Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффект переутомления масками




 

Я только пустослов: а что в словах! что во сне!

Л. Толстой

 

Противодействие следствию всегда связано со сменой масок, которые вынужден носить, менять, украшать и уничтожать обви­няемый (или его защитник).

Маски - это ложные показания, смена позиций и стилей пове­дения, это демонстрация настроений и отношений. Но это не мо­жет продолжаться бесконечно долго, это изнуряет, тем более, ес­ли следователь принимает эту игру в «смену масок» и не дает па­уз на передышку.

В конце концов, следователь может исчерпать репертуар сво­его процессуального противника и предложить ему путь к собст­венной прямой и правдивой речи.

Чем более человек хочет скрыть информацию, тем сильнее она стремится наружу, и он уже не в силах сдерживать себя... в удер­жании рвущейся на свободу тайны. В этот момент важно не про­пустить момент перехвата инициативы и фиксации признания.

Эффект лабиринтного человека

 

Лабиринтный человек - сплошная ходячая провокация и самопрово­кация, каждый второй шаг которой может быть высовыванием языка ка­ждому первому шагу...

К.А. Свасьян (философ)

 

Эффект, характерный для арестованного, который сам нахо­дится в лабиринте собственных проблем, он сомневается в пра­вильности данных им показаний, он боится завтрашнего допроса, он мечется и ищет то, чего в сознании нет - готового и правиль­ного решения. Если следователь подготовит реальную почву для правдивых показаний или правильной позиции – лабиринтный человек, уставший от поисков, примет предложенную почву для правдивой позиции.

Арестованный - это одинокий человек, лишенный всего, кро­ме мыслей, которые его одолевают. Он пытается изменить свои «маски», но постоянно меняет их, потому что каждая из них име­ет свои недостатки.

 

Эффект креативности (творчества)

 

Я должен научиться играть на своем стиле, как на клавиатуре, но иг­рать не заученные пьесы, а свободные фантазии, свободные в макси­мальной степени, тем не менее, всегда логичные и основательные.

Ф, Ницше

 

Это выражение Ницше можно считать установкой/настроем на формирование собственного стиля, направленного на создание личных эффектов управляющего и действующего характера.

Криминалист должен найти в себе эффект креативности, это позволит ему создать основания выразительности, при интерпре­тации любого факта или аргумента.

Эффект лабиринта

 

Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ари­адну, что бы ни говорил об этом он сам.

Ф. Ницше

 

Вся жизнь - это лабиринт. При отсутствии Ариадны, выводя­щей путников из лабиринта, человек погибает. Уголовное судо­производство - тоже лабиринт и за кем пойдет в этом лабиринте участник уголовного процесса... От этого выбора зависит его судьба, жизнь, здоровье. Олицетворением Ариадны может стать защитник, следователь, судья. Скитания по лабиринтам, уголов­ного дела должны сопровождаться информационной экипиров­кой, определенной позицией и психологической защитой.

Обсуждение легенды о Лабиринте и Ариадне могут вызвать управляемые созвучия с мыслями участника уголовного процесса.

1.19. Эффект интеллектуальной перегрузки (при пе­рекрестном допросе, проверке показаний, обыске)

 

Известно, что человек реагирует, на ситуацию до тех пор, пока может ее воспринимать и оценивать... Как только воспринимаемый материал становится непонятным, непостижимым - человек, образно говоря, «опускает руки» и интеллектуальная сфера его «отключается». Это можно рассматривать как интеллектуальный аффект, который сопровождается пассивно-оборонительной ре­акцией.

Эффект может использоваться при активном сопротивлении и противодействии членами преступных групп. Уместно примене­ние эффекта при перекрестном допросе обвиняемого (подозре­ваемого) несколькими следователями в процессе интенсивной загрузки вопросами.

Эффект психологической деформации

 

Эффект психологической деформации - это:

- тенденционный отбор информации, игнорирование или ис­кажение тех данных, которые не совпадают с мнениями людей, принимающих решение;

- необоснованный оптимизм: «Наиболее вероятно то, что полезно»;

- эффект сопротивления: «То, что недопустимо, становится особенно привлекательным»;

- эффект регрессивного мышления: «То, что в действитель­ности произошло, имело наибольший уровень вероятности в прошлом»;

- неспособность различения хороших решений и хороших ре­зультатов;

- единомыслие и хорошая атмосфера в группе становится важнее, чем качество принимаемых решений;

- явление принятия группой решений, связанных с большим риском;

- убеждение в том, что ошибочные решения проистекают от недостатка компетенции или злого умысла людей, тогда как при­чины большинства неправильных решений следуют искать в ок­ружении.

Знание такого рода деформаций и ошибок позволяет так орга­низовать процесс принятия решений, что большая часть таких нежелательных явлений может быть, по крайней мере, частично, устранена.

Эффект поражения

 

Зло всегда производило большой эффект.

Ф. Ницше

 

Помощь специалиста при трансформации психологической защиты может нейтрализовать «эффект поражения», которого многие боятся не меньше, чем самого отрицательного результата деятельности. Анализ причин ряда самоубийств свидетельствует, что именно переживание «эффекта поражения» нередко толкает людей на самоубийство.

Человек, защита которого преодолевается следователем, дол­жен увидеть новую цель, которая в данной ситуации наиболее привлекательна. Оказание помощи в процессах преодоления пси­хологической защиты может не только нейтрализовать негативную установку партнера, но и перестроить ее в позитивную фиксиро­ванную установку на длительное контактное взаимодействие.

При трансформации психологической защиты целесообразно использовать ранее описанные приемы (замещение, рационали­зацию и др.). Успешно могут применять различные формы дея­тельности специалиста, направленные на переключение внима­ния партнера, на отвлечение от активизации защитных процес­сов, уместно подвергнуть сомнению силу воздействия факторов, которые вызывают действие защитного механизма у человека (защита которого преодолевается).

Когда человек отказывается от ранее избранной позиции, трансформируя психологическую защиту, неуместно это подчер­кивать, акцентировать на этом внимание, рассматривая процесс трансформации позиции как естественное состояние, свойствен­ное данному рационально мыслящему человеку.

Если рассматривать проблему преодоления психологической защиты с позиции специалиста, решающего эти вопросы, то можно прийти к выводу, что преодоление психологической за­щиты - это своеобразная замена (преобразование) ложного моти­ва деятельности участника профессионального отношения на ис­тинный, объективно обоснованный мотив.

Эту проблему надо исследовать с позиции лица, чья психоло­гическая защита преодолевается, а процесс воздействия следова­теля он должен воспринимать как деятельность по сохранению его самоуважения с «отступлением» на заранее подготовленные позиции. В этих условиях помощь специалиста принимается, а установка безболезненно преобразуется.

Эффект эмпатии

 

Недостаточно только иметь хороший разум, но главное - это хорошо применять его. Р. Декарт

Эмпатия — это понимание эмоционального состояния, это мышление о переживаниях другого человека.

С позиций криминалистики можно выделить следующие фор­мы эмпатии:

- эмоциональная эмпатия, представляющая собой проекцию в собственном сознании чужих переживаний;

- интеллектуальная эмпатия - это мыследействия о рационали­зации чужих переживаний, это поиск мотивов, причин и условий чужих переживаний. Это конструктивное исследование механизма переживания другого в интересах расследования уголовного дела.

Эмпатическое понимание представляет собой умение понять значение и смысл увиденного, уловить внутреннее состояние и волны чувств инсценировщика.

Эмпатия - это постижение эмоциональных переживаний дру­гого человека путем рефлексивного сопереживания.

Следователь должен войти в образ инсценировщика, мыслен­но поставить себя на его место и попытаться прочувствовать его переживания по поводу совершаемой инсценировки.

Используя инструментальные возможности эмпатического понимания, следует:

- спроектировать эмоциональные процессы инсценировщика;

- обнаружить аналоги в процессах инсценировки;

- обнаружить ассоциативные связи (сходства, контрасты, смежности);

- спроектировать «Я-концепцию» инсценировщика, а затем спроектировать на себя результаты вышеперечисленных процес­сов, спросив себя: «Как бы я совершил это преступление, эту инсценировку, как бы скрыл свои следы, как бы бросил тень по­дозрений на иное лицо, как бы скрылся сам, а затем как бы все это я бы пережил?».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...