Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффект неадекватности отображения человека человеком




 

Ни один человек не может постичь другого человека с доста­точной степенью достоверности, потому что человек постоянно меняется в зависимости от: возраста, физиологического, интел­лектуального, эмоционального, социального, сексуального и мотивационного состояний.

Психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов - осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части лично­сти) между собой так, как надводная и подводная части айсберга.

Поэтому криминалист должен прогнозировать ошибку, выра­женную в эффекте неадекватности, хотя ее можно тактически использовать (зафиксировать проговорку, оценить скрываемую эмоциональную реакцию).

Эффект неопределенного отклика

 

Сцена и зрительный зал, актеры и зрители создают целое только в совокупности.

В. Гете


тактический СТИМУЛ

 

Эффект неопределенного отклика — это эффект зависимости восприятия людьми внешних воздействий.

Отсюда следует, что один и тот же стимул на разных людей при классификации ситуации действует по-разному. Одна и та же классификация ситуации может вызвать различные системы ме­тодов, адаптированные к конкретной личности криминалиста.

Поэтому подготовка любого действия должна предполагать множество реакций участника следственного действия, к кото­рым необходима адекватная подготовка.

Эффекты противодействия

 

Чтобы реализовать себя, человек должен обладать сознанием собст­венных границ; поэтому он вынужден специализироваться на чем-то оп­ределенном. Человек «создает» себя лишь постольку, поскольку он улавливает что-то иное - он познает себя постольку, поскольку познает что-то иное и мыслит о чем-то ином; он доверяет себе. Следовательно, природа человека определяется тем, что он знает и во что верит.

Карл Ясперс

 

В функциональном смысле эффект противодействия — это преодоление (вырастание) из субъективной позиции, защита, поиск контрмер против конкурирующей позиции партнера, т. к. один из партнеров всегда незримо или скрыто «ведет» систему общения, выбор между альтернативами собственного видения ситуации и навязываемых партнером; рационализация собствен­ной позиции; принуждение (эффект воздействия управляющего характера).

Личность - исполнитель преступного действия, который мо­жет выйти из действия, как выходят из игры...

Личность может принять навязанное действие, как вызов на интеллектуальную дуэль.

Личность может манипулировать действиями, как жонглер в цирке, «скрыться» от действия занавесом, перекрыть сенсорные контакты со средой.

Действие может вызвать удивление, познание, агрессию, гнев, страх, радость, счастье.

Действием можно самоутверждаться или вызывать в себе стадные инстинкты (субъект идет с группой на преступление, чтобы быть как все...).

Значение логического мышления следователя наиболее велико при анализе собранных доказательств. Здесь проявляются личные качества следователя, его профессиональные познания, интуиция, умение использовать опыт и т. д. Задача следователя - на основе специальных познаний и творческого воображения соединить разрозненные факты и отдельные доказательства в единое целое и сделать логические выводы по вопросам, имеющим решающее значение для раскрытия преступления.

На основе материала построить концепцию смысла жизни анализируемой личности, выделив систему доминант, которые на стадии следствия будут постоянно давлеть в плане преобразова­ния доминирующих качеств, а также их внешних проявлений.

Эффект ситуативный

 

В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи?... Ф. Ницше

Ситуация становится средством создания эффектов и каналом продвижения к истине и смыслу действия.

В эффектах мы фокусируем сознание на ядре ситуации, на центральной фигуре главного субъекта, но по мере истечения не­которого времени мы уходим из центрального образа и начинаем фокусировать сознание на объектах перефирии, которые нередко меняют первые впечатления... Поиск смысла - это система целеобразования мыслительных процессов. Пространственно-временной познавательный диапазон рефлексии лежит в сле­дующих рамках:

- непознанное прошлое;

- текущее настоящее;

- близлежащее будущее, имеющее прогнозный фон и соответ­ствующий ему пространственно-временной период упреждения (т. е, то, на чем строится рефлексивный прогноз, система не рас­крытых рефлексией закономерностей поведения того или иного партнера, с учетом грядущих изменений).

Ситуация является носителем, концентрацией внешней пред­расположенности среды, ее развития, ее взаимовлияний, ее по­литики, ее экономики, ее криминогенности, ее потенциальных стимулов и опасностей.

Сознание в этом случае начинает жонглировать феноменами понятой информации, теми кирпичиками, из которых затем стро­ится архитектура исследуемой ситуации и ее субъектов.

Эффекты атрибутивные

 

Атрибутивные эффекты могут быть трех видов:

а) типичные, общие (например, убийство типично вызывает неодобрение, осуждение, сожаление, горе..., а убийца испытывает эффект удовлетворения).

б) специфичные эффекты формируются за счет специфики восприятия субъекта (например, киллер оценит невидимые не­профессионалу дефекты в организации убийства... Следователь оценит убийство как выполненное профессионально и определит круг специальных субъектов. Заказчик убийства - оценит про­фессиональные качества следователя и примет дополнительные меры по сокрытию следов и организации противодействия следо­вателю. Следователь почувствует уровень противодействия и оп­ределит «почерк» противодействия, сузит круг заказчиков. И так далее, один эффект порождает другой, более сложный эффект цепочки ситуаций).

Каждое специфическое явление имеет свою систему атрибу­ции. Например, атрибуция трупа - сразу встает перед глазами:

поза трупа, ложе трупа, трупные пятна, окоченение, локализация повреждений, система следов на теле и одежде и т. д.

Для экономического преступления: документированный спо­соб хищения, способ сокрытия, способ извлечения денег и иму­щества, способ раскрытия, способ взаимодействия.

Каждый из элементов ситуационной атрибуции может стать стимулом действия, которое оценивается как внутренняя или внешняя причина.

Стимулы ситуационной атрибуции могут выступать на экране сознания: по отдельности, «букетом» (синтезом) следов, т. е. сме­шиваясь как химические реактивы, они могут накапливаться (куму­лятивный эффект), а затем взрываться аффективной вспышкой.

Рефлексирующий субъект становится постоянным «заложни­ком» собственной процессуальной позиции, причем его партнеры постоянно на него воздействуют «от намека до грубого интеллек­туального принуждения», что может породить рефлексивный аффект, т. е. рефлексивная ситуация требует немедленного дей­ствия, а субъект рефлексии не может своевременно найти адек­ватную рефлексивную реакцию, рефлексирование «вырывается» из него, перегруженное эмоциональными процессами. Надо уметь остановиться и выйти из ситуации.

«Красивые женщины не умеют стариться, артисты не умеют во­время удалиться со сцены: и те и другие не правы». А.Г. Рубинштейн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...