Автор-составитель – Е.С.Кострюкова
Одним из древних, но не стареющих искусств является японское искусство складывания из бумаги. Это искусство имеет огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В настоящее время мир оригами необычайно широк и разнообразен. Он включает в себя науку и технологию, культуру и искусство, творчество и ремесло, социологию и психологию. В различных странах уже давно используют образовательный потенциал оригами для развития личности ребенка. Особенности оригами в системе образования характеризуются тем, что это открытое пространство для формирования интеллекта с преобладанием воспитательных функций над обучающимися. Оригами носит демократический характер и развивается во вневозрастной среде. Оно имеет органическую связь с обычаями, традициями и ритуалами, имеющими исторические корни в быту и культуре японского народа. Оригами имеет много общего с головоломками, шуткой, игрой и соответственно происходит выравнивание позиции педагога и обучающегося (воспитанника). Их отношения строятся на сотрудничестве, сотворчестве, на взаимопонимании. Таким образом, оригами не только часть культуры, но и благотворная образовательная среда для формирования личности.
При разработке программы кружка использовались материалы экспериментальной программы по оригами для начальной школы под редакцией С.Ю.Афонькина, Е.Ю. Афонькиной. Особенности же представляемой программы в том, что обучение и воспитание детей средствами искусства оригами осуществляются в учреждении дополнительного образования. Это обеспечивает более полное удовлетворение творческих, познавательных, коммуникативных потребностей; большее количество времени посвящается для повышения компетентности в сфере бумаготворчества; освоению различных способов обработки бумаги, что дает более свободное решение творческих задач.
Целью программы кружка «Оригами» является – формирование духовной культуры личности детей 7 – 10 лет, приобщение их к культурным ценностям посредством овладения знаниями и навыками художественной обработки бумаги.
Основными задачами курса являются:
- формирование чувства самосознания,
- развитие культурно-исторической памяти,
- развитие эстетического сознания,
- формирование художественно-творческой активности в процессе изучения оригами.
Программа детерминирована возрастными особенностями художественно-творческой деятельности детей 7 – 10 лет, у которых мышление конкретно-образное, восприятие целостное, хорошо развито воображение, высокая эмоциональная отзывчивость, легкость переключения внимания, быстрая утомляемость, интерес на уровне любопытства, высокий уровень самостоятельности.
Тематическое планирование занятий краткосрочной образовательной программы «Оригами» для детского образовательно-оздоровительного лагеря
№
| Тема занятия
| Цель
| Кол-во часов
| Материалы
| Методические пособия
| Предполагаемый
результат
|
| Что такое оригами?
| Знакомство с искусством оригами. Развитие познавательного интереса к оригами. Воспитание уважительного отношения к искусству разных народов
|
| Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш
| Фигурки оригами «Птица», «Бабочка», «Рыбка», «Лягушка».
Панно из фигурок оригами страна «Оригами»
| Изучение способов вырезания квадрата из прямого листа. Начальные сведения об оригами. Фигурки оригами
|
| Холодные и теплые цвета (лапы драконов)
| Знакомство с понятием «холодный» и «теплый» цвет
Развитие умения различать «Холодные» и «теплые» цвета. Формирование умения применять полученные знания в практической работе. Воспитание культуры работы в материале
|
| Цветная бумага, ножницы, клей
| Фигурки оригами «Дракон» (две шт. синий и красный).
Образцы лап «Огненного дракона», «ледяного дракона»
| Овладение умения различать «холодные» и «теплые» цвета.
Овладение простейшим приемам оригами – складывание фигурки «когтя» из одного листа.
Лапа «Огненного дракона», лапа «Ледяного дракона»
|
| Начальная база треугольника
| Знакомство с простейшими приемами оригами: на основе показа различных вариантов складывания бумаги.
Умение воспроизвести усвоенную фигурку более маленького размера и украсить ее.
Осознание, что фигурки «оригами» необходимо складывать только с добрым чувством
|
| Цветная, белая бумага, ножницы, клей, дырокол
| Заготовка фигурок оригами сделанных на основе начальной базы «треугольник».
Динамичные инструктивные карты – демонстрируют последовательность изготовления фигурок.
Таблица с приемами условного обозначения
| Фигурки оригами, сделанные на основе «треугольник»
|
| Начальная базовая форма - «конверт» Вазочка
| Знакомство с новой начальной базовой формой - «конверт» Формирование умения интерпретировать полученные знания, развитие воображения. Воспитание творческой активности
|
| Цветная, белая бумага, ножницы, клей, дырокол
| Технологическая карта, показывающая последовательное изготовление «вазочки». Образец готового изделия со съемными украшениями
| Несколько вариантов «вазочек»
|
| Птицы лета
| Знакомство с изготовлением новых фигурок – оригами «Птица», базовая форма - «Воздушный змей». Формирование умения различными технологическими способами (прорезание, аппликация) придать образцу более сказочный вид. Воспитание гуманного отношения к птицам
|
| Цветная, белая бумага, ножницы, клей, дырокол
| Силуэт дерева на ватмане. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением птиц. Образцы готовых изделий. Запись с голосами птиц
|
|
| Зверушки – орига-мушки
| Знакомство с понятием «мини-оригами». Развитие мелкой моторики рука. Способность создавать добрый подарок- сюрприз в коробочке
|
| Цветная, белая бумага, ножницы, клей, дырокол
| Образец «сюрприза» в коробочке. Варианты мини-оригамушек
| Умение воспроизвести фигурки-оригами (известные) маленького размера. Подарок – сюрприз в коробочке. Подарочная смешная картинка-открытка
|
| Веселая страна Оригами
| Итоговое занятие, подготовка работ к выставке
|
| Бумага, ножницы, клей, скотч
|
| Оформление экспозиции работ, повторение понравившихся игр
|
ИТОГО:
| 24 ч.
|
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: