Анализ существующих программ и методических — МегаЛекции
Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ существующих программ и методических




Разработок по организации занятий художественным творчеством в детском оздоровительном лагере

ИЗОкружок в пионерском лагере

 

Существующие программы очень разнообразны, одна из них это программа Г.С. Галкиной, в которой автор делится советами «из личного опыта работы в лагере». Ее программа логически выстроенная, полная, она дает определенные знания, но очень похожа на программу художественной школы, а ведь дети хотят отдыхать, заниматься чем-то в удовольствие, у них разная подготовка, а «специальные» знания, при серьезном увлечении можно получить в художественной школе и Изостудиях, в которых можно заниматься весь учебный год и получить прочные знания, а за 18 занятий (примерно столько получается в смену) научиться рисовать ребенку нельзя, а вот мыслить творчески и использовать это в дальнейших своих работах вне лагеря, возможно.

Одна из главных причин, по которой эта программа не подходит – она была рассчитана на занятия с одними и теми же детьми на протяжении всех трех смен, но, как правило, каждую смену приезжают новые дети, даже если ребенок едет и на следующую смену – он пойдет в другой кружок, так как ему интересно попробовать себя в разных направлениях творчества.

Вот одна из разработок занятий одной смены, для детей 8-10 лет:

1 занятие – Вступительная беседа. На примере детских рисунков разговор о том, чем ребята будут заниматься. Беседа о рисовальных принадлежностях и способах их подготовки к работе. Рисование листьев с натуры карандашом.

2 занятие – Знакомство с акварельными красками. Зарисовка несложных растений акварелью, без предварительного контура.

3 занятие – Рисование узора в полосе и раскраска его тремя цветами.

4 занятие – Рисование на тему русской народной сказки. Беседа по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван царевич на сером волке».

5 занятие – Прогулка в лес, сбор шишек, веток. Работа над поделками.

6 занятие – Рисование на тему «Что мы видели в лесу».

В основном дети по этой программе работают только с натуры, а в возрасте 9-11 лет обязательно нужны задания на развитие творчества, фантазии, нельзя заниматься только рисованием с натуры (6).

 

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В АРТЕКЕ

 

«Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» известен хорошо организованной, разносторонней работой по воспитательной работе с детьми. Большое место в работе лагеря занимает детское творчество и пропаганда научно-технических знаний» (6, с.72)

В лагере сложилась стройная система технического творчества, научно-технической пропаганды, кружковой работы и трудового воспитания. Этому всему способствуют олимпиады, соревнования, постоянно действующая выставка «Творчество юных».



При разработке программ кружков Артека учитываются следующие положения:

- не следует повторять школьную программу;

- связь с современностью;

- игры, демонстрации, выставки;

Кружковая работа в Артеке, как и в других лагерях, имеет ряд особенностей:

- деятельность кружка ограничена лагерной сменой;

- в каждый кружок попадают дети разных возрастов.

Всё это учитывается при составлении программы, при выборе места работы, характера заданий, содержания занятий.

 

 

Прикладное творчество

 

Ячменева В.В. разработала методическое пособие для организации детского творчества в лагере с помощью прикладного творчества. Она дала определение кружку: «Кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих интерес к практической работе в той или иной области художественной деятельности. Кружки способствуют активизации учебного процесса, повышению качества обучения, развитию межпредметных связей» (33, с. 4, 18).

Задания, которые предлагаются в методическом пособии – это художественная роспись ткани, лепка животного из соленого теста, аппликация из сухих растений и подобные, эти темы можно включить в кружок ИЗО, но программа изначально разработана для другого кружка.

ИЗОстудия

 

Больше специальных программ для детских оздоровительных лагерей не нашлось, но есть две программы для Изостудий, обе они очень интересные, однако, рассчитаны на длительную работу с постоянным контингентом детей. Однако эти разработки помогут при организации кружка художественного творчества в детском оздоровительном лагере.

Первая программа А. И.Шевченко, разрабатывал он ее вместе в профессором Н.И.Азаровым, назвали этот метод – методом детской радости, рассчитана программа на младший возраст.

Сам Н.И.Азаров назвал этот метод – метод счастливого самочувствия. Радость ощущения цвета – это один, два – избавление от страха, а вдруг у меня получится? Надо убедить, что непременно получится.

Метод этот легко определяем: «овладение цветом, активизация игровых моментов на уроках, увлечение ребенка творчеством, утверждение его в своих способностях» (6, с. 42).

Этот метод близок к типовой общеобразовательной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского. Но это и метод лучших европейских школ и метод преподавания рисования в японских школах.

Вторая программа Ю. Е.Красной и Л. И.Курдюковой, их кружок не совсем обычный, это кружок мультипликации.

Чтобы работа шла успешно педагоги сгруппировали шесть направлений: слово (литература), линия (графика), цвет (живопись), объем (пластика), движение (театр), звук (шумы, музыка).

Свои основные задачи сформулировали педагоги так: «Воспитать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям. Сформировать устойчивую потребность в творческом отношении к жизни». Эти основные задачи повлекли за собой следующее: добиться максимальной самостоятельности детского творчества на основе взаимообучения, использовать проблемные ситуации в обучении, развить и расширить игровые моменты в занятиях.

В книге приводят в пример замечательные, разнообразные задания, которые можно использовать и для кружковой работы в лагере.

Существуют студии, где бережно относятся к самостоятельному детскому творчеству. Одна из таких - это студия Пушкинского музея изобразительного искусства, которым руководила Э.И.Ларионова.

Идея ее методики была проста, и в то же время, сложна в исполнении: не учить, дать ребенку рисовать так, как ему хочется самому. Соответственно подбирались и художественные средства: гуашь, большие листы, толстая кисть.

Ученица великого искусствоведа Б.Р.Виппера– Эрна Ивановна тонко чувствовала красоту во всем, что ее окружало, не только в произведениях искусства. Она видела в детских каракулях то, что их роднило с высоким искусством, и не уставала хвалить детей.

Поскольку детский мозг, как некое великое природное (или божественное) явление прекрасен, и заложенные в него процессы самостоятельного движения тоже, то и все его аутентичные проявления прекрасны, в том числе и детский рисунок.

 





©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.