Специфика международного менеджмента и задачи международного менеджера.
Специфика международного менеджмента: -Анализ внешней среды (Экономическая, Политическая, Социально-культурная, Экологическая, Демографическая, Конкурентная) -Коммуникации (Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение — это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией); -Принятие решений, стратегическое планирование, реализация стратегий; -Групповая динамика; -Эффективность деятельности. Задачи международного менеджера: - Анализ политических, экономических, правовых аспектов внешней среды, с целью определения источников конкурентного преимущества. - Анализ социально-культурных аспектов внешней среды, с целью определения возможности усиления или ослабления конкурентного преимущества. -Определение организационных форм осуществления бизнеса: Определение организационно – правовых форм бизнеса Выбор организационной структуры фирмы. -Формирование и развитие интернационального коллектива (направление на извлечение, получение преимуществ возникающих в международных взаимодействиях, и на решение, преодоление межнациональных конфликтов. -Поиск, использование и развитие средств инфраструктуры, разнообразных возможностей международного бизнес-сервиса, прежде всего в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций. 3. Функции международного менеджмента
Эффективность управления многонациональной компанией зависит от того, насколько хорошо международный менеджер знает и понимает базовые элементы внешней среды и те проблемы, с которыми сопряжена в ней работа его фирмы. В свете этого можно определить семь основных ролей международного менеджера.
1. Международный менеджер как организатор стратегического поиска возможностей фирмы на внешнем рынке. Поиск возможностей фирмы проводится в рамках подробного анализа внешней среды, с тем чтобы сделать его максимально полезным. На этом этапе организующая роль международного менеджера предполагает решение трех ключевых проблем: выделение совместно с командой ключевых направлений поиска (здесь весьма полезны метод мозговой атаки и техника экспертных оценок); организация усилий служб и внешних консультантов на проведение предварительного анализа; окончательный выбор перспективных возможностей (с особым упором на контроль результатов анализа и ведущую роль международного менеджера во всех предварительных переговорах с вероятными партнерами). 2. Международный менеджер как стратегический мотиватор. Здесь предполагается особая роль международного менеджера в окончательном определении тех стратегических мотивов, которыми будет руководствоваться фирма, выбирая те или иные направления и возможности выхода на международный рынок. Это могут быть: завоевание определенных ниш международного рынка с экспортной продукцией, продажа лицензий фирмы, прямые зарубежные инвестиции для того, чтобы получить доступ к более эффективным факторам производства или лучше обслуживать рынки. 3. Международный менеджер как культурный аналитик. Эту роль в отличие от маркетинговых, экономических или юридических задач никто, кроме самого менеджера, выполнить не может: именно он должен видеть и понимать особенности страновой (национальной) культуры, на которые может опереться фирма, именно он должен просмотреть все проблемы коммуникаций для обеспечения эффективности менеджмента, и, наконец, только он может контактировать с топ-менеджерами зарубежных фирм с учетом их национальных стереотипов. По всем этим причинам культурный анализ – основа работы менеджера с внешней средой.
4. Международный менеджер как эффективный организатор и руководитель интернационального коллектива. Внешне кажется, что эта роль, как и предыдущая, требует лишь знаний в области культуры, но при более внимательном анализе становится ясным, что в значительной мере здесь необходимо привлечение и экономических, и политических, и юридических знаний, то есть всех элементов внешней среды. 5. Международный менеджер как дипломат. Эта его роль реально подразумевает не просто комплексное знание внешней среды (во всех четырех элементах), но и значительный, именно дипломатический талант, который практически необходим везде: от грамотных, тонко проводимых переговоров до решения зачастую очень непростых проблем взаимоотношений с властями в стране пребывания. 6. Международный менеджер как общественный деятель. В этой роли международный менеджер выступает достаточно часто, поскольку он представляет за рубежом не только свою фирму, но и в известных обстоятельствах свою страну и свой народ. Участие в общественной жизни страны пребывания – непременное условие эффективности и стабильности бизнеса за рубежом, хотя понятно, что масштабы этого участия существенно разнятся в зависимости от масштабов самого бизнеса. Здесь на первый план, естественно, выступают политическая и социальная составляющие внешней среды, но заметную роль играет и культурная составляющая. 7. Международный менеджер как «стратегический оптимизатор» международного бизнеса. В этой особой роли международный менеджер выходит за рамки данной страны пребывания, заботясь об оптимальности бизнеса фирмы в целом. И здесь его зачастую ждут крайне непростые решения, в которых особого учета и тонкой, с многочисленными нюансами, оценки требуют политические и экономические аспекты внешней среды. В заключение следует заметить, что если экономические, правовые и политические оценки могутготовить для международного менеджера соответствующие службы фирмы, то в культурном фоне он должен достаточно глубоко разбираться лично.
Международному менеджеру российской фирмы совершенно необходим предварительный анализ, который и формирует у него о необходимой широте анализа внешней среды, этот анализ должен быть минимально необходимым и жестко ориентированным на нужды принятия стратегических решений в первую очередь. Тип экономической системы определяется в зависимости от способа ответа на вопросы: что, как, для кого и сколько производить? В результате выделяется традиционная, рыночная, командная экономика. В соответствии с состоянием развития производительных сил и производственных отношений экономические системы делятся на натуральную форму хозяйства и товарную (рыночную) экономику. Современное рыночное хозяйство делится на социальное рыночное хозяйство, смешанную экономику, корпоративную экономику. Это деление осуществляется по следующим критериям: целевая направленность государственных программ, учет принципов регулирования экономики, размер доли государственного сектора в экономике. В рыночной экономике различают различные модели, которые сформировались под воздействием особенностей географического положения, наличия природных ресурсов, условий развития, традиций, социальной направленности и т. п. В результате различают американскую, японскую, немецкую, шведскую, южнокорейскую и другие модели. Главными чертами американской модели являются незначительный удельный вес государственной собственности, минимальное государственное регулирование экономики, развитие мелкого, среднего и крупного предпринимательства, высокий уровень заработной платы и высокий уровень жизни населения. Японская и близкая к ней немецкая модели основаны на развитии крупных предприятий, высоком уровне государственного воздействия, государственном планировании и прогнозировании, незначительной дифференциации общества, социальной направленности экономики (в Японии – еще и на пожизненном найме работников). Уровень развития экономики и ее отраслевая структура определяют важнейшую рыночную характеристику – покупательную способность населения.
Ф. Котлер для характеристики экономической среды рекомендует рассматривать 4 типа экономических систем в зависимости от отраслевой структуры: · экономические системы, обеспечивающие существование. В них подавляющее большинство занято примитивным сельским хозяйством, основная часть продукции потребляется, а излишки обмениваются на основные товары и услуги. В подобных экономических условиях возможности для торговли ограничены; · экономические системы, экспортирующие природные ресурсы. Такая страна обычно богата отдельными видами природных ресурсов, экспорт которых является основной статьей дохода. Страны с сырьевой экономикой представляют собой емкий рынок для горнодобывающего оборудования, его хранения и транспортировки. В зависимости от числа иностранцев, проживающих на территории такой страны, а также состоятельных местных жителей и землевладельцев может существовать значительный потенциал спроса на «западные» товары и предметы роскоши; · экономические системы, для которых характерна развивающая промышленность. В таких странах доля промышленного производства составляет 10-20% валового внутреннего продукта (Индия, Египет, Филиппины). В них рост производства увеличивает импорт сырья и машиностроительного оборудования и сокращает ввоз готовой продукции (одежды, бумаги, продуктов питания). С развитием промышленности возникает новый класс богатых людей и небольшой, но растущий средний класс. Представителям обоих классов требуется совершенно новые товары, некоторые из них могут поступать в страну только за счет импорта; · индустриальные экономические системы. Страны с индустриальной экономикой – основные экспортеры готовой продукции и капитала. Они покупают другу друга промышленные товары, а также экспортируют их в обмен на сырье и полуфабрикаты. Обширная и разнообразная производственная деятельность и большая прослойка среднего класса делают эти страны богатым рынком сбыта всех типов товаров. В международном маркетинге для оценки перспективной покупательной способности в зависимости от уровня доходов населения выделяют четыре типа стран: · страны с низким уровнем доходов (ВНП на душу населения составляет 785 долл. и ниже). К ним относятся: Албания, Афганистан, Вьетнам, Замбия, Индия, Нигерия, Чад; бывшие республики СССР – Азербайджан, Армения, Туркмения, Таджикистан и др.; · страны с доходами ниже среднего уровня (от 785 до 3125 долл.): Алжир, Болгария, Грузия, Египет, Иран, Ирак, Китай, Латвия, Литва, Россия и пр.;
· страны с доходами выше среднего (от 3126 до 9655 долл.): Аргентина, Бразилия, Венгрия, Польша, Словакия, Турция, Чехия, Эстония и т.д.; · страны с высокими доходами (свыше 9655 долл.): Австрия, Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, США, ФРГ, Франция, Швеция, Швейцария, Япония и т.д. В целом можно рекомендовать следующую структуру данных для экономического анализа:
5. Оценка уровня либерализации экономики Либерализация — это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. - внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. П -внешняя: расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Для оценки уровня либерализации использую так называемые рейтинги экономических показателей. На сегодняшний день говорит о том, что России пока хвастаться нечем. Согласно исследовательской компании The Economist Intelligence Unit и транснациональной финансовой группы Citigroup, которые представили «Индекс конкурентоспособности городов мира» (The Global City Competitiveness Index), российские города, а их в этот список попало только два, и нетрудно догадаться, какие, находятся далеко не на первых местах. Впрочем, то, что Россия хотя бы присутствует в рейтинге, уже довольно не плохо. Методика расчетов заключается в том, что города оцениваются по 31 экономическим, социальным и политическим критериям (21 качественных и 10 количественных показателей), которые детально характеризуют различные аспекты конкурентоспособности городских агломераций. Все показатели сгруппированы в восемь основных категорий, такие как: экономический потенциал, финансовая система, институты, человеческий капитал, физический капитал, глобальная интеграция, социально-культурная среда, окружающая среда. Итоговый индекс представляет собой средневзвешенную оценку базовых категорий. В рейтинге экономических свобод Россия по итогам минувшего года оказалась на 144-м месте (в 2010-м мы были 143-ми). Наши соседи сверху – Гаити (очень странно, страна находится на низком уровне развития, была почти вся разрушена, и тут выясняется, что свободнее нас). Сразу за Россией – Микронезия. 6. Политико-правовой анализ: Международный бизнес всегда контролируется жестче, чем не международный. В международном бизнесе существенно возрастает объем информации, которой необходимо обладать менеджеру. Разделы политического анализа: · Общая характеристика политической системы; · Характеристика политической стабильности и преемственности; · Идеологическая ориентация государства (отношение власти к бизнесу, к народу(ам)); · Вовлеченность государства в бизнес; · Отношение к иностранному бизнесу, которое проявляется в наличии и жесткости торговых ограничений (тарифов, пошлин); · Национальные, экономические и социальные приоритеты. Разделы правового анализа: · Коммерческое право (бухгалтерский учет, патенты, право и т.д.); · Правило создания нового бизнеса; · Трудовое законодательство; · Антимонопольное законодательство; · Регулирование ценообразования; · Налогообложение; · Международное право (регулируется как внутренними документами и международными соглашениями: правило въезда/выезда, правило перемещения/передвижения товаров через границу, перемещение капиталов, приобретение собственности заграницей; защита личности иностранных граждан и их собственности). 7. Фактора вмешательства государства в международный бизнес (по Котлеру): 1.Национальное отношение к международному бизнесу; 2.Политическая стабильность (чем выше, тем ниже вмешательство) - сепаратизм, национализм; 3.Сила валюты, с которой связан характер валютного регулирования; 4.Уровень государственной бюрократии (несовершенство законодательства). Саймон Маджаро предложил «схему типов вмешательства государства в международный бизнес» (4уровня): 1-ый уровень : Недискриминационное воздействие: (Требование назначать на руководящие должности местных филиалов зарубежных компаний, только граждан этой страны). Тайланд. Требование к экспортерам минимизировать прибыль, полученную в своей стране; цель-субсидирование местных потребителей. Россия-Газпром. Требование локализации иностранных сборочных производств. (Таиланд, Малайзия, Мексика). 2-ой уровень: Недискриминационное вмешательство: Ограничение доли иностранного капитала; Содействие бойкоту иностранных товаров и иностранного персонала. (Бойкот от некоторых бизнес лиц, американских продуктов во время начала войны Америки с Ираком). 3-ий уровень : Дискриминационные санкции: Требование реинвестирования части прибыли в данной стране. (Это направление является скрытой формой частичной экспроприации). Требование компенсации нанесенного ранее ущерба задним числом (пример-Юкос). 4-ый уровень : Отчуждение собственности: Национализация (отчуждение собственности по правилам в соответствии с законодательством, без вмешательства государства). Экспроприация (отчуждение собственности без закона и компенсации)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|