумываясь, отвечает последний». Анекдот от З. Фрейда.

Эффект оптимизации

 

Оптимальный метод как бы выкристаллизовывается из стандарт­ных форм и находит под регулятивной деятельностью новое «лицо», новые функции. Это повышает эффективность следственных действий и делает следователя «хозяином» следственной ситуации, в рамках которой каждое объективное требование ситуации порожда­ет адекватную реакцию следователя в виде рациональной програм­мы действий и включенных в нее оригинальных методов.

Таким образом, оптимизация - это процесс динамического преобразования приемов и методов, а также следственных дейст­вий, в которых эти приемы и методы функционируют. Этот про­цесс преобразования идет постоянно, одновременно с развитием следственного действия или его подготовкой. Кроме того, след­ственное действие в эвристическом варианте предполагает мно­говариантность с учетом множества целей и средств их достиже­ния. Поэтому «работающий» метод постоянно адаптируется к тому варианту действия, который реализуется следователем.

Эффект построения «дерева целен»

 

«Слово и действие становится высокозначительным, когда музыка мышления берет их под свои крылья».

А.В. Луначарский

 

Весьма продуктивным является построение дерева целей, ко­торые ставят перед собой следователь и его партнеры:

- определить систему целей, которые ставит партнер (выиг­рать время, переиграть следователя при невыдаче информации, исказить свою позицию, сохранить «лицо»...).

Каждая из названных целей провоцирует сумму действий, ко­торые надо предвидеть, преодолеть, компенсировать иными дей­ствиями, усилить-ослабить... Уместно «просмотреть» в рефлек­сивном режиме все варианты действий и на каждый вариант про­думать серию вариантов возможных ответов. Получается доволь­но громоздкая конструкция, но главных целей не так уж много, поэтому это вполне оправданные затраты;

- определить смысл действий и, может быть, жизни партнера. Практика следствия свидетельствует, что до определения смысла дело не доходит, законом это не предусматривается, а влезать столь глубоко в «душу» достаточно сложно.

Однако, именно через анализ смысла лучше всего оценивается действие и человек, его совершивший.


- определить систему целей, поставленных следователем, ус­тановить точки тактического пересечения целей следователя и его партнера, установить тактику разрешения пересечения целей - конфликта или, напротив, контакта.

Эффекты рефлексии

 

В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле. А. Шопенгауэр

 

Рефлексия опосредует механизмы:

- понимания себя и партнера;

- развертывания монологов процессуального партнера в про­цессе действия и после него (в ретроспекции);

- самоанализа состояний (эмоциональных и интеллектуальных);

- формирования «Я-концепции» (своей и процессуальных партнеров);

- критики взаимно отражаемых оценок.

Появление рефлексии в процессах мышления неизбежно и не­обходимо. Разница в интенсивности использования только в том, насколько методически готов индивид рефлексировать своего партнера, ситуацию или надситуативное явление, например, смысл жизни или этапы следственного действия.

В связи с этим можно утверждать, что сам процесс рефлек­сии направлен на поиск смысла текстов, мыслей своих и чу­жих, ситуаций.

Направленный на себя, механизм рефлексии:

стимулирует сознание на активный поиск лучших для ситуа­ции форм проявления собственного Я;

блокирует барьеры, мешающие максимальному и оптималь­ному самовыражению;

представляет на экран сознания необходимые аналоги, ассо­циативные модели, парадоксы для решения задачи «от противно­го» по контрастным формам;

производит перебор и оценку самооценок, их корректировку и преобразование устойчивости собственного «Я».

Можно сказать, что четкость контуров внутреннего «Я» опре­деляется границами чувства самоуверенности личности, когда человек действует надежно, без излишних сомнений и внутрен­них колебаний.

Следователь, становясь саморегулирующей рефлексивной сис­темой, осуществляет отслеживание собственных и чужих мыслей, динамики мыследеятельности партнеров, динамики развития эле­ментов следственной ситуации, влияющей на совокупную комму­никативную деятельность по поводу расследуемого дела.

«В жизни нет лучшего правила, как не увлекаться первым порывом. Если дашь себе время подумать, воплощение всегда выходит более верно». Т. Сальвини

Эффект сверхзадачи

 

Я не хочу ничего делать для внешнего успеха, блеска, я хочу иметь идею, прежде чем начинать какую-нибудь вещь...

Ж. Бизе

 

Криминалистическая сверхзадача - это задача, способная под­ниматься в своем решении над уровнем требований ситуации, с реализацией целей, носящих избыточный потенциал к поставлен­ной задаче.

Криминалистическая сверхзадача - явление реально выпол­нимое, направленное на преодоление внешних и внутренних барьеров деятельности, барьеров рискогенных ситуаций.

Криминалистическая сверхзадача - мобилизует из кратковре­менной и долговременной памяти забытый, но сохраняемый соз­нанием материал. Сверхзадача актуализирует память, стимулиру­ет ее на поиск.

Поставить сверхзадачу - это желать то, что объективно - мак­симально можно, но трудно... что именно и отталкивает от поста­новки сверхзадач.

Сверхзадача акцентирует мышление, которое стимулируется субъективно невыполнимой целью, объективно вызывая сверх­мотивированное действие. Возникает известный эффект: «Глаза боятся, а руки делают...»

Смысл сверхзадачи - изменение средств, методов, приемов ин­теллектуального творчества, обращенного главным образом на пре­образование информации, извлекаемой из различных носителей.

«Решение сверхзадачи представляет собой заглядывание» в кладовые собственного сознания.

Для практической реализации сверхзадачи необходимо следующее:

1. Осознание проблемы и сверхзадачи на основе целенаправ­ленного восприятия, переработки, использования информации и ситуации.

2. Оценка значимых ситуаций, отдельных событий, имеющих символику начала тенденции, влияющей на постановку и реше­ние сверхзадачи.

3. Распознавание цепи событий и фактов, свидетельствующих о диагностике явления, для которого необходимо найти комплекс приемов решения проблемы.

4. Диагностика тенденций преступных событий и процессов (т. е. формирование лица явления и его основных признаков, отя­гощающих решение задачи).

5. Совершенствование системы задачи вширь и вглубь, верти­кально, горизонтально и по кругу лиц в рамках пространственно-временных связей.

6. Формулировка версии развития анализируемой проблемы.

7. Построение вероятностей модели развития обнаружения проблемы, а также системы задач для ее разрешения.

8. Построение прогноза, т. е. определение того, что станет с ситуацией, если соответствующая тенденция сохранится, а из «семян оснований» разрастутся ожидаемые последствия, которые должны встречаться решениями криминалиста.

9. Построение модели сверхзадачи с ветвлением частных задач («дерево сверхзадачи»), где каждая задача видна в отдельности.

10. Анализ разветвленной многовариантной сверхзадачи раз­решения проблемы, где системе задач адекватно отвечает система решения. В сверхзадаче каждая ее часть должна находить потен­циальное, реальное для выполнения решение.

Образно говоря, сверхзадача должна быть «многоглавым дра­коном», у которого при отрубании одной головы вырастает много других.

Таким образом, факт ситуации еще не состоялся, но его уже проанализировали, синтезировали с реальностью, запрогнозировали его сверхзадачу, вывели следствия из не родившихся при­чин, развернули условия, в которых должны быть позитивные перспективы решения проблемы, исключили ошибки, получив максимально возможный реальный результат.

Эффект компенсации

 

Хорошее самочувствие - это и есть то, чем время от времени нужно довольствоваться.

В. Швебель

 

«При высоком уровне стимулов к работе или высоких требо­ваниях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими спо­собностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок»1.

Каждый из эффектов компенсации имеет свои парадоксы, кото­рые необходимо учитывать в криминалистическом исследовании.

Поэтому поставленная следователем цель должна дублиро­ваться применением однонаправленных приемов, компенсирую­щих возможную неудачу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...