Эффект расщепления смысла информации
Информация имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по этапам следствия. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой - различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит. Поэтому иногда уместно проводить информацию через человека, который неизбежно ее преобразует в сторону переоценки, преувеличения, преуменьшения и расцепления. Это совпадает со смыслом приемов: «демонстрация множества смыслов». Эффект личностной атрибуции
Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует. Ф.И. Шаляпин
Надо уважать в человеке взрощенную им цель, но если она -(цель) носит преступную направленность, то необходимо эту цель найти, оценить, и своевременно раскрыть. Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание криминалистов. Поведение человека всегда, так или иначе соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций «образа Я» представляет поэтому не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности и раскрытием совершенного преступления этим человеком. Теория ситуалогической атрибуции личности является научной основой объяснения причинности реальной деятельности в рамках анализируемой ситуации преступления или его расследования.
Теория атрибуции встречается как термин в психологии, но собственно теории как таковой нет. Элементы атрибутации личности: - намерения; - мотивации; - эмоциональные состояния; - агрессия; - внешние факторы ситуации; - ошибки; - прогнозы; - ожидания; - претензии; - ролевые функции (...по ситуации я должен был это сделать...); - этапы принятия решения, их мотивация, приписывание причин обстоятельствам и фактам; - и прочие факторы, круг которых практически безграничен... Эффекты атрибутации обладают свойствами, рефлексивными симптомокомплексами, которые представляются внешними проявлениями, определенными знаниями, подвергаемыми интерпретации. Свойства могут проявляться в количественных и качественных оценках. Свойства могут быть типичными и атипичными, гармоничными и дисгармоничными, внешними и внутренними, изменяемыми и неизменяемыми, закономерными и случайными. Связи атрибутации могут: - суммироваться (т. е. увеличиваться в объеме); - вычитаться, ограничиваться (например, все возможные мотивации преступления отсутствуют, но остается одно, скрытое, но важное для субъекта преступления, от которого он не может уйти (например, «прах убитого отца стучится в сердце»), Эффект самосохранения
Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства. Поэтому эффект самосохранения предполагает высокий потенциал сопротивления, где цель «оплачивается любой ценой». Тактически этот эффект должен учитываться и тактически обыгрываться.
Эффект самодиагностики криминалиста
Никакая работа не может быть плодотворной, если в ее основе не лежит какой-нибудь идеальный принцип. В основу моей работы над собою я положил борьбу... с пустым блеском; заменяющим внутреннюю яркость, с надуманной сложностью, убивающей прекрасную простоту, с ходульной эффектностью, уродующей величие... Ф.И.Шаляпин
Криминалист должен уметь произвести самодиагностику личности, которая содержит естественные элементы: - самокорректировка психологических установок; - саморегуляция, направленная на миниминизацию выполняемых действий с максимизацией получаемых результатов (выполнить с малыми потерями); - самоорганизация, направленная на освобождение от посторонних мотивов и мыслей, формирование системы целей, механизмов обратной связи, контролируемости; - самоутверждение в действии, формулирование уровня притязаний (я это должен раскрыть...); - самодетерминация - наполнение грядущих действий специальным смыслом, определение системы ценностей, которые будут детерминировать действия следователя; - самоактуализация - вызов на поверхность мышления самого необходимого для данной ситуации. Самодиагностика в сумме своих компонентов являет собой многомерную иерархическую структуру психических компонентов регуляции деятельности, которая центрируется в зависимости от требований следственной ситуации. Самодиагностика поглощает сложный механизм интерпретации собственных исходных данных. Основой начала самодиагностики может стать любое свойство, процесс, которые имеют значение для диагностически значимых обстоятельств. Самодиагностика обращена внутрь следователя. Цель диагностики ставится самим следователем, им же подбираются система инструментов диагностики, им же ставится диагноз и прогноз его использования. Все это глубоко субъективировано, поэтому следователь должен «выходить» из собственного «Я» в надрефлексивную позицию и рассматривать себя как внешний для своего сознания объект исследования. Эффект саморегуляции
Человек снова предоставлен самому себе. Он со всем справился, но только не с самим собой. Д. Бонхеффер
Процесс саморегуляции является сложным хотя бы потому, что он глубоко интимен. Человек не пускает в себя другого с его точками зрения, иными ценностями и мотивациями. Каждый человек приходит к саморегуляции самостоятельно, в рамках испытываемой потребности в ситуации, которая поставила эту потребность теперь и сейчас... Уходить без решения поставленной проблемы нельзя, потому что проблема остается в человеке нерешенной, она стучит в душу, разрушает равновесие, нарушает покой даже в часы отдыха. Пути и средства поисков методов саморегуляции различными авторами излагаются разнопланово, что и понятно, каждому человеку требуется своя личностная программа саморегуляции. Первым шагом в процессах саморегуляции можно назвать саморефлексию, которая в постоянных внутренних диалогах сопровождает вею деятельность следователя, а также психологическую защиту. Научно обоснованными приемами психологической защиты пользуются лишь немногие и то не всегда правильно. Это обстоятельство вызывает необходимость предельно краткого изложения этих приемов (по P.M. Грановской)1. 1. Отрицание - сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. 2. Вытеснение - избавление от внутреннего конфликта 3. Путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. 4. Проекция - бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаваться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо. 5. Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. 6. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. (Например, «не очень то и хотелось»). 7. Включение - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании и сравнении своей беды с другими бедами. При этом переоценивается значимость травмирующего фактора.
8. Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. (Например, следует отвести душу на доступных объектах). 9. Изоляция - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание. Практика показывает, что человек вполне может избежать стресса, если сформирует у себя эффективную психологическую защиту2. 1. Смена ориентации. Неудача, постигшая человека при достижении какой-либо жизненно важной (а подчас и не очень важной) цели, довольно часто приводит к неврозу, если человек не имеет других целей, движение к которым сглаживает остроту неудачи, или если ему не удается сменить одну цель на другую. 2. Умение обесценивать то, чего не смог достичь. Переносить малые потери легче, чем значительные, поэтому необходимо умение принижать «ценность» потери (по крайней мере, это следует делать первое время, чтобы «не потерять голову»). 3. Способность заранее, в уме осмысливать возможную неудачу и ее последствия. Превентивное осмысливание возможной неудачи позволяет избежать возникновения комплекса неполноценности как признака нервно-психического отклонения. Иногда превентивное осмысливание неудачи увеличивает шансы ее избежать. 4. Способность отличать неудачу от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и т. д. Важно объективно оценить то, что в первом своем приближении представляется катастрофическим или трагическим. Для этого иногда полезно «разложить» на бумаге Мыслимые отрицательные события, реальные достижения (к последним относятся и извлеченные из неудачи уроки). 5. Навык к расслаблению. Серьезная результативная деятельность без мобилизации усилий и напряжения невозможна. Снятие этого напряжения с помощью релаксационных (расслабляющих) пауз - условие сохранения нервной системы в здоровом состоянии. Как правило, достаточна 15-30-минутная релаксационная пауза в день. 6. Доверительное общение. Наличие возможности откровенно рассказать кому-либо о своих неудачах приводит к эффекту, именуемому разделенным горем. При этом происходит невольное (бессознательное) регулирование работы мозга с помощью речевой деятельности. 7. Имаготерапия представляет собой мысленное воспроизведение положительных образов с целью вытеснения неблагоприятных переживаний (образов людей для подражания, приятных ситуаций из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т. д.). 8. Юмор многие психологи относят к средствам временной передышки от напряжения, проблем и конфликтов, который, хотя и не разрешает сложностей, но позволяет взглянуть на мучительные и трагические стороны жизни с противоположной стороны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|